Чусовлянкина Екатерина Тимофеевна Воспитатель 1К МБДОУ «Ергачинский детский сад» ст. Ергач
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К. Е. Тимирязев
Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости ребенка. Кроме того, сказки развивают воображение, учат его фантазировать, развивают мыслительную деятельность. Метод мнемотехники при помощи, которого дошкольники учатся составлять рассказы, пересказывать литературные произведения, знакомятся с русскими народными сказками, облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления. Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое. Развивать память — значит, обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.
В МДОУ «Ергачинский детский сад» в группе «Звездочки» функционирует кружок «Сказкино», в процессе работы которого апробируется авторская программа дополнительного образования «От сказки к сказке». В процессе реализации программы у дошкольников формируются процессы запечатления, сохранения и воспроизведения, того, что видят, слышат (памяти), интеллектуальные возможности, расширяется круг знаний об окружающем, активизируется словарный запас при помощи мнемотехники. В соответствии с перспективным планом по данной программе в декабре дети среднего дошкольного возраста знакомились с русской народной сказкой «По Щучьему велению». При кодировании информации и занесении ее в мнемотаблицу, в сюжете, когда Емеля отправился за водой и прорубил прорубь на реке, педагогом было предложено решить логическую задачу и ответить на вопрос «Что такое лед?». В результате экспериментирования детьми было выявлено, что лед это твердое вещество, которое плавает, тает и состоит из воды. (Рисунок №1) Совместно с детьми определили, что лед тает от тепла, что в горячей воде тает быстрее и что вода на холоде замерзает, так же определили что вода прозрачная, без запаха, льется, имеет вес. Проведенные игры – эксперименты позволили дать детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Приняв решение разработать и реализовать исследовательский проект «Волшебница - вода» по формированию представлений о свойствах воды, были разработаны перспективы всех этапов проекта. Во время рассматривания иллюстраций к сказке дети спросили «А почему лед в проруби белый?». Педагог предложил сверстникам ответить на поставленный вопрос, и дети сказали, что потому что на улице зима и лежит снег. Расширяя мыслительную деятельность дошкольников, взрослый задал детям провокационный вопрос, «Какой цветом будет лед, если заморозить красную или желтую воду?» - большинство детей приняли решение, что лед будет белый. Таким образом, было принято решение продолжить проект по расширению знаний детей о свойствах воды, на подготовительном этапе, которого было разработано и проведено диагностирование детей по интересующим вопросам, и выявлено что дети имеют недостаточно знаний о свойствах воды и льда. Составленный план основного этапа проекта «Волшебница - вода», цели и задачи проектной деятельности способствовали расширению знаний и представлений детей о воде и льде. Основной этап проекта включил в себя беседы и наблюдения детей, опытно – экспериментальную совместную с педагогом деятельность по темам «Лед», «Разноцветные льдинки» и «В какой воде живет щука». В рамках совместной экспериментальной деятельности были проведены опыты: замерзшая вода, тающий лед, играем с красками, прозрачная вода, окрашивание воды, вода принимает форму, замораживание цветных льдинок, друзья, вода бывает теплой, холодной, горячей, которые способствуют реализации потенциальных возможностей и развитию первых творческих проявлений дошкольников. Результаты опытов фиксировали в дневнике экспериментов (рисунок 3 и рисунок 6,7). Во время основного этапа проекта «Волшебница-вода» для родителей была предложена консультация «Неизведанное рядом», и раздаточный материал «Экспериментируем дома», что позволило расширить совместную с детьми деятельность в домашних условиях. На заключительном этапе проведена повторная диагностика, и анализ полученных результатов констатировал, что у всех детей участвующих в проекте повысился уровень знаний и представлений о свойствах воды, льда. Для родителей оформили фотовыставку «Юные исследователи», в которой были представлены материалы фотофиксации совместной экспериментально-игровой деятельности с детьми. (рисунок 2, 4) Этапы работы над проектом Подготовительный этап • Определение темы и типа проекта. Тип проекта: По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий. По содержанию: естественнонаучный. По числу участников проекта: групповой (10-15 человек, все желающие). По времени проведения: средней продолжительности (4 недели). По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ По профилю знаний: межпредметный (по двум или более разделам образовательной программы «Детство»). По типу объекта проектирования: социальный. По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата. • Формулировка цели и разбивка на веер задач. Цель проекта: Формирование представлений о свойствах воды Задачи проекта: > Активизация творческого мышления детей. > Выявление свойств воды. > Выявить что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. > Определить, что лед тает от тепла, от надавливания, что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находиться. > Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании). > Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость. > Познакомить с составом воды (кислород). > Обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования на развитее мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников. • Разработка вопросов и методики диагностирования детей по теме проекта. Вопросы диагностирования детей среднего дошкольного возраста 1. Имеют представления о свойствах льда (тает, плавает, это замороженная вода и др.) 2. Знание о том, почему лед на реке белый. 3. Представление о том, какой получится лед, если заморозить разноцветную воду. 4. Имеют представления о том, что в состав воды входит кислород 5. Имеют представления о свойствах воды (прозрачная, без запаха, может быть теплой и холодной и т.д.) 6. Знания о том, что краска растворяется в воде.
|