Стайка птиц (Старшая группа) Цель: Расширить и уточнить круг конкретных представлений детей о дятле, поползне, пищухе и подвести их к общению полученных представлений, к раскрытию связей между внешним видом птицы (окраска, строение конечностей, клюва) и её питанием, движением и образом жизни. Развивающая среда: сюжетные картинки – дятлы, CD-диск. Ход занятия Загадываю загадку. Врач лесного царства лечит без лекарства. - О ком, ребята, мы будем сегодня говорить? (О дятле) Беседа с детьми. Жил-был дятел, где жил? В лесу, конечно, потому что дятлы живут только в лесу. - А какой дятел?
Вот это – вопрос. Ведь дятлов много разных. В наших лесах живет, например, черный дятел (вывешиваю картинку). Это самый большой из всех дятлов – почти с ворону. Ребята, он весь черный, только на голове красная шапочка. Красную шапочку носит и зеленый дятел – величиной с галку. Но, еще есть, ребята, большой пестрый дятел (вывешиваю картинку). На самом деле он не большой, гораздо меньше зеленого. А называется большим, потому что по сравнению со своим братом – малым пестрым братом – просто великан. Ведь малый – то чуть больше воробья. Оба дятла очень похожи. У обоих – красные шапочки. А сами они пестрые. - Какие, ребята, у них перья? (Черные, белые и красные). Живут в наших лесах и другие дятлы - белоспинный, белокрылый (вывешиваю картинку). Повадки и привычки у дятлов разные. Вот, например, большой пестрый дятел зимой отыскивает шишки еловые. Вставляет их в щель какого-нибудь пенька или в развилку на дереве и долбит. Разбивает шишку и достает оттуда семена. А работает, ребята, он в одном и том же месте. Место это называется «мастерской» или «кузницей дятла». - А как вы думаете, ребята, сколько можно найти шишек в такой мастерской? (Десятки, сотни разбитых шишек). Все это делает большой пестрый дятел. А малый брат – не может. - Почему? Как вы думаете? У него слишком клювик слабый, чтобы долбить и разбивать шишки. Зеленому и чёрному тоже шишки не нужны. - Какие дети у них клювы? (Сильные и крепкие). А раз у них клювы сильные и крепкие - корм они себе всегда отыщут и без шишек. - Ребята, мы говорим все о клювах, а какие крылья у дятла? (Короткие). С такими крыльями дятлы далеко не улетят. Вот и летают они по лесу. - А кто знает какой язык у дятла? (Он необыкновенный, длинный и липкий). Правильно ребята. А еще на языке имеются острые , твердые зазубринки. Просунет дятел в пробитое отверстие, насекомые приклеиваются к языку и накалываются на зазубринки. Физминутка. В лесу, во лесочке, на земле, на дубочке, Птицы весело поют: «Ай, птицелов идет Он в неволю нас возьмет, Птицы, улетайте!» А сейчас послушайте стихотворение, которое так и называется «Дятел». Он по-рабочему одет – Удобно, просто, ловко На нём малиновый берет И пестрая спецовка. Он инструмент свой наточил С особенным старанием, Он от синичек получил Почетное задание: Для них, пока стоит зима Построить новые дома. - Сидеть без дела нечего! – Мороз ему кричит И он с утра до вечера Стучит, стучит, стучит. -Ребята, что за птица бежит по стволу дерева? ( вывешиваю картинку ). Добежала до самого верха ствола – и вдруг, повернувшись побежала вниз. Бежит вниз головой, как ни в чём не бывало. Значит это поползень. А вот эта птица бежит так быстро, что кажется, будто это какой-то шарик катится по стволу. -Кто знает как зовут эту птицу? ( Пищуха) -Почему её так назвали? ( Потому, что она всё время попискивает). Слушание пение птиц. -Чем удивляют эти птицы лесных жителей, наверно акробатическими упражнениями? ( Нет. Так они ищут себе еду) -Где они её находят? ( В трещенах коры, в щелях)
Какой у пищухи клювик?( Длиный, тонкий, как щипчики, и слегка загнутый)
-Куда она его может засунуть? ( В маленькую щелочку, в дырочку, просверленную жуком-короедом)
-А какой клюв у поползня? ( Толстый). Таким клювом он может оторвать кусок коры.
-Где устраивают свои гнёзда поползни? ( В дуплах, которые построили дятлы).
Птицы считают своё гнездо домом и, обязательно, делают ремонт. Вход, стены и потолок обмазывают глиной. В своих домах они делают запасы на зиму.
-Ребята, сегодня, когда мы пойдём на улицу, давайте повнимательнее присмотримся к птицам. Может быть, среди них есть и наши герои из рассказа.
|