Информационное определение проекта Безопасность наших детей представляет серьезную проблему современного мира. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наши квартиры, до отказа заполнены различной бытовой техникой и химией, а также всевозможными предметами представляющими интерес для малышей, но в, то, же время несущие в себе опасность для их здоровья. К повреждениям, которые ребенок получает в результате несчастных случаев в квартире, относятся: ушибы, ссадины, царапины, растяжения, вывихи, ожоги и т.д. Чтобы ребенок рос здоровым и счастливым необходимо обеспечить ребенку разумные меры предосторожности, как в доме, так и на улице.
Проблемы безопасности по праву относят к глобальным. Именно поэтому в настоящее время сформировалась новая образовательная область, которая так и называется «Безопасность». Основная цель — подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде (природной, техногенной и социальной). Задачи образовательной области “Безопасность»” невозможно решить без интеграции с образовательными областями: «Здоровье”, “Физическая культура”, “Социализация”, “Труд”, “Познание”, “Коммуникация”, “Художественное творчество”, “Музыка”. Для эффективной интеграции всех перечисленных образовательных областей как нельзя лучше подходит театральная деятельность. Театральная деятельность с дошкольниками предполагает развитие у ребенка общечеловеческих межличностных взаимодействий, творчества в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным и способствует развитию интегративных качеств личности, заложенных в ФГТ. Однажды в жизни любого родителя наступает момент, когда ребенка необходимо оставить одного дома и безопасность ребенка в этом случае зависит от того, насколько хорошо ребенок осознал запреты взрослых не открывать дверь, не играть со спичками и т.д. Спектакль «Беспечные поросята» (Приложение №1.) в доступной форме поможет дошкольникам в игровой, увлекательной форме находить выход из созданного затруднительного положения, стать самостоятельнее и ответственнее, усвоить необходимые правила личной безопасности. Спектакль рассчитан на участие детей старшего дошкольного возраста. В его основе – популярная версия С.Михалкова «Три поросёнка», сюжет которой хорошо известен каждому. Сценарий спектакля в стихах (обработка автора) так как стихотворная форма содействует развитию речь и памяти ребёнка. Краткая аннотация к спектаклю У поросят, которые играли со спичками, сгорел домик, что повлекло за собой бытовые проблемы и опасный для жизни натиск злого волка. Театральная постановка поможет маленьким актерам и зрителям освоить элементарные знания о безопасности. Гипотеза Включая воспитанников в театральную деятельность, педагог способствует ускоренному и более глубокому освоению ими образовательных областей (в данном проекте образовательной области «Безопасность») Инновационность проекта Технология реализации проекта предполагает разнообразие видов деятельности всех его участников. Все мероприятия носят продолжительный характер, практико – ориентированы и связаны с интересами воспитанников, для которых организуется проект, их родителей и положительно влияют на всех его участников. Цель Через приобщение детей к театральному искусству познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения дома и подвести детей к пониманию вероятных последствий детских шалостей. Задачи 1. Формировать у дошкольника основы безопасности собственной жизнедеятельности. 2. Расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации. 3. Создать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближения детей, родителей и педагогов ОУ. 4. Интегрировать образовательную область «Безопасность» с областями Здоровье”, “Физическая культура”, “Социализация”, “Труд”, “Познание”, “Коммуникация”, “Художественное творчество”, “Музыка”. 4. Учить детей налаживать и регулировать контакты в совместной деятельности. 5. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников. 6. Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса). 7. Способствовать формированию эстетического вкуса. 8. Приобщать родителей к театрально-культурной жизни ОУ. Участники проекта Воспитанники подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-логопед, зам. Заведующей по ВМР, руководитель ФВ, родители. Срок реализации проекта: 3 месяца Место проведения: МБДОУ «Детский сад ПО №20» Тип проекта: Практико-ориентированный, творческий. Вид проекта: Групповой (дети, родители, педагоги); Этапы реализации проекта: 1. Подготовительный. 2. Основной. 3. Заключительный. Ресурсы проекта: 1. Информационные: видео материалы, методическая литература. 2. Научно-методические: консультативная работа с родителями, воспитателями, специалистами. 3. Дидактическое обеспечение: оформление театрализованной зоны. 4. Кадровое: воспитатели, специалисты, администрация 5. ТСО: - проектор; - ноутбук; - фотоаппарат; - видеокамера, - музыкальный центр. Целевые группы и их интересы в проекте: Педагоги: Накопление опыта работы по формированию умений и навыков средствами театральной деятельности. Использование инструментария мониторинга "Уровня развития интегративных качеств личности дошкольника". Творческое самовыражение. Заместитель заведующего по ВМР: Создание информационно- методического банка проекта. Создание пространства творческого самовыражения педагога. Диагностика, анализ и выдача рекомендаций по коррекции работы, предполагающей достижение цели и задач проекта. Воспитанники: Приобретение дополнительной возможности для самореализации. Развитие личностных качеств. Создание условий для успешной адаптации при поступлении в школу. Родители: Приобретение дополнительной возможности развития личности своих детей. Развитие и укрепление контактов с ДОУ. Обогащение внутрисемейных отношений. Основные методы, используемые в проекте: 1. Метод физических действий: Включает в себя такие приемы, как театральные упражнения, этюды, игры, ритмопластику и музыкально – пластические игры и упражнения. 2. Метод безгласных действий. Включает в себя приёмы направленные на развитие сенсорных способностей, музыкального слуха, чувства ритма, тесно связан с движением, с развитием умения видеть образ, показать его пластику. 3. Метод словесных действий Включает в себя приемы на развитие голоса и слуха ребенка, интонационной выразительности, овладению вокальными навыками. Формы театральных занятий: 1. Музыкальное занятие. (Дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестом, мимикой) 2. Занятие с использованием изобразительной деятельности. (Дети выступают в роли актеров, зрителей, контролеров, билетеров, дежурных по залу, экскурсоводов. Они рисуют афиши, пригласительные билеты к спектаклям, готовят выставку своих работ) 3. Речевое занятие. (Проводиться учителем – логопедом, который уделяет внимание развитию речевых навыков: произносительной стороне речи, ее интонационной выразительности, пополнению лексического запаса, навыков чтения. Осуществляется работа над постановкой звуков, их отработкой. Осуществляется многократное повторение слов, словосочетаний, вызывающих затруднения у детей.) 4. Физкультурное занятие. (Двигательная активность: веселые подвижные игры и разнообразные физические упражнения детей, работа над этюдами) 5. Комбинированная форма. (Используются все вышеперечисленные виды работ)
План – программа проекта:
№ п/п
|
Этапы проекта
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Ответственные
|
1
|
Подготовительный
|
Чтение сценария, обсуждение с детьми;
|
1 неделя
|
Воспитанники, воспитатели, музыкальный руководитель.
|
Моделирование спектакля
|
Воспитанники, воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-логопед, зам. заведующей по ВМР, руководитель ФВ, родители
|
Распределение ролей.
|
Воспитанники, воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-логопед.
|
Дизайн декораций, костюмов
|
Музыкальный руководитель, родители, воспитатели.
|
Подготовка слайдов к спектаклю.
|
Зам. Зав. По ВМР, родители.
|
Музыкальное сопровождение.
|
Музыкальный руководитель
|
Разработка этюдов.
|
Музыкальный руководитель, руководитель ФВ.
|
2
|
Основной
|
Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с текстом.
|
2недели
|
Музыкальный руководитель, руководитель ФВ
|
Постановка танцев. Создание (возможно с детьми и родителями) костюмов и декораций.
|
Музыкальный руководитель, руководитель ФВ
|
Создание костюмов и декораций
|
Родители (возможно с детьми)
|
Работа над выразительностью речи.
|
Учитель-логопед
|
Репетиция отдельных картин в разных составах с элементами декораций, с музыкальным оформлением
|
Воспитанники, воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-логопед, зам. заведующей по ВМР, руководитель ФВ.
|
Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита, декораций
|
Воспитанники, воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-логопед, зам. заведующей по ВМР, руководитель ФВ.
|
ИКТ в спектакле
|
зам. заведующей по ВМР, родители.
|
Изготовление афиши.
|
Участники проекта (по желанию)
|
3
|
Заключительный
|
Премьера спектакля
|
1 неделя
|
Участники проекта
|
Обсуждение со зрителями и детьми
|
Участники проекта
|
Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, фотовыставка.
|
Воспитатели, дети.
|
Мониторинг проекта
|
|
Для отслеживания результатов деятельности в рамках проекта используются следующие методы: 1. Анкетирование; 2. Тестирование; 3. Обзорно-аналитический метод; 4. Статистическая обработка результатов мониторинга; Ожидаемые результаты: 1. Элементарные знания детей о личной безопасности. 2..Устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. 3. Умение импровизировать образы сказочных героев, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию). 4. Развитие интегративных качеств личности ребенка в реализации образовательных областей: “Здоровье”, “Физическая культура”, “Социализация”, “Труд”, “Познание”, “Коммуникация”, “Художественное творчество”, “Музыка», «Безопасность» по результатам мониторинга (Приложение №2) 5. Родители являются активными участниками в жизни ДОУ. Результативность реализации проекта. Список литературы: 1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4. 2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2003. 3. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.- СПб.: КАРО, 2006. 4. Деркунская В.А. Образовательная область "Безопасность". Методический комплект программы "Детство". ФГТ Издательство: Детство-Пресс, 2012 5. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Программа «Москвичок»: Художественно эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. – М., 1996. 6. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. - №11. 7. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2000. 8. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».-М.: АРКТИ, 2004. 9. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр-творчество-дети.-М.:МИОО, 1995. 10. Фольклор-музыка-театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно-методическое пособие/ Под ред. С.И.Мерзляковой.-М.: Владос, 1999. 11. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001. 12. Деркунская В.А. Образовательная область "Безопасность". Методический комплект программы "Детство". ФГТ Издательство: Детство-Пресс, 2012 Приложение 1 Сценарий спектакля: «Беспечные поросята» Импровизированная сцена представляет собой лесную поляну. Установлен экран и видеопроектор. На экране с помощью видеопроектора меняются декорации в зависимости от проходящего сюжета. Выходит мама-свинка: Утро раннее настало, Солнце в небе засверкало, Три моих сыночка спят, Сладко пятачки сопят. Хвостики у них крючком, А над каждым пяточком, Глазки хитрые горят, Ох!!! всегда шалить хотят. Я однажды уезжала, Да одних их оставляла, У сестры пока гостила, Вы бы знали, что тут было. Они спички отыскали, Их, играя, зажигали, Ярко вспыхнул дом тогда, И сгорело всё дотла! Посмотрите эту сказку. Будет вам она подсказкой. Как угрозы избежать. Безопасность соблюдать. Мама-свинка уходит, выбегают поросята, визжат и веселятся: Поросята: Мы веселые ребята, Мы все братья поросята, Это правда, а не миф, Мы Нуф-Нуф, Наф-Наф, Ниф-Ниф. Наф-Наф: Наша мамочка в отъезде, Нужно домик строить вместе, Кто со спичками играл, Да устроил тут пожар? Пока мамочку мы ждем. Нужно строить новый дом. Ниф-Ниф: Я не буду строить дом. Дом оставлю на потом. Буду я пока играть, До обеда сладко спать. Нуф-Нуф: Я с Ниф-Нифом заодно. Нам с ним строить, не дано. Вот наступят холода. И подумаем тогда. Поросята, визжа и хохоча, убегают, и появляется мама-свинка: Ниф и Нуф не торопились. Отдыхали, веселились. А Наф-Наф не стал их ждать, Принялся кирпич таскать. Наф-наф строит и приговаривает: Встанет крепость у меня, Домик будет как броня, Никакой на свете зверь, Не ворвется в эту дверь. Ниф и Нуф: Ты кого в виду имел? Чем нас напугать хотел? Наф-Наф: Есть на свете страшный зверь, Его волк зовут, поверь. Если волк, вдруг разозлится, Не помогут вам копытца. Он проглотит разом всех, Для него мы просто смех. Ниф и Нуф: Ты, Наф-Наф, все сочиняешь. И напрасно нас пугаешь. Не боимся мы зверей Побежим играть скорей! Поросята визжат и убегают, и появляется мама-свинка: Как бы братья не резвились, Все ж морозы накатились. Строить домики пришлось, Всем, что под рукой нашлось. Ниф-Ниф строит дом из соломы: Я Ниф-Ниф, я умный очень, Камни мне таскать нет мочи, Из соломы будет дом, Жить прекрасно буду в нем. Нуф-Нуф строит дом из прутьев: А я в землю колья вбил, Прутиками их обвил, Сухих листьев навалил, Полы травкой застелил. Ниф и Нуф вместе: Нам не страшен дождь и гром. Волк нам тоже нипочем. Просыпается волк: Спал спокойно целый день, Так вставать мне было лень, Разбудил какой-то шум, Я сейчас устрою бум! Ры-Ры и кто тут так орет, Спать спокойно не дает. Поросята: Ой, бежим скорей домой. Это волк. Он очень злой. Убегают по домикам. Волк подходит к соломенному домику Волк: Эй, а ну-ка дверь открой, Поросенок дорогой.
Ниф-Ниф:
Не открою дверь тебе.
Ты ступай к своей избе.
Волк дует: Фу …….
Посыпался домишка,
Хилый домик твой,
Врунишка. Домик рассыпается и Ниф бежит к Нуфу в дом из прутьев: Нуф, открой скорее дверь За мной мчится страшный зверь! Волк: Открывайте, братцы дверь, Открывайте поскорей. Съем сейчас обоих я, Будет ужин у меня. Ниф и Нуф: Убирайся подлый зверь, Не достанешь нас теперь. Волк дует: Фу………. Листочки полетели. Потерпели вы потери, Вон и прутики летят, Съем сегодня поросят. Поросята бегут к Нафу: Наф открой скорее дверь, Там бежит за нами зверь. Наф впускает поросят в дом. Волк стучит в каменный домик: Наф: Кто стучится в дверь ко мне??? Волк: Открывай скорее мне.
Всех троих съем поросят,
Славных, толстеньких ребят.
Наф: Убирайся волк домой,
Дом мой крепок, как стальной,
Чем быстрее ты уйдешь.
Может ужин, где найдешь.
Волк пытается залезть на трубу:
Волк:
Так! Полезу-ка в трубу.
Нет, однако, не смогу.
Поросята обливают волка кипятком:
Волк: УУУУ….
Как больно, ухожу.
Поросят не выношу.
Поросята обнимаются и радуются:
Выходит мама-свинка:
Хорошо, что Наф такой.
Дом построил как стальной.
Поросят волк чуть не съел,
А как видите, хотел.
В наш сгоревший старый дом.
Волк не влез бы нипочем.
Так что знайте, детвора!
Спички детям, не игра.
Примечание: Музыкальное сопровождение по выбору педагога.
|