Педагогический проект на тему: «Безопасность детей в природе»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 58 «ЖЕМЧУЖИНА» ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Воспитатель: Иванюхина Р.П. г. Щелково
Одна из задач в работе дошкольного учреждения — охрана жизни и здоровья детей. Взрослые должны защищать и оберегать ребенка, подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется потрогать, попробовать, почувствовать, увидеть, услышать. Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Ребенок, не зная правил безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, рвать ядовитые растения, пробовать незнакомые ягоды, брать в руки грибы, трогать насекомых и животных и т. д.).
Поэтому вопросы привития детям навыков безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации и по возможности избегать их очень актуальны. В результате бесед с детьми, игр, наблюдений на прогулке было выявлено, что дети практически не знакомы с элементарными правилами поведения в природе. Также было выявлено, что родители недостаточно осознают необходимость специального ознакомления своих детей с этими правилами. Исходя из всего этого, мною была выбрана тема проекта «Безопасность детей в природе», в основе которого лежит формирование у детей навыков безопасного поведения в природе.
Безопасности формула есть: Надо видеть, предвидеть, учесть. По возможности – все избежать, А где надо — на помощь позвать.
Тип проекта: познавательно-информационный.
По количеству участников: групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: педагоги, дети средней группы, родители.
Срок реализации проекта: весна-лето 2015г.
Цель проекта: обобщить представления детей об элементарных правилах безопасного поведения в природе.
Задачи:
- Обучать детей элементарным правилам поведения в природе.
- Формировать у дошкольников представление об опасностях, возникающих при контакте с животными и насекомыми.
- Развивать познавательный интерес к миру природы, сочетая с ознакомлением с опасными растениями, ягодами, грибами.
- Воспитывать навыки личной безопасности.
- Воспитывать желание беречь и охранять природу.
Планируемые результаты:
- У детей сформируется понимание того, что может быть опасным в общении с природой.
- Дети овладеют навыками безопасного поведения в различных опасных ситуациях.
- У детей сформируется интерес к проблеме собственной безопасности.
- Дошкольники научатся бережно относиться к природе.
- Повысится уровень компетентности родителей в вопросах воспитания безопасного поведения дошкольников в природе.
- Центр безопасности в группе пополнится необходимым материалом: наглядность по безопасному поведению детей в природе, картотека дидактических и настольно-печатных игр по теме, памятки для детей и родителей, видеоматериалы, фотоальбом и альбом детских работ.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный.
- Вхождение в проблемную ситуацию.
- Подбор методической литературы по теме проекта.
- Подбор познавательной и художественной литературы.
- Подбор наглядного, дидактического материала.
- Составление познавательных занятий и бесед.
- Изготовление дидактических игр, запрещающих знаков.
- Подготовка консультаций, бесед, папок-раскладушек, наглядности, анкет для родителей, составление сборника: «Мама, папа, помогите мне выучить правила безопасности», выступлений на родительском собрании, за круглым столом.
2. Основной.
Реализация запланированных мероприятий.
3. Заключительный.
- Презентация результатов проекта.
- Создание фотоальбома на тему «Дети и природа».
- Выставка рисунков детей по теме «Безопасность в природе».
- Альбом с рисунками детей и родителей на природоохранную тематику.
- Сборник для детей «Правила поведения в природе».
- Подведение итогов.
Реализация проекта по образовательным областям в соответствии ФГОС.
«Социально-коммуникативное развитие»:
- Дидактические игры: «Опасно — не опасно», «Выбери съедобные грибы и ягоды», «Лесник», «Буду осторожен в природе», «Собери грибы в корзину», «Верно-не верно», «Съедобные — несъедобные ягоды», «Что будет, если…», «Лесная аптека», «Правила поведения в лесу», «Хорошо-плохо», «Враг или друг?» (встречи с насекомыми, животными).
- Показ схем «Будь природе другом» (что нельзя делать в природе).
- Игровая ситуация «Расскажи Незнайке, как вести себя в лесу».
- Показ демонстрационных картинок «Правила безопасности для детей».
«Познавательное развитие»:
- Непосредственно-образовательная деятельность: «Осторожно, лед», «Путешествие в весенний лес», «Безопасность детей на природе», «Домашние питомцы», «Кто живет в лесу?», «Это чудо-насекомые».
- Наблюдения на прогулке за животным и растительным миром, погодой, явлениями природы.
- Настольно-печатные игры «Сбор грибов и ягод», «Подбери картинку», «Растения», зоологическое лото.
- Рассматривание альбома «Природа родного края».
- Целевая экскурсия по территории детского сада.
- Демонстрационный материал «Правила безопасности для детей».
- Картинки детям по безопасности их поведения летом «Отдыхать надо осторожно».
- Уроки тетушки Совы – уроки осторожности (видеоматериалы): «Бродячие животные», «Уроки живой природы», «Мои домашние питомцы» и др.
- Обучающие мультфильмы «Правила безопасного поведения детей на природе».
«Речевое развитие»:
- Отгадывание загадок о животных, насекомых.
- Чтение стихов о безопасности на природе.
- Беседы: «Не ешь снег и сосульки», «Как песок может стать опасным», «Не играй с бродячими животными», «Как был наказан любопытный язычок», «Как вести себя в жару на участке?», «На горке», «Правила поведения на участке детского сада во время прогулки», «Насекомые -польза и вред», «Ядовитые грибы и ягоды».
- Чтение: Н.Сладков «Белкин мухомор», сказки «Советы лесной мышки», «Маша и медведь», «Красная шапочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Т.А. Шорыгина «Осторожные сказки», «В гостях у лесовичка», «Волшебный ворон», М.Бородицкая «Разговор с пчелой», В.Гауф «Маленький Мук», Л.Толстой «Два товарища».
«Художественно-эстетическое развитие»:
- Рисование «Мой домашний питомец», «Мы рисуем ледоход», «Гроза», раскраски на тему «Природа» и «Безопасность детей в природе», «Кого мы встретили в лесу», «Божья коровка- черная головка» (рисование на морских камешках) и др.
- Лепка, аппликация «Насекомые», «Грибное царство», «Мое любимое животное» и др.
- Раскрашивание картинок «А ты знаешь правила безопасности?», «Правила поведения в природе», «Правила поведения в лесу».
- Поделки из природного материала.
Взаимодействие с семьей:
- Папка-передвижка «Безопасное поведение детей в природе», «Правила пожарной безопасности на природе».
- Консультации: «Воспитание безопасного поведения детей в природе», «Осторожно! Ядовитые растения», «Основные правила поведения в природе», «Защита от клещей. Как удалить клеща. Правила безопасности для детей», «На прогулке летом».
- Буклет «Правила безопасности детей на природе летом».
- Родительское собрание на тему «Что мы знаем о безопасности детей на природе?
- Анкетирование по теме: «Насколько Вы компетентны в вопросах безопасного воспитания своих детей?».
Заключение.
В результате проводимой работы по данной теме дети усвоили некоторые правила по основам безопасного поведения в природе. Однако, зная это, дети не всегда поступают так, как требуют обстоятельства. Они часто не видят опасности и не подозревают о ее существовании. Из всего этого можно сделать вывод, что у детей еще не сформировался навык безопасного поведения. Поэтому работу по формированию основ безопасности детей, как важнейшую часть, планирую продолжать и в старшей, и в подготовительной группах.
Список используемой литературы:
- Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.
- В.В. Рыньков, Т.В. Юдина. Азбука экологического воспитания дошкольников.
- В.А. Новицкая, Л.С. Римашевская, Т.Г. Хромцева. Правила поведения в природе для дошкольников.
- Т.П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников».
- Т.А. Шорыгина «Осторожные сказки». Безопасность для малышей.
- О.В. Чермашенцева. Основы безопасного поведения дошкольников.
|