Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста
Безопасность детям
Автор: Грибенщикова Алена Валерьевна   
17.07.2024 17:27

Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возрастаФормирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Abstract: The formation of the younger preschool children the basics of safe behavior as a measure of the body"s defense against internal and external dangers is an important aspect of modern education. The article shows the urgency of forming the foundations of safe behavior in children of preschool age in the conditions of preschool educational institution.

Keywords: security, safe behavior, preschool age.

Аннотация: формирование у дошкольников безопасного поведения, как меры защиты организма от внутренних и внешних опасностей является важным аспектом современного образования. В статье показана актуальность формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: безопасность, безопасное поведение, дошкольный возраст.

 

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.

В настоящее время условия жизни человека изменились, изменились и правила безопасного поведения. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на улицах, технологизацией быта и жилища и др.

В государственных документах понятие «безопасность» формулируется, как «отсутствие недопустимого сочетание вероятности нанесения физического повреждения или вреда здоровью людей или вреда имуществу или окружающей среде» [2]. Соответственно можно считать, что безопасное поведение – это такое поведение человека, когда он ведет себя безопасно для себя и для окружающих, в настоящий момент времени, вне зависимости от места пребывания (в транспорте, на улице или в местах массового скопления людей).

Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.

В педагогической науке накоплен богатый материал по организации и обогащению социального, личного опыта ребенка. Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться и опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде (Н. Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина [1]).

Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться опыт безопасного поведения. Вместе с тем дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Поэтому, чрезвычайно важно развивать навыки безопасного поведения у дошкольников. Цели образования дошкольников в области безопасности определены потребностью общества и каждого человека в снижении рисков для жизни и здоровья детей.

Вопросы формирования основ безопасности у детей дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н. Авдеевой, К.Ю. Белой, О.Л. Князевой, Л.А. Кондрыкинской, Р.Б. Стеркиной, Т.Г. Хромцовой и др.

В последние годы проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей до 7 лет находит свое отражение в методической литературе и образовательных программах для дошкольных образовательных учреждений ( «От рождения до школы», «Основы безопасности детей дошкольного возраста»). В них, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья, выдвигается требование формирования у ребенка знаний и умений безопасности. Содержание образовательной области «Безопасность» Программы «От рождения до школы» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
  • передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям [3].

Однако, данные задачи обращены на воспитание безопасного поведения на улице и в быту ориентированы, в основном, на старший дошкольный возраст. Вместе с тем младший дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций в доме. Это подтверждается данными медицинской статистики о наибольшем проценте бытового травматизма в данный возрастной период. Поэтому, чрезвычайно важно создать условия в дошкольном образовательном учреждении и семье, позволяющие ребенку младшего дошкольного возраста планомерно накапливать опыт безопасного поведения в быту.

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в дошкольном возрасте согласно Программе «От рождения до школы» направлено на то, чтобы продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в детском саду: играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль; уходить из детского сада только с родителями; не разговаривать с незнакомыми людьми и не брать у них угощения и различные предметы, сообщать воспитателю о появлении на участке незнакомого человека и т.д. Воспитатели продолжают объяснять детям, что нельзя брать в рот различные предметы, засовывать их в уши и нос [3].

В младшей группе детей учат соблюдать правила безопасного передвижения в помещении и осторожно спускаться и подниматься по лестнице; держаться за перила. Формировать представления о том, что следует одеваться по погоде (в солнечную погоду носить панаму, в дождь—надевать резиновые сапоги и т.д.), расширяют представления детей о правилах дорожного движения.

Т.Г. Хромцова считает, что опыт безопасного поведения детей – это «совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами домашнего обихода и переживаний, определяющих мотивы ребенка» [4, 5]. Он имеет следующую структуру:

  • знания об источниках опасности, мерах предосторожности и приемах элементарной первой помощи
  • умения действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира
  • отношение к необходимости соблюдения правил безопасности.

Главная цель воспитания безопасного поведения у детей — формирование навыков и умений безопасного поведения каждого ребенка, умения правильно вести себя в опасных для жизни ситуациях. Практическое применение навыков безопасного поведения детьми дошкольного возраста является базой для развития навыков самоконтроля, что столь важно для детей дошкольного возраста.

Таким образом, развитие навыков безопасного поведения у дошкольников является актуальной проблемой, так как в процессе целенаправленной работы по развитию и обогащению знаний и умений о безопасном поведении происходит постепенное осознание и принятие детьми смысла безопасного поведения.

По мнению М.Р. Юговой система деятельности педагога по развитию навыков безопасного поведения дошкольников должна включать в качестве составных частей следующие аспекты:

  1. формирование предметных умений и навыков (видов деятельности, которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска);
  2. специальную теоретическую подготовку к безопасному поведению (овладение знаниями в области безопасности);
  3. психологическую подготовку к безопасному поведению (развитие таких качеств, как смелость, решительность, и т. д.);
  4. развитие качеств личности, необходимых для безопасного поведения (проницательность, дальновидность);
  5. воспитание нравственных ценностей, ставших внутренними убеждениями, в которых закреплены как требования к личности, так и нормы поведения, ставшие безусловными (добро, милосердие, толерантность, долг, ответственность) [5].

В детском саду ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.

В работе воспитателя могут быть использованы такие приемы ознакомления детей с основами безопасности как:

Прием сравнения – дети могут сравнить: что плохо и что хорошо.

Прием моделирования ситуаций – Что произойдет, если…

Прием повторения – от детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Экспериментирование и опыты — это дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Игровые приемы – всем известно, что игра является естественным спутником жизни ребёнка. Поэтому игровой метод был и остаётся традиционным средством педагогики. Ведь игра – это источник радостных эмоций и хорошего настроения. Только в игре дети усваивают новые знания и умения.

Воспитание и обучение детей безопасному поведению может быть эффективным при условии, если работа в этом направлении ведётся совместно с родителями, ведь именно родители являются авторитетом и предметом подражания.

Таким образом, безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. В настоящее время безопасное поведение является одним из важнейших условий обеспечения личной безопасности каждого человека и общества в целом. Формирование способов безопасного поведения – процесс непрерывный, продолжающийся на протяжении всей жизни человека. Особое значение в этом процессе принадлежит дошкольному периоду, поскольку именно этом возрасте закладываются основы здоровья и личности человека

Список литературы:

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. — 144 с.
  2. ГОСТ Р 51898-02 «Аспекты безопасности», утвержденный Постановлением Госстандарта России от 5 июня 2002 г. N 228-ст.
  3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
  4. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста: учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  5. Югова М. Р. Формирование правил безопасного поведения у дошкольников [Текст] / М. Р. Югова, Е. В. Лихаузова // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 125-127.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год