Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста через познание природы.
Безопасность детям
Автор: Борзова З.В., Идрисова З.И., Багдуева Б.Д.   
16.07.2024 15:20

Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста через познание природы.Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста через познание природы.

  • Борзова З.В., к.б. н., доцент, Идрисова З.И., к.п. н., доцент Дагестанский институт развития образования
  • Багдуева Б.Д., руководитель МБДОУ «ЦРР-81»

Занятие 1. Природа, живая и неживая, их взаимосвязь.

Цель занятия: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.

Задачи.

Образовательные:

  • выявить и обобщить знания детей о живой и неживой природе
  • формировать целостный взгляд на природу о неразрывной связи человека с природой, (человек — часть природы, в природе всё взаимосвязано)
  • учить решать проблемные задачи, делать выводы:
  • закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на Земле.

Скачать конспект

Развивающие:

  • расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость
  • развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь.
  • способствовать развитию познавательных интересов, приобщать к действенному отношению к природе
  • формировать познавательный интерес к изучению окружающего мира
  • способствовать формированию экологической культуры.

Воспитывающие:

  • воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания, ответственность за ее сохранность
  • формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним

Планируемые результаты: знать компоненты живой и неживой природы; уметь на картинках различать составляющие живой и неживой природы; понимать связь живой и неживой природы.

Информация для педагога с элементами беседы.

Демонстрация пейзажа на картинке и вопросы:

  1. Что изображено на рисунке? (горы, камни, вода, небо с облаками, трава, лошадь).
  2. Что еще может быть в этом пейзаже? (в реке –плавать рыба, могут летать бабочки, птицы, светить солнце, так как светло, дуть ветер.) Вывод: все, что изображено называется природой. Природа-то, что не создано человеком, а существует на Земле без его вмешательства. Облака, вода, солнце, ветер, камни-неживая природа. Лошадь, птицы, бабочки, трава, другие растения и животные-живая природа. Задание группам: распределить картинки — живая и неживая природа.
  3. Может ли лошадь и другие животные жить без воздуха и воды? (нет)
  4. Что необходимо растению, чтобы получить урожай? (вода, почва, тепло, которое дает солнце)
  5. Что едят лошадь, корова, овцы, слон? (траву; животных, питающихся травой, растениями называют травоядными. А это-зайцы, белки, черепахи, улитки, олени, жирафы, разные птицы и насекомые)
  6. Выстройте цепочку из понятий: трава, солнце, тепло, вода, лошадь (солнце-тепло — вода –трава- лошадь).
  7. Составьте прогноз: что произойдет, если не будет тепла и воды? (не вырастет трава, другие растения и всем травоядным животным, нечего будет есть.)
  8. Тигры, волки, лягушки траву не любят, это-хищники, которые едят других животных-травоядных и более мелких хищников. Есть еще всеядные, которые едят и траву, и других животных (бурый медведь, кабан, барсук идр.). Поэтому, если не будет тепла и воды, не вырастут растения, погибнут и травоядные, и хищники, и всеядные.

Задание: разделить на группы- травоядные, хищники,

всеядные.

Вывод: вся живая и неживая природа связаны между собой.

Задание: Как связаны изображенные объекты между собой? (с помощью проблемных вопросов формируется мини-рассказ.)

Солнце согревает все вокруг. При наличии тепла и воды вырастают растения, которыми питаются улитки, улитку может съесть лягушка, а лягушку может съесть змея. Все изображенные организмы связаны друг с другом. Всем им необходимо солнце, так как, без солнца, которое дает тепло, и без воды не вырастут растения. Изображенные животные, когда холодно, впадают в спячку.

Загадки: живая или неживая

  1. Ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжет, не фонарь, а ярко светит, и не пекарь, а печет (солнце-неживая).
  2. Крыльев нет, но я летаю. Я незрим, неосязаем, но, как только осерчаю, берегись, я с ног сбиваю (ветер- неживая).
  3. Сами гнезда они вьют и заливисто поют. Могут быстро в небо взвиться. Кто же это? Это… (птицы- живая).
  4. Очень добродушная, Я мягкая, послушная, но когда я захочу, даже камень источу (вода- неживая).
  5. Рукавичкой их ловлю и смотрю на них, смотрю… Как узорчатые льдинки, С неба падают… (снежинки- неживая).
  6. Высоченный великан будто угодил в капкан, никуда он не идет, на одной ноге растет. Как огромными руками, по ветру шуршит ветвями (дерево-живая).
  7. С неба льет поток воды, мокнут люди и сады, мокнут все дома и двор, мокнет пес цепной Дозор. Что такое? Что случилось? Небо, может, прогневилось?

Вывод делать подожди, просто третий день… (дожди-неживая.)

8. Красные, черные глазки видны, значит, уже подоспели они. Спрятались в травке, притихли и ждут, когда на варенье их всех соберут (ягоды-живая).

Анализ стихотворений

Матушка Природа

У матушки Природы весь год — дела, дела…

Хотя в её-то годы и отдохнуть могла!

По расписанью строго живёт она давно:

Ведь времени немного, а дел полным-полно.

Весной проснётся первой, разбудит птиц, зверей

И почки на деревьях раскроет поскорей.

Черпнёт воды из речки, дождём умоет лес.

И солнышко, как печку, растопит средь небес…

Полно забот и Летом: спешит Природа в сад —

Полить всё ярким светом, деревьям сшить наряд.

А ягоды с грибами! А травы и цветы?!

Всё нужно ей, как маме, успеть до темноты.

Должна она под Осень устроить листопад,

Помочь берёзкам сбросить потрёпанный наряд.

Собрать картошку с грядок, сжечь листья из садов…

Всё привести в порядок до первых холодов.

Но вот и снег кружится, становится темней.

Природа спать ложится с началом зимних дней.

Укрыв её, метели ей навевают сны:

— Спи, матушка, в постели до будущей Весны! А. Усачёв

Черемуха душистая

Черемуха душистая с весною расцвела

И ветки золотистые, что кудри, завила.

Кругом роса медвяная сползает по коре,

Под нею зелень пряная сияет в серебре.

А рядом, у проталинки, в траве, между корней,

Бежит, струится маленький серебряный ручей.

Черемуха душистая развесившись, стоит,

А зелень золотистая на солнышке горит.

Ручей волной гремучею все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею ей песенки поетС. Есенин

Занятие 2. Человек-природа?

Цель занятия: формировать у детей представление о взаимосвязи человека и природы, обитателей природных сообществ, целостного восприятия окружающего мира

Задачи.

Образовательные: проследить основные связи в экосистемах Земли;

Развивающие: развивать мыслительную деятельность, познавательную активность детей, желание высказывать свое мнение;

Воспитывающие: воспитывать чуткое и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: знать, что человек относится к животным и поэтому является частью природы; уметь выделять признаки человека, относящие его животному миру; понимать связь человека с природой.

Актуализация знаний.

-на каком рисунке изображена толькоприрода? Почему выбрано 1-ое изображение?

-Видны ли элементы природы на 2-ом изображении, какие? (облака-неживая природа, деревья, трава-живая природа).

-Какие элементы природы окружают детский сад, дома, в которых мы живем? (солнце, облака, снег или дождь, земля-неживая природа; травы, деревья, птицы, насекомые- живая природа.)

Вывод: человек вне природы жить не может.

Проблемный вопрос: человек-природа?

Информация для педагога, адаптированная к восприятию детьми Беседа, чем живое отличается от неживого при сравнении, например, улитки и камня.

*

Вывод: живые организмы дышат, питаются, дают потомство, животные передвигаются.

На Земле живут разнообразные организмы, которых можно разделить всего на 4 группы (царства): бактерии, грибы, растения и животные.

Бактерии-существа мелкие и разной формы, простым глазом не увидеть, только в микроскоп. Грибы имеют шляпку без головы и ножку, растут, как правило, возле деревьев.

Растения- очень разнообразны по размерам, по форме. Среди них есть травы, кустарники, деревья разной величины.

Животных разных видов в 6 раз больше, чем растений, от микроскопической инфузории до огромного слона.

Обсуждение вопросас пояснениями педагога:

Чем отличаются растения от животных?

  1. Растения и животные различаются по внешнему виду: у растения есть стебель, листья и корни под землей. У большинства животных- туловище, конечности, органы чувств (глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, нос, чтобы ощущать запахи).
  2. Растения стоят на месте, животные передвигаются: бегают, прыгают, летают, плавают.
  3. За кем и почему бегают животные? (хищники бегают добычей, чтобы не остаться голодными (волки, тигры, лисы и др.), а мелкие хищники и травоядные- зайцы, кузнечики, наевшись травы, чтобы их не поймали. Для этого у разных животных есть разные приспособления- быстрые ноги или крылья.
  4. Почему не бегают растения? (демонстрация растения в горшке и пояснение, почему растения не бегают за едой, как хищники, и не убегают от травоядных животных)

Для жизни растению нужны вода и питательные вещества, которые оно корнями добывает из почвы. А когда светит солнце, в растение, при помощи большого количества листьев, поступает из воздуха углекислый газ. В растении, как у повара на кухне, из углекислого газа воздуха и воды образуется масса полезных веществ как для самого растения, за счет которых оно растет, так и для травоядных животных и человека. Поэтому бегать никуда и ни за кем растению не надо. Воздух со всех сторон окружает растение, а вода находится в почве.

5. . К какой группе (царству) можно отнести человека? У человека туловище, конечности, органы чувств (глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, нос, чтобы ощущать запахи)

Чтобы человек рос и развивался, ему необходима еда и вода. Человеку нужен воздух, чтобы дышать, но он не может использовать углекислый газ воздуха, как растение, а питается выращенными растениями и животными. Поэтому человека относят к царству животных, и он является частью живой природы.

Вывод. Человек относится к царству животных, так как он не может жить без воздуха, воды и еды и поэтому является частью живой природы и отдельно от неё существовать не может.

Задание: дополнить недостающее слово (хором)

Гуля весело бежит к речке по дорожке,

А для этого нужны нашей Гуле… (НОЖКИ).

Гуля слушает в лесу, как кричат кукушки,

А для этого нужны нашей Гуле … (УШКИ).

Гуля ягодки берёт по две, по три штучки,

А для этого нужны нашей Гуле … (РУЧКИ).

Гуля ядрышки грызёт, падают скорлупки,

А для этого нужны нашей Гуле… (ЗУБКИ).

Гуля смотрит на кота, на картинки сказки,

А для этого нужны нашей Гуле… (ГЛАЗКИ).

Отгадать загадки

  1. Вот гора, а у горы – две глубокие норы. В этих норах воздух бродит: то заходит, то выходит. (Нос)
  2. Один говорит, двое глядят, двое слушают. (Язык, глаза и уши)
  3. Пятерка братьев неразлучна, им вместе никогда не скучно. они работают пером, пилою, ложкой, топором. (Пальцы)
  4. День и ночь стучит оно, словно бы заведено. Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук. (Сердце)
  5. Две сестрёнки-подружки похожи друг на дружку, рядышком бегут, одна – там, другая – тут. (Ноги)
  6. Брат с братом через дорожку живут, а друг друга не видят. (Глаза)
  7. Красные двери в пещере моей.

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб —всю добычу мою

Я с радостью белым зверям отдаю (рот, зубы)

8. Он всё запоминает, смотреть, слушать, говорить,

Видеть помогает, работой организма управляет (мозг)

Анализ стихотворения

Природа — это то, что нас с тобою окружает.

Я расскажу тебе сейчас, какой она бывает.

Живой природой названо всё то, в чём жизнь живёт,

Что кормится по-разному, что дышит и растёт.

Относим без сомнения к природе мы живой

Бактерии, растения, животных, нас с тобой.

А солнце, дождик проливной, луну, песок и снег

Всегда- к природе неживой относит человек.

Природу нужно нам любить и охранять всегда.

В гармонии с ней будем жить мы долгие года. Н. Харитонова

Занятие 3. Для чего нужна вода?

усвоению ими знаний о значении воды для всего живого на Земле.

Цель занятия: организовать познавательную деятельность воспитанников по усвоению ими знаний о значении воды для всего живого на земле.

Задачи.

Образовательные: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, познакомить детей с различными состояниями вода: жидкая и твердая, способствовать совершенствованию речи детей, умению отвечать на вопросы и задавать их.

Развивающие: формировать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение других партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.

Воспитывающие: прививать бережное отношение к природе, в частности к воде, как одному из источников жизни на земле.

Планируемые результаты: знать, как используется вода в природе; уметь визуализировать процесс круговорота воды в природе; понимать, что жизнь без воды невозможна.

Актуализация знаний

  1. Может ли растение, животное, человек прожить без воды? (нет)
  2. Чем это можно доказать? (растение без воды засыхает, человек в течение дня регулярно пьет воду, ест жидкую пищу. Животные ходят на водопой.)
  3. Для чего еще животные и человек использует воду? О чем стихотворение «Мойдодыр» К. Чуковского?
  4. Почему летом ходят на море, на речку, на озеро? (спасаются от жары, охлаждая организм в воде).

Информация для педагога, адаптированная к восприятию детьми

1. Любой организм на 70-80% состоит из воды (заполнить прозрачную емкость-стакан на 2/3 водой и показать соотношение воды и твердых веществ в организмах).

Вода необходима для реакций, которые проходят в организме, для растворения твердых веществ, для доставки в составе крови питательных веществ к каждой клетке тела. Если воды не хватает, организм человека дает сигнал –появляется жажда. Вода выводит шлаки и отходы из нашего тела.

Человек повсеместно использует воду для своих нужд: для питания, для выращивания растений и животных, для различного производства, для выработки электроэнергии.

2. Демонстрация глобуса- модели Земли и обсуждение, какого цвета на нем больше. Более 70% нашей планеты покрыто водой. Но при этом всего 3% всей воды (на рисунке обозначено красным цветом) можно отнести к питьевой. И эту воду использует и человек, и растения, и животные.

3. Проблемный вопрос: откуда берутся дожди и какова их роль в природе. Если присмотреться к кипящему чайнику без крышки, то можно увидеть пар. Пар-это мельчайшие частички воды-молекулы, которые при нагревании отрываются от основной ее массы, и летят, «куда хотят». Этот процесс называется испарением. В природе светит солнце, нагревает верхние слои воды в море, океане, реке. Молекулы воды отрываются и летят вверх (испаряются), образуя сначала облако, а затем тучу, которую ветер может направить куда угодно. Молекулы воды соединяются друг с другом, образуя капли, которые и выпадают в виде дождя. Вода попадает на землю, оттуда растения своими корнями всасывают ее. Часть воды используется самим растением, а часть испаряется как из чайника. В каждом растении есть особые дорожки- сосуды, по которым вода поднимается вверх к листьям. В листьях есть дырочки- устьица, через которые вода улетает в воздух. В воздухе молекулы воды опять соединяются друг с другом, подхватываются ветром и переносятся в другое место. Как только молекулы соберутся в тучу, снова пойдет дождь, а если похолодает, то и снег, которые могут вернуться море, реку, океан. То есть вода не «сидит» на месте, а в виде мельчайших частиц- молекул путешествует по Земле, что приносит пользу растениям. Выросшие растения накормят травоядных животных, а нерасторопные и слабые травоядные станут добычей хищников. У сытых травоядных и хищников появятся детки (потомство) и жизнь на Земле будет продолжаться благодаря солнцу и воде. Но на Земле есть места, которые расположены далеко от моря, там не протекают реки, и ветер не приносит туда дожди. Это пустыни (от слова пусто), где ничего не растет и поэтому там нет никаких животных. Летом там очень жарко, а зимой- холодно и жизни почти нет, только, если птица случайно залетит или пройдет караван верблюдов. Но, так как там нет ни воды, ни еды, то животные быстро покидают это безжизненное место.

Вывод: там, где есть вода, есть жизнь, растут растения, бегают, летают животные, так как вода необходима любому организму для жизни, для очищения, для охлаждения.

Задания.

А. Объяснить загадки

  1. Я и туча, и туман, и ручей, и океан, и летаю, и бегу, и стеклянной быть могу! (Вода)
  2. В морях и реках обитает, но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, на землю падает опять. (Вода)

Б. Подумать

3. Подготовить небольшой рассказ как используется вода в семье.

4. Куда девается вода из лужи после дождя?

5. Что происходит с выпавшим снегом, куда он исчезает?

В. Декламация хором.

Воду нужно уважать —это должен каждый знать!

Совершенно не секрет —без воды нам жизни нет!

Ни умыться, ни напиться, и не сможем насладиться

Ни природой, ни пейзажем. Без воды угаснет каждый. С. Олегова.

Анализ стихотворения

Путешествие капельки

Вот капелька малышка на землю с туч упала.

Бедняжка растерялась, что делать ей не знала.

Но мимо пробегал, веселый ручеёк,

Расстроенную капельку с собой он уволок.

Куда ее повел он, то капелька не знала,

Но вскоре миллионы таких же увидала

Похожих друг на друга. Тут перед ней гигант

И догадалась капелька, что это океан.

Жить в океане тесно, и капелька устала.

Однажды в день чудесный так солнце припекало,

Что капелька вдруг стала тихонько уменьшаться.

А как уменьшилась она, ввысь стала подниматься.

Наверх попала капелька. А вы узнали вот:

В природе происходит как воды круговорот. О. Борщ

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год