Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста через познание природы.
Безопасность детям
Автор: Борзова З.В., Идрисова З.И., Багдуева Б.Д.   
16.07.2024 15:20

Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста через познание природы.Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста через познание природы.

  • Борзова З.В., к.б. н., доцент, Идрисова З.И., к.п. н., доцент Дагестанский институт развития образования
  • Багдуева Б.Д., руководитель МБДОУ «ЦРР-81»

Занятие 1. Природа, живая и неживая, их взаимосвязь.

Цель занятия: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.

Задачи.

Образовательные:

  • выявить и обобщить знания детей о живой и неживой природе
  • формировать целостный взгляд на природу о неразрывной связи человека с природой, (человек — часть природы, в природе всё взаимосвязано)
  • учить решать проблемные задачи, делать выводы:
  • закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на Земле.

Скачать конспект

Развивающие:

  • расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость
  • развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь.
  • способствовать развитию познавательных интересов, приобщать к действенному отношению к природе
  • формировать познавательный интерес к изучению окружающего мира
  • способствовать формированию экологической культуры.

Воспитывающие:

  • воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания, ответственность за ее сохранность
  • формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним

Планируемые результаты: знать компоненты живой и неживой природы; уметь на картинках различать составляющие живой и неживой природы; понимать связь живой и неживой природы.

Информация для педагога с элементами беседы.

Демонстрация пейзажа на картинке и вопросы:

  1. Что изображено на рисунке? (горы, камни, вода, небо с облаками, трава, лошадь).
  2. Что еще может быть в этом пейзаже? (в реке –плавать рыба, могут летать бабочки, птицы, светить солнце, так как светло, дуть ветер.) Вывод: все, что изображено называется природой. Природа-то, что не создано человеком, а существует на Земле без его вмешательства. Облака, вода, солнце, ветер, камни-неживая природа. Лошадь, птицы, бабочки, трава, другие растения и животные-живая природа. Задание группам: распределить картинки — живая и неживая природа.
  3. Может ли лошадь и другие животные жить без воздуха и воды? (нет)
  4. Что необходимо растению, чтобы получить урожай? (вода, почва, тепло, которое дает солнце)
  5. Что едят лошадь, корова, овцы, слон? (траву; животных, питающихся травой, растениями называют травоядными. А это-зайцы, белки, черепахи, улитки, олени, жирафы, разные птицы и насекомые)
  6. Выстройте цепочку из понятий: трава, солнце, тепло, вода, лошадь (солнце-тепло — вода –трава- лошадь).
  7. Составьте прогноз: что произойдет, если не будет тепла и воды? (не вырастет трава, другие растения и всем травоядным животным, нечего будет есть.)
  8. Тигры, волки, лягушки траву не любят, это-хищники, которые едят других животных-травоядных и более мелких хищников. Есть еще всеядные, которые едят и траву, и других животных (бурый медведь, кабан, барсук идр.). Поэтому, если не будет тепла и воды, не вырастут растения, погибнут и травоядные, и хищники, и всеядные.

Задание: разделить на группы- травоядные, хищники,

всеядные.

Вывод: вся живая и неживая природа связаны между собой.

Задание: Как связаны изображенные объекты между собой? (с помощью проблемных вопросов формируется мини-рассказ.)

Солнце согревает все вокруг. При наличии тепла и воды вырастают растения, которыми питаются улитки, улитку может съесть лягушка, а лягушку может съесть змея. Все изображенные организмы связаны друг с другом. Всем им необходимо солнце, так как, без солнца, которое дает тепло, и без воды не вырастут растения. Изображенные животные, когда холодно, впадают в спячку.

Загадки: живая или неживая

  1. Ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжет, не фонарь, а ярко светит, и не пекарь, а печет (солнце-неживая).
  2. Крыльев нет, но я летаю. Я незрим, неосязаем, но, как только осерчаю, берегись, я с ног сбиваю (ветер- неживая).
  3. Сами гнезда они вьют и заливисто поют. Могут быстро в небо взвиться. Кто же это? Это… (птицы- живая).
  4. Очень добродушная, Я мягкая, послушная, но когда я захочу, даже камень источу (вода- неживая).
  5. Рукавичкой их ловлю и смотрю на них, смотрю… Как узорчатые льдинки, С неба падают… (снежинки- неживая).
  6. Высоченный великан будто угодил в капкан, никуда он не идет, на одной ноге растет. Как огромными руками, по ветру шуршит ветвями (дерево-живая).
  7. С неба льет поток воды, мокнут люди и сады, мокнут все дома и двор, мокнет пес цепной Дозор. Что такое? Что случилось? Небо, может, прогневилось?

Вывод делать подожди, просто третий день… (дожди-неживая.)

8. Красные, черные глазки видны, значит, уже подоспели они. Спрятались в травке, притихли и ждут, когда на варенье их всех соберут (ягоды-живая).

Анализ стихотворений

Матушка Природа

У матушки Природы весь год — дела, дела…

Хотя в её-то годы и отдохнуть могла!

По расписанью строго живёт она давно:

Ведь времени немного, а дел полным-полно.

Весной проснётся первой, разбудит птиц, зверей

И почки на деревьях раскроет поскорей.

Черпнёт воды из речки, дождём умоет лес.

И солнышко, как печку, растопит средь небес…

Полно забот и Летом: спешит Природа в сад —

Полить всё ярким светом, деревьям сшить наряд.

А ягоды с грибами! А травы и цветы?!

Всё нужно ей, как маме, успеть до темноты.

Должна она под Осень устроить листопад,

Помочь берёзкам сбросить потрёпанный наряд.

Собрать картошку с грядок, сжечь листья из садов…

Всё привести в порядок до первых холодов.

Но вот и снег кружится, становится темней.

Природа спать ложится с началом зимних дней.

Укрыв её, метели ей навевают сны:

— Спи, матушка, в постели до будущей Весны! А. Усачёв

Черемуха душистая

Черемуха душистая с весною расцвела

И ветки золотистые, что кудри, завила.

Кругом роса медвяная сползает по коре,

Под нею зелень пряная сияет в серебре.

А рядом, у проталинки, в траве, между корней,

Бежит, струится маленький серебряный ручей.

Черемуха душистая развесившись, стоит,

А зелень золотистая на солнышке горит.

Ручей волной гремучею все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею ей песенки поетС. Есенин

Занятие 2. Человек-природа?

Цель занятия: формировать у детей представление о взаимосвязи человека и природы, обитателей природных сообществ, целостного восприятия окружающего мира

Задачи.

Образовательные: проследить основные связи в экосистемах Земли;

Развивающие: развивать мыслительную деятельность, познавательную активность детей, желание высказывать свое мнение;

Воспитывающие: воспитывать чуткое и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: знать, что человек относится к животным и поэтому является частью природы; уметь выделять признаки человека, относящие его животному миру; понимать связь человека с природой.

Актуализация знаний.

-на каком рисунке изображена толькоприрода? Почему выбрано 1-ое изображение?

-Видны ли элементы природы на 2-ом изображении, какие? (облака-неживая природа, деревья, трава-живая природа).

-Какие элементы природы окружают детский сад, дома, в которых мы живем? (солнце, облака, снег или дождь, земля-неживая природа; травы, деревья, птицы, насекомые- живая природа.)

Вывод: человек вне природы жить не может.

Проблемный вопрос: человек-природа?

Информация для педагога, адаптированная к восприятию детьми Беседа, чем живое отличается от неживого при сравнении, например, улитки и камня.

*

Вывод: живые организмы дышат, питаются, дают потомство, животные передвигаются.

На Земле живут разнообразные организмы, которых можно разделить всего на 4 группы (царства): бактерии, грибы, растения и животные.

Бактерии-существа мелкие и разной формы, простым глазом не увидеть, только в микроскоп. Грибы имеют шляпку без головы и ножку, растут, как правило, возле деревьев.

Растения- очень разнообразны по размерам, по форме. Среди них есть травы, кустарники, деревья разной величины.

Животных разных видов в 6 раз больше, чем растений, от микроскопической инфузории до огромного слона.

Обсуждение вопросас пояснениями педагога:

Чем отличаются растения от животных?

  1. Растения и животные различаются по внешнему виду: у растения есть стебель, листья и корни под землей. У большинства животных- туловище, конечности, органы чувств (глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, нос, чтобы ощущать запахи).
  2. Растения стоят на месте, животные передвигаются: бегают, прыгают, летают, плавают.
  3. За кем и почему бегают животные? (хищники бегают добычей, чтобы не остаться голодными (волки, тигры, лисы и др.), а мелкие хищники и травоядные- зайцы, кузнечики, наевшись травы, чтобы их не поймали. Для этого у разных животных есть разные приспособления- быстрые ноги или крылья.
  4. Почему не бегают растения? (демонстрация растения в горшке и пояснение, почему растения не бегают за едой, как хищники, и не убегают от травоядных животных)

Для жизни растению нужны вода и питательные вещества, которые оно корнями добывает из почвы. А когда светит солнце, в растение, при помощи большого количества листьев, поступает из воздуха углекислый газ. В растении, как у повара на кухне, из углекислого газа воздуха и воды образуется масса полезных веществ как для самого растения, за счет которых оно растет, так и для травоядных животных и человека. Поэтому бегать никуда и ни за кем растению не надо. Воздух со всех сторон окружает растение, а вода находится в почве.

5. . К какой группе (царству) можно отнести человека? У человека туловище, конечности, органы чувств (глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, нос, чтобы ощущать запахи)

Чтобы человек рос и развивался, ему необходима еда и вода. Человеку нужен воздух, чтобы дышать, но он не может использовать углекислый газ воздуха, как растение, а питается выращенными растениями и животными. Поэтому человека относят к царству животных, и он является частью живой природы.

Вывод. Человек относится к царству животных, так как он не может жить без воздуха, воды и еды и поэтому является частью живой природы и отдельно от неё существовать не может.

Задание: дополнить недостающее слово (хором)

Гуля весело бежит к речке по дорожке,

А для этого нужны нашей Гуле… (НОЖКИ).

Гуля слушает в лесу, как кричат кукушки,

А для этого нужны нашей Гуле … (УШКИ).

Гуля ягодки берёт по две, по три штучки,

А для этого нужны нашей Гуле … (РУЧКИ).

Гуля ядрышки грызёт, падают скорлупки,

А для этого нужны нашей Гуле… (ЗУБКИ).

Гуля смотрит на кота, на картинки сказки,

А для этого нужны нашей Гуле… (ГЛАЗКИ).

Отгадать загадки

  1. Вот гора, а у горы – две глубокие норы. В этих норах воздух бродит: то заходит, то выходит. (Нос)
  2. Один говорит, двое глядят, двое слушают. (Язык, глаза и уши)
  3. Пятерка братьев неразлучна, им вместе никогда не скучно. они работают пером, пилою, ложкой, топором. (Пальцы)
  4. День и ночь стучит оно, словно бы заведено. Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук. (Сердце)
  5. Две сестрёнки-подружки похожи друг на дружку, рядышком бегут, одна – там, другая – тут. (Ноги)
  6. Брат с братом через дорожку живут, а друг друга не видят. (Глаза)
  7. Красные двери в пещере моей.

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб —всю добычу мою

Я с радостью белым зверям отдаю (рот, зубы)

8. Он всё запоминает, смотреть, слушать, говорить,

Видеть помогает, работой организма управляет (мозг)

Анализ стихотворения

Природа — это то, что нас с тобою окружает.

Я расскажу тебе сейчас, какой она бывает.

Живой природой названо всё то, в чём жизнь живёт,

Что кормится по-разному, что дышит и растёт.

Относим без сомнения к природе мы живой

Бактерии, растения, животных, нас с тобой.

А солнце, дождик проливной, луну, песок и снег

Всегда- к природе неживой относит человек.

Природу нужно нам любить и охранять всегда.

В гармонии с ней будем жить мы долгие года. Н. Харитонова

Занятие 3. Для чего нужна вода?

усвоению ими знаний о значении воды для всего живого на Земле.

Цель занятия: организовать познавательную деятельность воспитанников по усвоению ими знаний о значении воды для всего живого на земле.

Задачи.

Образовательные: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, познакомить детей с различными состояниями вода: жидкая и твердая, способствовать совершенствованию речи детей, умению отвечать на вопросы и задавать их.

Развивающие: формировать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение других партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.

Воспитывающие: прививать бережное отношение к природе, в частности к воде, как одному из источников жизни на земле.

Планируемые результаты: знать, как используется вода в природе; уметь визуализировать процесс круговорота воды в природе; понимать, что жизнь без воды невозможна.

Актуализация знаний

  1. Может ли растение, животное, человек прожить без воды? (нет)
  2. Чем это можно доказать? (растение без воды засыхает, человек в течение дня регулярно пьет воду, ест жидкую пищу. Животные ходят на водопой.)
  3. Для чего еще животные и человек использует воду? О чем стихотворение «Мойдодыр» К. Чуковского?
  4. Почему летом ходят на море, на речку, на озеро? (спасаются от жары, охлаждая организм в воде).

Информация для педагога, адаптированная к восприятию детьми

1. Любой организм на 70-80% состоит из воды (заполнить прозрачную емкость-стакан на 2/3 водой и показать соотношение воды и твердых веществ в организмах).

Вода необходима для реакций, которые проходят в организме, для растворения твердых веществ, для доставки в составе крови питательных веществ к каждой клетке тела. Если воды не хватает, организм человека дает сигнал –появляется жажда. Вода выводит шлаки и отходы из нашего тела.

Человек повсеместно использует воду для своих нужд: для питания, для выращивания растений и животных, для различного производства, для выработки электроэнергии.

2. Демонстрация глобуса- модели Земли и обсуждение, какого цвета на нем больше. Более 70% нашей планеты покрыто водой. Но при этом всего 3% всей воды (на рисунке обозначено красным цветом) можно отнести к питьевой. И эту воду использует и человек, и растения, и животные.

3. Проблемный вопрос: откуда берутся дожди и какова их роль в природе. Если присмотреться к кипящему чайнику без крышки, то можно увидеть пар. Пар-это мельчайшие частички воды-молекулы, которые при нагревании отрываются от основной ее массы, и летят, «куда хотят». Этот процесс называется испарением. В природе светит солнце, нагревает верхние слои воды в море, океане, реке. Молекулы воды отрываются и летят вверх (испаряются), образуя сначала облако, а затем тучу, которую ветер может направить куда угодно. Молекулы воды соединяются друг с другом, образуя капли, которые и выпадают в виде дождя. Вода попадает на землю, оттуда растения своими корнями всасывают ее. Часть воды используется самим растением, а часть испаряется как из чайника. В каждом растении есть особые дорожки- сосуды, по которым вода поднимается вверх к листьям. В листьях есть дырочки- устьица, через которые вода улетает в воздух. В воздухе молекулы воды опять соединяются друг с другом, подхватываются ветром и переносятся в другое место. Как только молекулы соберутся в тучу, снова пойдет дождь, а если похолодает, то и снег, которые могут вернуться море, реку, океан. То есть вода не «сидит» на месте, а в виде мельчайших частиц- молекул путешествует по Земле, что приносит пользу растениям. Выросшие растения накормят травоядных животных, а нерасторопные и слабые травоядные станут добычей хищников. У сытых травоядных и хищников появятся детки (потомство) и жизнь на Земле будет продолжаться благодаря солнцу и воде. Но на Земле есть места, которые расположены далеко от моря, там не протекают реки, и ветер не приносит туда дожди. Это пустыни (от слова пусто), где ничего не растет и поэтому там нет никаких животных. Летом там очень жарко, а зимой- холодно и жизни почти нет, только, если птица случайно залетит или пройдет караван верблюдов. Но, так как там нет ни воды, ни еды, то животные быстро покидают это безжизненное место.

Вывод: там, где есть вода, есть жизнь, растут растения, бегают, летают животные, так как вода необходима любому организму для жизни, для очищения, для охлаждения.

Задания.

А. Объяснить загадки

  1. Я и туча, и туман, и ручей, и океан, и летаю, и бегу, и стеклянной быть могу! (Вода)
  2. В морях и реках обитает, но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, на землю падает опять. (Вода)

Б. Подумать

3. Подготовить небольшой рассказ как используется вода в семье.

4. Куда девается вода из лужи после дождя?

5. Что происходит с выпавшим снегом, куда он исчезает?

В. Декламация хором.

Воду нужно уважать —это должен каждый знать!

Совершенно не секрет —без воды нам жизни нет!

Ни умыться, ни напиться, и не сможем насладиться

Ни природой, ни пейзажем. Без воды угаснет каждый. С. Олегова.

Анализ стихотворения

Путешествие капельки

Вот капелька малышка на землю с туч упала.

Бедняжка растерялась, что делать ей не знала.

Но мимо пробегал, веселый ручеёк,

Расстроенную капельку с собой он уволок.

Куда ее повел он, то капелька не знала,

Но вскоре миллионы таких же увидала

Похожих друг на друга. Тут перед ней гигант

И догадалась капелька, что это океан.

Жить в океане тесно, и капелька устала.

Однажды в день чудесный так солнце припекало,

Что капелька вдруг стала тихонько уменьшаться.

А как уменьшилась она, ввысь стала подниматься.

Наверх попала капелька. А вы узнали вот:

В природе происходит как воды круговорот. О. Борщ

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год