«Информационная безопасность дошкольников как условие успешной социализации»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Вектор» структурное подразделение дошкольные группы «Сказка»
Конспект выступления на тему: «Информационная безопасность дошкольников как условие успешной социализации» в рамках педагогического совета «Информационная безопасность детей дошкольного возраста»
Подготовила: Пильгук И.М., воспитатель Воскресенск 2024 г.
Понятная, необходимая и доступная информация – вот, в чём нуждается ребенок как ни-кто другой, благодаря ей он получит первоначальное представление о мире, научится мыслить и анализировать, будет улучшать и развивать свои способности, память, воображение. Как основу для этого можно выделить детские книги; познавательные журналы; телевизионные программы, мультипликационные и художественные фильмы для детей, развивающие компьютерные игры, общение со сверстниками и взрослыми. Все эти источники информации безусловно адресованы детям, но требуют постоянного контроля со стороны взрослых. Однако, взрослый не всегда находится рядом и не может полностью контролировать поток информации, который интересует ребенка. Невозможно создать идеальное информационное окружение для ребенка, но более рационально формировать у него представления об информационной безопасности. Это обучение дошкольника пони-манию и оценке информации, ее критическому осознанию на основе нравственных и культурных ценностей.
СЛАЙД 2
К компонентам информационной безопасности старших дошкольников можно отнести:
- Представления детей о том, что информация может быть не только полезной, но и искаженной, недостоверной, фейковой, асоциальной и потенциально опасной (непосредственно и опосредованно для самого ребенка и для его семьи и близких, своей компьютер-ной техники).
- При поиске необходимой информации в сети важно сформировать у детей представления о надежности сайтов Интернета и умение различать их по степени достоверности представленной информации, проявлять осторожность и пользоваться только проверенными контентами информации, не заходить на незнакомые сайты.
- Умение анализировать и критически оценивать информацию в Интернете, в том числе степени ее безопасности или возможной угрозы. Установка и готовность ребенка при подозрении на возникновение информационной угрозы не пытаться ее скрыть или самостоятельно решить проблему, а сразу обратиться за помощью к взрослым членам семьи или педагогам.
- Представления о безопасных способах хранения и защиты личной информации о себе или членах семьи от недобросовестных людей, о возможных рисках при размещении та-ких сведений в Интернете. Бережно относиться к электронным носителям информации, не передавать их малознакомым людям.
- Готовность проявлять осторожность в процессе непосредственного и дистанционного общения, по возможности контролировать свои сообщения в электронной почте, СМС, соцсетях и т.п. Не передавать личную информацию о себе и семье, которая может быть использована для нанесения вреда членам семьи ребенка и ему самому.
- Представления о возможных неблагоприятных влияниях на здоровье (зрение, дефицит двигательной активности – гиподинамия, неправильная осанка, переутомление и др.) при слишком длительном использовании ПК без применения здоровьесберегающих технологий (гимнастика для глаз, физические упражнения и др.).
СЛАЙД 3
В работе с дошкольниками можно использовать следующие формы и методы формирования представлений об информационной безопасности:
- беседа по теме информационная безопасность с детьми, педагогами, родителями
- наблюдение за детьми и их работой, во время формирования навыков работы с информацией
- занятия, полностью посвященные теме информационной безопасности
- работа с родителями и их тестирование
- подбор и разработка заданий в игровой, занимательной форме для формирования у до-школьников представлений об информационной безопасности
- игры компьютерные, ролевые, дидактические
- составление совместной памятки «Как ребенку не потеряться в мире информации»
- подбор литературы по заданной теме и создание презентации творческого проекта.
- обеспечение взаимозаинтересованного сотрудничества педагогов ДОО и родителей в процессе формирования у детей представлений об информационной безопасности (на-пример, создание и реализация программы «Информационная безопасность старшего до-школьника» для педагогов ДОО, разработка и проведение цикла лекций и консультаций для родителей по проблеме информационной безопасности старших дошкольников).
СЛАЙД 4
Таким образом, основы информационной культуры ребенка дошкольного возраста можно характеризовать, как интегративное качество личности, формирующееся в процессе личностно-ориентированного целенаправленного взаимодействия с взрослыми и вклю-чающее в себя определенные мотивы, знания, умения и навыки информационной деятельности, позволяющие детям адаптироваться к реалиям современного общества и компетентно использовать современные возможности информационных и ком-муникационных технологий (ИКТ) в различных видах деятельности без вреда для своего психического и физического здоровья.
|