Проект по безопасности «Азбука безопасности в природе» |
Безопасность детям | |||
Автор: Друженкова Надежда | |||
26.03.2024 12:20 | |||
Проект по безопасности «Азбука безопасности в природе» Автор и руководитель проекта: Воспитатель Друженкова Н.А. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 4 «Ромашка» 2023год 1. Паспорт проекта Тип проекта: краткосрочный, познавательно – исследовательский, групповой проект Продолжительность: 1 месяц. Актуальность проекта: Основная задача в работе дошкольного учреждения – охрана жизни и здоровья детей. Взрослые (педагоги и родители) должны оберегать и защищать ребенка, подготовить его к встрече с различными сложными, а порой с опасными жизненными ситуациями. Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Это удивительный мир: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. В этом возрасте дети стремятся к самостоятельности ( «я сам», но ещё не умеют адекватно оценивать свои силы и возможности, а еще у них недостаточный опыт поведения в сложных ситуациях, неумение использовать знания безопасного поведения. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, ради интереса взять в руки змею, попробовать незнакомые ягоды, кинуть горящую спичку в лесу). Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения. Цель проекта: Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира), представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них, ознакомление детей с элементарными правилами поведения в природе, формировать экологическую культуру, заботу о природе. Формирование навыков безопасного поведения, умение самостоятельно применять их в жизни. Задачи:
Ожидаемые результаты для детей:
Ожидаемые результаты по проекту для родителей:
Продукт проектной деятельности:
«Что должен знать ребенок о безопасности в природе». «Как вести себя при встрече с животными»; «Что делать при отравлении грибами и ягодами?». Этапы реализации проекта: I– подготовительный (аналитический); II – основной (реализация намеченных планов) III – заключительный (подведение итогов, внесение поправок в случае нерешенных проблем). 1этап подготовительный (постановка проблемы). Работа с детьми: Выявление знаний о правилах безопасного поведения в природе, Создание проблемы перед детьми, почему детям нужно знать правила поведения в природе. Обдумывание идеи проекта введение в тему проекта.
Работа с родителями:
Цель: Выявить знание родителей по теме соблюдение правил безопасности детей в природе, о серьёзности семьи в ознакомлении с ними детей;
2 этап основной (реализация намеченных планов). Планирование в рамках реализации проекта по областям Познавательное развитие 1. Беседа: «Будем беречь и охранять природу» Программное содержание: Воспитывать у детей природоохранное поведение. Познакомить детей с правилами безопасного поведения на природе. И формировать детей об основных опасностях отдыха на природе, профилактика укусов и отравлений. Воспитание культуры поведения на природе, формирование убеждений в необходимости соблюдения мер безопасности. Подбор стихов, пословиц, загадок. Рассматривание иллюстраций с изображением опасных ситуаций, сюжетных картин. 2. Беседа: «Контакты с животными» Программное содержание: Формировать представления о том, что можно и чего нельзя делать при контакте с животными. Воспитать интерес к жизни животных, добрые чувства к ним. Закрепить правила поведения при встречи с животными. 3. Беседа: «Опасные насекомые» Программное содержание: Дать детям знания о правилах поведения при встрече с насекомыми, формировать представление о разнообразных насекомых. (Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых, загадывание загадок, чтение художественной литературы, стихов, изучение народных примет) 4. Беседа: «Ядовитые растения» Программное содержание: Учить детей узнавать ядовитые растения. Дать знания о том, что ядами этих растений человек может отравиться. (Изучение плаката «Ядовитые растения», изучение правил поведения в лесу, на участке детского сада). 5. Беседа: «Лекарственные растения» Программное содержание: Познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения. (Изучение плаката: «Лекарственные растения», рассматривание иллюстраций с изображением лекарственных растений. Чтение и заучивание стихов о растениях, загадывание загадок). 6. Беседа: «Не все грибы съедобные» Программное содержание: Учить детей отличать съедобные грибы от несъедобных. Дать знания о том, что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки: засолки, варки. (Рассматривание иллюстраций с изображением разных грибов, грибов — двойников, загадки, стихи, кроссворды, советы). 7. Беседа: «Опасные явления в природе: молния, гроза» Программное содержание: знакомить детей с правилами поведения во время грозы. Рассказать о природном явлении — гроза, объяснить причины возникновения, чем она опасна, что такое молния. Познакомить с правилами поведения во время грозы (находиться лучше в помещении, закрыть окна, выключить электроприборы; выключить мобильный телефон, нельзя стоять под деревьями, можно в кустарнике, нельзя бегать на улице). Речевое развитие 1. Тема: Заучивание стихотворения: «Здравствуй, лес, дремучий лес» С. Погорельского Программное содержание: Развивать активный словарь детей. Воспитывать интерес к познанию явлений природы. Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение выслушивать товарищей. Способствовать умению детей последовательно запоминать и рассказывать стихотворение, используя мнемотехнику, соотносить фразы картинкам. 2. Тема: «Зачем знать правила поведения в природе» Программное содержание: Закреплять знания о правила поведения в природе умении составлять рассказ по картине. Расширять словарный запас детей, развить связную речь, умение отвечать на вопросы. Совершенствовать диалогическую речь. 3. Заучивание пословиц, поговорок о безопасном поведении на природе. Программное содержание: Формировать способность понимать смысл пословиц, поговорок. Совершенствовать знания детей о безопасном поведении на природе в разное время года. Развивать умение правильно строить сложноподчиненные предложения. Расширять словарный запас детей. Развить связную речь, умение отвечать на вопросы. Совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи. Воспитывать ответственность за свою безопасность. Учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья. 4. Тема: «Сигналы опасности природы». Программное содержание: Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы. Познакомить с их сигналами опасности (животных, растений – цвет, шипы, колючки, звуки, рога и т. д.). Убедить детей в необходимости соблюдения мер предосторожности. Воспитывать бережное отношение к дарам леса. Активизация словаря: поляна, шляпка, ножка, боровик, подберезовик, подосиновик, лисички, мухомор, поганка. 5. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как мы ходили в лес». Программное содержание: Совершенствовать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Уточнить знания о съедобных и ядовитых грибах и ягодах. 6. Тема: «Минутки безопасности». Программное содержание: Развивать умение понимать вопрос и кратко, четко на него отвечать. Совершенствовать представление об опасных для человека ситуациях на природе и способах поведения в них. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. 8. Беседа: «Будь осторожен!» Программное содержание: Познакомить детей, чем опасны дикие животные и бродячие кошки, собаки. Объяснить детям, как определить больных животных по внешнему виду. Активизация словаря: дикий, свирепый, злой, бодливый, больной. Составление творческих рассказов:
Цель: Учить составлять творческий рассказ с опорой на выбранную иллюстрацию, закреплять в рассказах правила действия в природе. Развивать умение загадывать загадки
Цель: Познакомить с правилами оказания первой помощи при укусах насекомых, животных формировать правильный алгоритм действий.
Чтение художественной литературы
- Стихи С. В. Бурдина по обучению детей безопасному поведению в природе. Художественно-эстетическое развитие. Рисование 1. Тема: Рисование: «Опасные насекомые». Программное содержание: Формировать умение детей рисовать насекомых по представлению, передавая движение насекомого. Совершенствовать знания детей о правилах безопасного поведения рядом с насекомыми. Продолжать учить детей образовывать однокоренные слова (пчела, пчелка, пчелиный и т. д.). 2. Тема: «Кого мы встретили в лесу». Программное содержание: учить детей создавать сюжетную картину « «Кого мы встретили в лесу»»; закрепить правила безопасности на природе; Воспитывать интерес к рисованию, развивать художественный вкус, внимание и логическое конструирование в рисунке. Раскраски:
Аппликация 1. Тема: «Ёжик». Программное содержание: Совершенствовать умение детей вырезать предмет (ежика) из частей (иголки, туловище, закреплять умение плавного срезания уголков у квадрата, украшать работы дополнительными деталями. Совершенствовать знания о правила безопасного поведения с дикими животными. 2. Тема Коллаж: «Моя безопасность в природе». Программные содержание: Поощрять детей создавать коллективную аппликацию. Совершенствовать знания детей о ситуациях в природе, которые опасны для жизни человека. Развивать умение предвидеть и по возможности избегать опасные ситуации. Развивать творчество, фантазию. развивать художественно — творческие способности, чувство композиции в процессе коллективной работы, способствовать развитию мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитиеритмичности, плавности движений, воспитать у детей чувство ответственности за лес и его обитателей. воспитать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных. Лепка 1. Тема: Лепка (декоративная пластина): «Внимание опасность!» Программное содержание: Совершенствовать знания детей об опасностях, встречающихся в природе. Развивать умение детей лепить пластину по заранее приготовленному эскизу, украшая ее природным и бросовым материалом, с помощью налепа, углубленным рельефом. 2. Тема: «Грибы» Программное содержание: Создание условий для закрепления у детей знаний о грибах, развитие умения передавать более точную форму ножки и шляпки. Рассматривание репродукций картин:
Социально-коммуникативное развитие.
«Встреча с чужой собакой» «Если укусил клещ»; Игровая ситуация: «Расскажи Незнайке, как вести себя в лесу» Работа по схемам:
Игровой тренинг:
Составление рассказов по картинкам, рассматривание фотографий «Моя семья на отдыхе» Игровая деятельность Дидактические игры:
Настольно-печатные игры:
«Животные»; «Насекомые»; «Лекарственные растения»; «Грибы». Сюжетно-ролевые игры:
Задачи: Содействовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни и среде. Совершенствовать умение договариваться с товарищами, планировать и обсуждать действия всех играющих. Расширять знания о работе спасателей, развивать умение не попадать в опасные ситуации. Способствовать интонационной выразительности речи детей. Труд
Физическое развитие Физкультминутки:
Подвижные игры:
Пальчиковая гимнастика:
ИКТ Просмотр познавательных презентаций:
Прослушивания аудио-записей:
Опытно-экспериментальная деятельность
Работа с родителями. Использование разных форм просветительной работы по пропаганде правил безопасного поведения в природе среди родителей:
Консультации для родителей:
Газета для любознательных родителей
Папка-передвижка:
Анкетирование:
Памятки:
Предметно развивающая среда
Познавательная информация для детей:
«Запрещающие правила поведения в природе»; «Разрешающие правила в природе». Познавательно-игровые задания:
Атрибуты для сюжетных игр:
Альбомы:
3 этап: Итог проекта Анализ полученных результатов и обобщение опыта. Вывод: Реализация проекта способствовала овладению детьми элементарными знаниями о правилах безопасности в природе, формированию навыков сознательного отношения к соблюдению этих правил, развитию способностей к предвидению возможной опасности. Дети стали проявлять интерес к собственной безопасности и сохранению здоровья. Дети умеют правильно вести себя в природе. Пополнились знания об опасных ситуациях в природе (дети отличают съедобные грибы от несъедобных, лекарственные растения от ядовитых) и т. д. Имеют представление о последствиях неграмотного отношения к природе. Была создана предметно – развивающая среда: оборудован уголок «Эколята-дошколята», где было отведено место по безопасности детей в природе, оформлен лэпбук на тему: «Безопасность на природе», тематические альбомы. Подобрана методическая и детская литература. Подготовлены атрибуты к играм, разработаны конспекты ОД, бесед, игр. Участие в проекте родителей повысило значимость проводимой работы, показало актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка в решении задач безопасности. У родителей повысились знания в вопросах касающихся правил безопасности в природе. Литература:
|