Семинар-практикум на тему: «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста» |
Безопасность детям | |||
Автор: Ямгеева Эльвира Раиловна | |||
19.12.2023 15:33 | |||
Семинар-практикум на тему: «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан Подготовил и провел старший воспитатель Ямгеева Эльвира Раиловна Имеющаяся категория: первая Педагогический стаж: 25 лет г.Туймазы–2023 Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по формированиюоснов безопасной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Задачи:
Форма проведения: круглый стол. Вопросы для обсуждения. Теоретическая часть.
Практическая часть:
–просмотр видеоматериала «Спасик и его друзья». Ход семинара. Вступительное слово. Старший воспитатель. Добрый день, уважаемые коллеги! Темасеминара – практикума: «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста». Семинар – практикум состоит из 2-х частей: теоретической и практической. Разрешите, ознакомить вас с планом семинара. В теоретической частибудут раскрыты такиетемы:
В практической части– просмотр видеоматериала «Спасик и его друзья», ( «Аркадий Паравозов»). Прежде чем приступитьк обсуждению данной темы, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы? 1. Что такоеопасность? Опасность – это нанесение ущерба здоровью, это угроза, угроза чего то очень плохого, какого-то несчастья, она носит скрытый характер, связана с местом пребывания человека. Опасность– центральное понятие безопасности жизнедеятельности. 2. Что такое безопасность? Безопасность (по словарю Ожегова) – это положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь или чему-нибудь, это образ жизни, который гарантирует здоровье и счастливое будущее. 3. Что такое безопасность жизнедеятельности? Безопасность жизнедеятельности – это наука о комфортном и травмобезопасномвзаимодействии человека со средой обитания. Безопасность жизнедеятельности человека признается во всем мире, рассматривается как предупреждение потенциальной опасности и включает в себя решение трех задач:
Что в себя включает безопасность жизнедеятельности в детском саду? Безопасность жизнедеятельности в детском саду– это:
А её главная цель – это формирование у детей дошкольного возраста понятия «опасность — безопасность» и привитие культуры безопасного поведения на улице, в быту, в общении с природой. Правовой основойформирования основ безопасности у детей дошкольного возраста являются:
Детей везде и повсюду поджидает опасность. Почему же дети попадают в различные опасные ситуации? Ребенок дошкольного возрастапо своим физиологическим и психологическим особенностям не может адекватно воспринимать, анализировать ситуацию и определить опасность, поэтому она его везде поджидает. У ребенка дошкольного возраста мало жизненного опыта, ему сложно понять «опасно, неопасно», но при этом у него великая жажда познания, его интересует абсолютновсе: ему хочется потрогать, попробовать, почувствовать, увидеть, услышать. Потребность познания, потребность в движении у детей преобладает над осторожностью, дети в игре, под влиянием чувства радости или удивления, забывают об опасности. На детей сильно влияют эмоции, любознательность ребенка в любой момент может перевесить опасения и страх. Как отмечают физиологи, у ребенка дошкольного возраста время реакции на опасность больше, чем у взрослого в 2,5 раза. Взрослый за четверть секунды определяет, стоит машина или движется, а ребенок — за 4 секунды. Чем опаснее ситуация, тем медленнее принимает ребенок решение. Мозг ребенка не успевает переварить информацию и дать правильную команду к действию. Когда ребенок смотрит вперед, он видит только то, что перед ним, т.е. то, что слева и справа остаются для него невидимыми, так как сектор обзора периферийного зрения у детей на 15 – 20 % уже, чем у взрослого человека. Ребенок маленького роста, из-за маленького роста у него ограничен обзор окружающей обстановки, его трудно заметить, особенно водителю, у него короткий шаг, из-за короткого шага он дольше пребывает в зоне опасности. У ребенка слабо развиты двигательные навыки, центр тяжести тела расположен выше, поэтому во время бега ему сложно остановиться, он легко может потерять равновесие и упасть. Другая негативная особенность психофизического развития – трудность идентификации звуков, у ребенка ещё не в совершенстве развито восприятие окружающей обстановки, он не сразу слышит информацию, ему сложно определитьоткуда слышится звук, он с опозданием реагирует на сигнал. Дети быстро запоминают Правила так же их быстро забывают, не все дети понимают родительский категорический запрет: «не трогай», «отойди», «нельзя», т.к. родители не разъясняют ребенку свой запрет. Ребенок растет, исследуя познает мир, учится жить в этом сложном, но интересном мире. Как известно, жизнь – развитие, развитие – новизна, новизна – неизведанное, неизведанное – риск, риск – это опасность. Основы безопасности не формируются сами собой, основная задача взрослых – последовательно, планомерно, в системе заложить у ребенка основы безопасной жизнедеятельности, помочь ребенку удовлетворить его познавательный интерес к окружающему миру, создав необходимые условиябезопасной жизнедеятельности. Приступаем к обсуждению темы: «Задачи и содержаниеработы по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста». К какой образовательной области относится раздел: «Формирование безопасного поведения»? Согласно ФОПДО раздел «Формирование безопасного поведения» определен в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и наша задача — показать ребенку социальный мир «изнутри», помочь найти своё место в нем, накопить социальный опыт, быть его активным участником. Дошкольный возраст – своеобразный фундамент, период впитывания, накопления знаний, именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с предметным миром, миром людей, природы, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, как ребенок приобретает социальный опыт? Овладение социальным опытом у ребенка происходит следующими взаимосвязанными путями:
Для детей опыт служит источником предосторожности. Но самостоятельный опыт детей должен идти под контролем взрослого, который помогает ему смотреть вперед и различать, что опасно и что безопасно. Социальная действительность – основное средство ознакомления детей с основами безопасности и воспитания безопасного поведения у детей на улице, в быту, в общении с природой. Основными задачами раздела «Формирование основ безопасного поведения» являются:
Формирование основ безопасности – особая педагогическая задача, которая решается через интеграцию всех образовательных областей в ходе организациидетскойсамостоятельной деятельности, создания предметно-развивающей образовательной среды и взаимодействия с взрослыми. –Назовите, пожалуйста, направления формирования основ безопасности у детей дошкольного возраста? Содержание работы по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста включает следующие направления:
В целях формирования у детей безопасного поведения в природе взрослые обязаны, дать понятие о том, что природа – основа нашей жизни, требует к себе бережного отношения, мы – часть природы, но беспечных и беззаботных она наказывает. Необходимо раскрыть взаимосвязь и взаимозависимость всех проблемных объектов в природе: растения – ядовитые грибы и ягоды, животные –опасности при контакте с ними, стихийные явления (ураганы, наводнения и т.д.), явления природы (гроза, гололед, холод, жара, туман), поведение на воде, в лесу. Задачи взрослых по направлению «Безопасность на дорогах»:
Безопасность собственной жизнедеятельности включает следующиеаспекты: ребенок дома, ребенок и другие люди, эмоциональное благополучие и здоровье ребенка. Задачи данного направления:
Ребенок дома. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
Дети должны усвоить, что предметы первой группы (спички, электроприборы) являются повышенным источником пожарной опасности, с ними нужно обращаться осторожно, помнить пословицу: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара». При знакомстве с предметами второй группы, их свойствами и функциями, педагог обязан создать условия безопасного взаимодействия с ними и только тогда ребенок поймет, для чего этот предмет, как он используется, почему представляет опасность, т.е. предмет, для ребенка станет средством познания мира. С раннего возраста взрослые обязаны объяснить детям назначение бытовой химии, лекарств, опасность их применения. Ребенок и другие люди. Основная мысль этого направления: ребенок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми и как действовать в случае опасности. Направление «Здоровье ребенка» отвечает за формирование первичных представлений о здоровом образе жизни, о том, что здоровье– это главная ценность, его нужно беречь. Задача: формировать у детей представления:
Эмоциональное благополучие. На эмоциональное состояние детей негативное влияние оказывают страхи, боязнь. Чувство безопасности приходит, когда нет страха и тревоги. Лучшая гарантия безопасности – это способность человека контролировать свои эмоции (страх, гнев), предвидеть последствия, менять стратегию поведения, иметь понятие, что такое «опасность– безопасность» Этапы реализации задач формирования основ безопасности:
3этап– закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности в быту, социуме, природе, сети Интернет; 4 этап– на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями и формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки; 5 этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля. При организации образовательной работы по формированию основ безопасности необходимо придерживаться следующих основных принципов:
Приступаем к практической части. Для формирования ОБЖпо ФГОС ДОнеобходимо создать психолого-педагогические условия. Формирование основ безопасности актуальная педагогическая задача, методическую помощь педагогам в организации работы по ОБЖ оказываетметодическая литература. Тема: «Аннотация к методической литературе и пособий по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста» представитвоспитатель. Методическая литература по ОБЖ делится на два вида: теоретическая и практическая.
Учебное пособие включает программу для дошкольных образовательных учреждений «Основы безопасности детей дошкольного возраста» и систему развивающих заданий для детей старшего дошкольного возраста. Задания предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых (игры, тренинги, занятия, беседы) и направлены на формирование основ экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице. К данному пособию разработан комплект – четыре рабочие тетради с цветными иллюстрациями, разрезным материалом и подробными методическими рекомендациями. Для взрослых –руководство по взаимодействию с детьми, для детей – рабочий материал. Направление тетрадей:
В середине каждой тетради имеются страницы, предназначенные для вырезания — дидактический материал для игровой деятельности. 3. Пособие К.Ю. Белой «Формирование основ безопасности у дошкольников» раскрывает методы и приемы организации работы с детьми дошкольного возраста по формированию основ безопасности по четырем направлениям. 4. Содержание учебно-методического пособия В.А. Шипуновой «Детская безопасность» раскрывается в четырех главах:
Известны ею разработанные наглядно-дидактические материалы: комплекты карточек из серии «ОБЖ. Безопасное общение», «Азбука дороги», «Сложные ситуации». 5. Заслуживает внимания учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей под редакцией И. А. Лыковой, В. А. Шипуновой «Опасные предметы, существа и явления. Детская безопасность». В книге очень много полезного материала, как для родителей, так и для педагогов. Книгу можно использовать для папок-передвижек для родителей, можно на основе книги сделать проект по безопасному поведению с детьми, сделать газету. В книге много стихов, загадок. Так же в книге даны творческие задания: аппликация, лепка, рисование. 6. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет», ШорыгинойТ. А. В пособии представлены конспекты занятий, которые построены в форме бесед, сопровождаются стихами, сказками, загадками, вопросами и тестами, помогающими лучше усвоить предлагаемый материал. Пособий очень много, но представленные мною вашему вниманию книги охватывают все направления по ОБЖ:
Представленная методическая литература поможетсформировать у детей навык безопасного поведения, научит их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром. Старший воспитатель. Предлагаю познакомиться с видеоматериалом: «Спасик и его друзья», который создан по заказу Министерства по чрезвычайным ситуациям России, раскрывает темы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности детей дома, на улицах города и в природе. Видеоматериал короткий, легко запоминается, можно использовать как часть занятия. Видеоматериалы (включить). Мультипликационный фильм «Аркадий Паровозов» состоит из 60 серий, направлен на профилактику травматизма детей, предлагаю смотреть в вечернее время Очень актуален и эффективен метод проектов, который помогает ребенку удовлетворить познавательные потребности, творить, искать ответы на вопросы: как? и почему? Моделирование план-карты «От дома до детского сада» учит детей «читать» карту, ориентироваться в пространстве, соблюдать правила дорожного движения. Моделирование ситуаций дает ребенку применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Применение видеоматериалов, методов проекта, моделирования способствуют развитию у детей не только поисковой активности, но и формируют основы собственной безопасности. Образовательную работу по формированию безопасного поведения необходимо естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс, проводить не только по графику, а использовать любую возможность в процессе режимных моментов для введения правил в жизнь детей и приобретения ребенком социального опыта. Содержание и формы работы должны дать ребёнку возможность почувствовать ценность своей жизни, укреплять, беречь его здоровье, готовить к чётким действиям в опасных ситуациях. В заключении хочется подчеркнуть, что только целенаправленная работа по обучению, воспитанию и привитию навыков культуры поведения и правильного обращения согнем, опасными предметами, соблюдение правил дорожного движения, правил поведения в социуме и другое, является наилучшим способом снижения количества несчастных случаев и уменьшения их последствий. Чем раньше ребёнок изучит основные принципы самозащиты и осознает свою ответственность за свои действия, тем эффективнее будут результаты. Правильно говорится в пословице: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара». Научите детей формуле безопасности: видеть, предвидеть, учесть, по возможности- все избежать и усвоить систему: «опасность — причина — последствия».
|