Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Семинар-практикум на тему: «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста»
Безопасность детям
Автор: Ямгеева Эльвира Раиловна   
19.12.2023 15:33

Семинар-практикум на тему: «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста»Семинар-практикум на тему: «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Подготовил и провел старший воспитатель Ямгеева Эльвира Раиловна Имеющаяся категория: первая Педагогический стаж: 25 лет г.Туймазы–2023

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по формированиюоснов безопасной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • оказать методическую помощь участникам образовательного процесса в формировании основ безопасности у детей дошкольного возраста;
  • разработатьсистему методической работы поформированию навыков безопасного поведения в различных опасных ситуациях.

Форма проведения: круглый стол.

Вопросы для обсуждения.

Теоретическая часть.

  1. Что такое опасность и безопасность?
  2. Почему дети попадают в различные опасные ситуации?
  3. Содержание работы по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста

Практическая часть:

 

–просмотр видеоматериала «Спасик и его друзья».

Ход семинара.

Вступительное слово.

Старший воспитатель. Добрый день, уважаемые коллеги! Темасеминара – практикума: «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста». Семинар – практикум состоит из 2-х частей: теоретической и практической.

Разрешите, ознакомить вас с планом семинара.

В теоретической частибудут раскрыты такиетемы:

  1. Что такое опасность и безопасность?
  2. Почему дети попадают в различные опасные ситуации?
  3. Содержание работы по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста.

В практической части– просмотр видеоматериала «Спасик и его друзья», ( «Аркадий Паравозов»).

Прежде чем приступитьк обсуждению данной темы, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы?

1. Что такоеопасность?

Опасность – это нанесение ущерба здоровью, это угроза, угроза чего то очень плохого, какого-то несчастья, она носит скрытый характер, связана с местом пребывания человека. Опасность– центральное понятие безопасности жизнедеятельности.

2. Что такое безопасность?

Безопасность (по словарю Ожегова) – это положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь или чему-нибудь, это образ жизни, который гарантирует здоровье и счастливое будущее.

3. Что такое безопасность жизнедеятельности?

Безопасность жизнедеятельности – это наука о комфортном и травмобезопасномвзаимодействии человека со средой обитания.

Безопасность жизнедеятельности человека признается во всем мире, рассматривается как предупреждение потенциальной опасности и включает в себя решение трех задач:

  • идентификация опасностей, т. е. распознание и предвидение опасностей и их источников;
  • разработка профилактических мер, т.е уклонение от опасности, правильная оценка ситуации, обеспечение самозащиты;
  • ликвидация возможных последствий, знание способов защиты и владение навыками по их применению.

Что в себя включает безопасность жизнедеятельности в детском саду?

Безопасность жизнедеятельности в детском саду– это:

  1. Охрана жизни и здоровья детей т.е. устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения.
  2. Обеспечение безопасных условий труда сотрудников;
  3. Защита от терроризма и экологических катастроф всех участников образовательного процесса.

А её главная цель – это формирование у детей дошкольного возраста понятия «опасность — безопасность» и привитие культуры безопасного поведения на улице, в быту, в общении с природой.

Правовой основойформирования основ безопасности у детей дошкольного возраста являются:

  1. Конвенция о правах ребенка.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании».
  3. «Концепция дошкольного воспитания», В.В. Давыдов, В.А. Петровский.
  4. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста», Р.Б. Стеркиной, Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, рекомендованная Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации к использованию в работе с детьми дошкольного возраста.

Детей везде и повсюду поджидает опасность.

Почему же дети попадают в различные опасные ситуации?

Ребенок дошкольного возрастапо своим физиологическим и психологическим особенностям не может адекватно воспринимать, анализировать ситуацию и определить опасность, поэтому она его везде поджидает.

У ребенка дошкольного возраста мало жизненного опыта, ему сложно понять «опасно, неопасно», но при этом у него великая жажда познания, его интересует абсолютновсе: ему хочется потрогать, попробовать, почувствовать, увидеть, услышать.

Потребность познания, потребность в движении у детей преобладает над осторожностью, дети в игре, под влиянием чувства радости или удивления, забывают об опасности.

На детей сильно влияют эмоции, любознательность ребенка в любой момент может перевесить опасения и страх.

Как отмечают физиологи, у ребенка дошкольного возраста время реакции на опасность больше, чем у взрослого в 2,5 раза. Взрослый за четверть секунды определяет, стоит машина или движется, а ребенок — за 4 секунды. Чем опаснее ситуация, тем медленнее принимает ребенок решение. Мозг ребенка не успевает переварить информацию и дать правильную команду к действию.

Когда ребенок смотрит вперед, он видит только то, что перед ним, т.е. то, что слева и справа остаются для него невидимыми, так как сектор обзора периферийного зрения у детей на 15 – 20 % уже, чем у взрослого человека.

Ребенок маленького роста, из-за маленького роста у него ограничен обзор окружающей обстановки, его трудно заметить, особенно водителю, у него короткий шаг, из-за короткого шага он дольше пребывает в зоне опасности.

У ребенка слабо развиты двигательные навыки, центр тяжести тела расположен выше, поэтому во время бега ему сложно остановиться, он легко может потерять равновесие и упасть.

Другая негативная особенность психофизического развития – трудность идентификации звуков, у ребенка ещё не в совершенстве развито восприятие окружающей обстановки, он не сразу слышит информацию, ему сложно определитьоткуда слышится звук, он с опозданием реагирует на сигнал.

Дети быстро запоминают Правила так же их быстро забывают, не все дети понимают родительский категорический запрет: «не трогай», «отойди», «нельзя», т.к. родители не разъясняют ребенку свой запрет.

Ребенок растет, исследуя познает мир, учится жить в этом сложном, но интересном мире. Как известно, жизнь – развитие, развитие – новизна, новизна – неизведанное, неизведанное – риск, риск – это опасность. Основы безопасности не формируются сами собой, основная задача взрослых – последовательно, планомерно, в системе заложить у ребенка основы безопасной жизнедеятельности, помочь ребенку удовлетворить его познавательный интерес к окружающему миру, создав необходимые условиябезопасной жизнедеятельности.

Приступаем к обсуждению темы: «Задачи и содержаниеработы по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста».

К какой образовательной области относится раздел: «Формирование безопасного поведения»?

Согласно ФОПДО раздел «Формирование безопасного поведения» определен в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и наша задача — показать ребенку социальный мир «изнутри», помочь найти своё место в нем, накопить социальный опыт, быть его активным участником.

Дошкольный возраст – своеобразный фундамент, период впитывания, накопления знаний, именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с предметным миром, миром людей, природы, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.

Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, как ребенок приобретает социальный опыт?

Овладение социальным опытом у ребенка происходит следующими взаимосвязанными путями:

  • стихийно (в результате самостоятельного общения с окружающей средой);
  • целенаправленно (спомощью специально организованном взрослыми образовательном процессе);
  • спонтанно (в результате взаимодействия произвольного и нормативного начала, как внутренняя предпосылка активности личности ребенка).

Для детей опыт служит источником предосторожности. Но самостоятельный опыт детей должен идти под контролем взрослого, который помогает ему смотреть вперед и различать, что опасно и что безопасно.

Социальная действительность – основное средство ознакомления детей с основами безопасности и воспитания безопасного поведения у детей на улице, в быту, в общении с природой.

Основными задачами раздела «Формирование основ безопасного поведения» являются:

  • формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе;
  • формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения;
  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям в общении, в быту, на улице, в природе, в сети Интернет;
  • формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них;
  • воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

Формирование основ безопасности – особая педагогическая задача, которая решается через интеграцию всех образовательных областей в ходе организациидетскойсамостоятельной деятельности, создания предметно-развивающей образовательной среды и взаимодействия с взрослыми.

–Назовите, пожалуйста, направления формирования основ безопасности у детей дошкольного возраста?

Содержание работы по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста включает следующие направления:

  • безопасное поведение в природе;
  • безопасность на дорогах;
  • безопасность собственной жизнедеятельности.

В целях формирования у детей безопасного поведения в природе взрослые обязаны, дать понятие о том, что природа – основа нашей жизни, требует к себе бережного отношения, мы – часть природы, но беспечных и беззаботных она наказывает.

Необходимо раскрыть взаимосвязь и взаимозависимость всех проблемных объектов в природе: растения – ядовитые грибы и ягоды, животные –опасности при контакте с ними, стихийные явления (ураганы, наводнения и т.д.), явления природы (гроза, гололед, холод, жара, туман), поведение на воде, в лесу.

Задачи взрослых по направлению «Безопасность на дорогах»:

  • познакомить детей с Правилами дорожного движения и дать понятие о том, что «Правила едины для всех»;
  • подвести детей к осознанию необходимости соблюдения Правил дорожного движения;
  • воспитывать культуру поведения на улице и транспорте.

Безопасность собственной жизнедеятельности включает следующиеаспекты: ребенок дома, ребенок и другие люди, эмоциональное благополучие и здоровье ребенка.

Задачи данного направления:

  • ознакомление с бытовыми источниками опасности;
  • дать представления детям о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной пожара;
  • формировать у детей чувство собственной безопасности и навыки поведения в ситуациях: «Один дома» «Потерялся или заблудился» «Я и другие люди».

Ребенок дома.

Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

  • предметы, которыми категорически запрещается пользоваться детям (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);
  • предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);
  • предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).

Дети должны усвоить, что предметы первой группы (спички, электроприборы) являются повышенным источником пожарной опасности, с ними нужно обращаться осторожно, помнить пословицу: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара».

При знакомстве с предметами второй группы, их свойствами и функциями, педагог обязан создать условия безопасного взаимодействия с ними и только тогда ребенок поймет, для чего этот предмет, как он используется, почему представляет опасность, т.е. предмет, для ребенка станет средством познания мира. С раннего возраста взрослые обязаны объяснить детям назначение бытовой химии, лекарств, опасность их применения.

Ребенок и другие люди. Основная мысль этого направления: ребенок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми и как действовать в случае опасности.

Направление «Здоровье ребенка» отвечает за формирование первичных представлений о здоровом образе жизни, о том, что здоровье– это главная ценность, его нужно беречь.

Задача: формировать у детей представления:

  • о значении частей тела (руки, ноги и т.д.) и органов чувств (глаза, рот, нос, язык, уши) для жизни и здоровья человека;
  • о здоровом образе жизни, т.е. помочь ему овладеть культурно — гигиеническими навыками, элементарными нормами и Правилами в питании, двигательном режиме и ознакомление с элементарными сведениями о наркогенных соединениях, лекарствах и с правилами первой помощи при травмах.

Эмоциональное благополучие.

На эмоциональное состояние детей негативное влияние оказывают страхи, боязнь. Чувство безопасности приходит, когда нет страха и тревоги. Лучшая гарантия безопасности – это способность человека контролировать свои эмоции (страх, гнев), предвидеть последствия, менять стратегию поведения, иметь понятие, что такое «опасность– безопасность»

Этапы реализации задач формирования основ безопасности:

  1. этап – уточнить представления детей о правилах поведения в быту, социуме, природе, сети Интернет есть ли у детей личный опыт, на который может опираться педагог;
  2. этап– расширение первоначальных представлений и систематизация, накопление новых знаний о правилах поведения в быту, социуме, природе, сети Интернет;

3этап– закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности в быту, социуме, природе, сети Интернет;

4 этап– на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями и формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки;

5 этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля.

При организации образовательной работы по формированию основ безопасности необходимо придерживаться следующих основных принципов:

  • системность и последовательность, полнота содержания (при планировании любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем и реализуется по всем разделам);
  • доступность и учет возраста (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей, построение образовательной работы от простого к сложному);
  • использование элементов исследовательского обучения (выявление проблем, выдвижение гипотез, организация наблюдений, умение делать выводы);
  • наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);
  • интеграция задач в единый педагогический процесс в разных видахдеятельности т.е. содержание работы соединяет разные направления: познавательную, продуктивную, поисковую, театрализованную деятельность;
  • психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов);
  • преемственность взаимодействия детского сада и семьи (по ФГОС ДО единая концепция в вопросах воспитания).

Приступаем к практической части.

Для формирования ОБЖпо ФГОС ДОнеобходимо создать психолого-педагогические условия. Формирование основ безопасности актуальная педагогическая задача, методическую помощь педагогам в организации работы по ОБЖ оказываетметодическая литература.

Тема: «Аннотация к методической литературе и пособий по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста» представитвоспитатель.

Методическая литература по ОБЖ делится на два вида: теоретическая и практическая.

  1. Теория формирования основ безопасности в ДОУраскрыта в учебном пособии "Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности", 2008. Автор Абаскалова Н.П. Адресовано студентам педагогических вузов, может быть полезно воспитателям дошкольных учреждений.
  2. Настольной практической книгой педагогов дошкольного образования является учебное пособие: «Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста под ред. АвдеевойН. Н., Князевой О.Л, Стеркиной Р.Б.

Учебное пособие включает программу для дошкольных образовательных учреждений «Основы безопасности детей дошкольного возраста» и систему развивающих заданий для детей старшего дошкольного возраста. Задания предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых (игры, тренинги, занятия, беседы) и направлены на формирование основ экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице.

К данному пособию разработан комплект – четыре рабочие тетради с цветными иллюстрациями, разрезным материалом и подробными методическими рекомендациями. Для взрослых –руководство по взаимодействию с детьми, для детей – рабочий материал.

Направление тетрадей:

  1. Первая тетрадь направлена на осторожное обращение с опасными предметами и правильное поведение при контактах с незнакомыми людьми.
  2. Вторая рабочая тетрадь посвящена развитию основ экологической культуры ребенка и становления у него ценностей бережного отношения к природе, а также строению человеческого организма.
  3. Третья рабочая тетрадь освещает тематику как физического, так и психического здоровья человека и направлена на формирование ценностей здорового образа жизни.
  4. В четвертой рабочей тетради рассматриваются проблемы безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.

В середине каждой тетради имеются страницы, предназначенные для вырезания — дидактический материал для игровой деятельности.

3. Пособие К.Ю. Белой «Формирование основ безопасности у дошкольников» раскрывает методы и приемы организации работы с детьми дошкольного возраста по формированию основ безопасности по четырем направлениям.

4. Содержание учебно-методического пособия В.А. Шипуновой

«Детская безопасность» раскрывается в четырех главах:

  • «ПДД: правиладружелюбной дороги»;
  • «Пожарная безопасность»;
  • «Опыт безопасного общения»;
  • «Опасные предметы, существа, явления».

Известны ею разработанные наглядно-дидактические материалы: комплекты карточек из серии «ОБЖ. Безопасное общение», «Азбука дороги», «Сложные ситуации».

5. Заслуживает внимания учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей под редакцией И. А. Лыковой, В. А. Шипуновой «Опасные предметы, существа и явления. Детская безопасность».

В книге очень много полезного материала, как для родителей, так и для педагогов. Книгу можно использовать для папок-передвижек для родителей, можно на основе книги сделать проект по безопасному поведению с детьми, сделать газету. В книге много стихов, загадок. Так же в книге даны творческие задания: аппликация, лепка, рисование.

6. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет», ШорыгинойТ. А. В пособии представлены конспекты занятий, которые построены в форме бесед, сопровождаются стихами, сказками, загадками, вопросами и тестами, помогающими лучше усвоить предлагаемый материал.

Пособий очень много, но представленные мною вашему вниманию книги охватывают все направления по ОБЖ:

  • безопасность на дороге;
  • безопасность в природе;
  • безопасность собственной жизнедеятельности (бытовая и пожарная).

Представленная методическая литература поможетсформировать у детей навык безопасного поведения, научит их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Старший воспитатель. Предлагаю познакомиться с видеоматериалом: «Спасик и его друзья», который создан по заказу Министерства по чрезвычайным ситуациям России, раскрывает темы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности детей дома, на улицах города и в природе. Видеоматериал короткий, легко запоминается, можно использовать как часть занятия.

Видеоматериалы (включить).

Мультипликационный фильм «Аркадий Паровозов» состоит из 60 серий, направлен на профилактику травматизма детей, предлагаю смотреть в вечернее время

Очень актуален и эффективен метод проектов, который помогает ребенку удовлетворить познавательные потребности, творить, искать ответы на вопросы: как? и почему?

Моделирование план-карты «От дома до детского сада» учит детей «читать» карту, ориентироваться в пространстве, соблюдать правила дорожного движения. Моделирование ситуаций дает ребенку применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.

Применение видеоматериалов, методов проекта, моделирования способствуют развитию у детей не только поисковой активности, но и формируют основы собственной безопасности.

Образовательную работу по формированию безопасного поведения необходимо естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс, проводить не только по графику, а использовать любую возможность в процессе режимных моментов для введения правил в жизнь детей и приобретения ребенком социального опыта.

Содержание и формы работы должны дать ребёнку возможность почувствовать ценность своей жизни, укреплять, беречь его здоровье, готовить к чётким действиям в опасных ситуациях.

В заключении хочется подчеркнуть, что только целенаправленная работа по обучению, воспитанию и привитию навыков культуры поведения и правильного обращения согнем, опасными предметами, соблюдение правил дорожного движения, правил поведения в социуме и другое, является наилучшим способом снижения количества несчастных случаев и уменьшения их последствий.

Чем раньше ребёнок изучит основные принципы самозащиты и осознает свою ответственность за свои действия, тем эффективнее будут результаты. Правильно говорится в пословице: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара». Научите детей формуле безопасности: видеть, предвидеть, учесть, по возможности- все избежать и усвоить систему: «опасность — причина — последствия».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год