Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формы и методы работы с детьми разных возрастов по основам безопасности жизнедеятельности
Безопасность детям
Автор: Миндиярова Анна Вячеславовна   
10.11.2023 10:23

Формы и методы работы с детьми разных возрастов по основам безопасности жизнедеятельностиФормы и методы работы с детьми разных возрастов по основам безопасности жизнедеятельности

«Самое дорогое у человека- это жизнь» Н. А. Островский.

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту.

Система работы по ознакомлению детей с правилами безопасности раскрыта в программе «Безопасность» под редакцией Р.Б. Стеркиной. Формирование основ безопасности жизнедеятельности определено в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов как в совместной деятельности взрослого и детей, так в самостоятельной деятельности дошкольников.

 

Скача презентацию

Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей.

Основные задачи:

  • Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.
  • Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
  • Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
  • Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.
  • Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения.

Этапы реализации данных задач:

  1. этап — заинтересованность детей, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;
  2. этап — ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;
  3. этап — на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.

Формирование основ безопасности программа «Радуга» предполагает работу по нескольким направлениям:

  • ребенок и другие люди
  • ребенок и природа
  • ребенок дома
  • здоровье ребенка
  • ребенок на улицах города

Безопасное поведение в природе

Во второй младшей группе формировали представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.

Знакомили с элементарными правилами:

  • не подходить к незнакомым животным
  • не рвать и не брать в рот растения
  • безопасно играть с песком и водой

В средней группе продолжали знакомить с многообразием животного и растительного мира, явлениями неживой природы. Формировали понятие «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения».

В старшей группе формировали основы экологической культуры, и безопасного поведения в природе. Знакомили с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга). Учили детей правилам поведения в этих условиях, правилам оказания первой помощи при ушибах, укусах насекомых.

В подготовительной группе познакомили воспитанников с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесёнными в неё. Работа продолжается. В перспективе планируется работа по расширению и уточнению представлений о явлениях природы и знакомство с правилами поведения в этих условиях.

Безопасность на дорогах

Во второй младшей группе расширяли ориентировку в окружающем пространстве, знакомили детей с правилами дорожного движения. Формировали представления о безопасном поведении на дорогах (не переходить дорогу одному, надо держаться за руку взрослого)

В средней группе уточнили знания детей о работе полицейского. Знакомили с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения ( «Скорая помощь», «пожарная», «МЧС», «Полиция», троллейбус). Знакомить со знаками дорожного движения ( «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта»)

В старшей группе познакомили с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. Продолжали знакомить с ПДД, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Знакомили с дорожными знаками: «Пункт первой медицинской помощи»,

«Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещён», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

В подготовительной группе нам предстоит систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Познакомить с понятиями «площадь», «проспект». Продолжать знакомить с дорожными знаками — предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными. Соблюдать ПДД. Расширять представления детей о работе ГИБДД. Развивать ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.

Безопасность собственной жизнедеятельности

Современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

Во второй младшей группе знакомили с источниками опасности дома (горячая плита, утюг, формировали навыки безопасного поведения (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила, открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку).

В средней группе знакомили с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, чайник, электрический утюг). Закрепляли умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож, ножницы). Знакомили с правилами езды на велосипеде, с правилами поведения с незнакомыми людьми. Рассказывали о работе пожарных, причинах его возникновения и правилах поведения при пожаре.

В старшей группе закрепляли и расширяли знания об источниках опасности в быту. Знакомили с работой службы спасения – МЧС, назначении номеров -01, — 02, — 03, 112. Учили называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес.

В подготовительной группе учим детей оценивать свои возможности, по преодолению опасности. Формируем у детей навыки поведения в ситуациях «Один дома», «Потерялся», «Заблудился», умение обращаться за помощью к взрослым.

Формы организации учебно-воспитательного процесса и методы работы с детьми

  • занятия, игровые образовательные ситуации «Минутка безопасности» (Осторожно, гололед; Где можно и где нельзя играть; Что хранят кармашки).
  • беседы (Если ты потерялся; Не играй с огнем; Правила поведения в группе).
  • дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры
  • наблюдения, экскурсии в Драмтеатр, целевые прогулки
  • заучивание стихов по ОБЖ
  • отгадывание загадок, кроссвордов
  • чтение художественной литературы
  • рассматривание иллюстраций по теме, альбомов
  • просмотр презентаций (Уроки тетушки Совы, Микроб Грязнулькин, Смешарики: Азбука безопасности)
  • театрализованные представления (Сказки: «Непослушный огуречик», «Волк и семеро козлят», «Колобок»)
  • обыгрывание ситуаций (правильного и неправильного поведения)
  • участие в конкурсах разного уровня прямых и дистанционных, как детей, так и педагогов (ПДД)
  • заучивание правил безопасного поведения
  • праздники, развлечения, досуги
  • личный пример взрослых

Большое внимание уделяется организации различных видов деятельности для приобретения детьми опыта. Этому, конечно, способствует ПРС в группе и в МАДОУ.

  • Уголок безопасности, который содержит материалы по ОБЖ (наглядно-дидактические пособия, дидактические игры, детские журналы, плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм!», «Пожарная безопасность для дошкольников»; «Уголок здоровья», альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», иллюстративный материал, настольные и настольно-печатные игры, мнемотаблицы.
  • Центр ролевой игры (атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Полиция», «Поликлиника», «Ветлечебница», театр кукол «Мы в профессии играем», телефоны, игрушки — спецмашины)
  • Площадка с дорожной разметкой на территории МАДОУ, набор дорожных знаков
  • Познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций:
  • Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»
  • В. Житков «Пожар», «В дыму»
  • С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом мышонке»
  • Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»
  • К. Зайцева «Уроки Айболита»

- Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.

  • Ю. Соколова «Правила безопасности»
  • И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок»
  • Е. Пермяков «Торопливый ножик»
  • Н. Носов «Автомобиль»
  • Г. Юрмин «Любопытный мышонок».

Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

Взаимодействие с родителями

Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Цель работы с родителями: объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

В работе с родителями используется информационно-аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей; познавательное направление: родительские собрания, консультации

наглядно- информационное направление: просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток,

досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год