Формы и методы работы с детьми разных возрастов по основам безопасности жизнедеятельности |
Безопасность детям | |||
Автор: Миндиярова Анна Вячеславовна | |||
10.11.2023 10:23 | |||
Формы и методы работы с детьми разных возрастов по основам безопасности жизнедеятельности «Самое дорогое у человека- это жизнь» Н. А. Островский. Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту. Система работы по ознакомлению детей с правилами безопасности раскрыта в программе «Безопасность» под редакцией Р.Б. Стеркиной. Формирование основ безопасности жизнедеятельности определено в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов как в совместной деятельности взрослого и детей, так в самостоятельной деятельности дошкольников.
Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей. Основные задачи:
Этапы реализации данных задач:
Формирование основ безопасности программа «Радуга» предполагает работу по нескольким направлениям:
Безопасное поведение в природе Во второй младшей группе формировали представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Знакомили с элементарными правилами:
В средней группе продолжали знакомить с многообразием животного и растительного мира, явлениями неживой природы. Формировали понятие «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения». В старшей группе формировали основы экологической культуры, и безопасного поведения в природе. Знакомили с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга). Учили детей правилам поведения в этих условиях, правилам оказания первой помощи при ушибах, укусах насекомых. В подготовительной группе познакомили воспитанников с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесёнными в неё. Работа продолжается. В перспективе планируется работа по расширению и уточнению представлений о явлениях природы и знакомство с правилами поведения в этих условиях. Безопасность на дорогах Во второй младшей группе расширяли ориентировку в окружающем пространстве, знакомили детей с правилами дорожного движения. Формировали представления о безопасном поведении на дорогах (не переходить дорогу одному, надо держаться за руку взрослого) В средней группе уточнили знания детей о работе полицейского. Знакомили с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения ( «Скорая помощь», «пожарная», «МЧС», «Полиция», троллейбус). Знакомить со знаками дорожного движения ( «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта») В старшей группе познакомили с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. Продолжали знакомить с ПДД, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Знакомили с дорожными знаками: «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещён», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка». В подготовительной группе нам предстоит систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Познакомить с понятиями «площадь», «проспект». Продолжать знакомить с дорожными знаками — предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными. Соблюдать ПДД. Расширять представления детей о работе ГИБДД. Развивать ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности. Безопасность собственной жизнедеятельности Современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм. Во второй младшей группе знакомили с источниками опасности дома (горячая плита, утюг, формировали навыки безопасного поведения (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила, открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку). В средней группе знакомили с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, чайник, электрический утюг). Закрепляли умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож, ножницы). Знакомили с правилами езды на велосипеде, с правилами поведения с незнакомыми людьми. Рассказывали о работе пожарных, причинах его возникновения и правилах поведения при пожаре. В старшей группе закрепляли и расширяли знания об источниках опасности в быту. Знакомили с работой службы спасения – МЧС, назначении номеров -01, — 02, — 03, 112. Учили называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес. В подготовительной группе учим детей оценивать свои возможности, по преодолению опасности. Формируем у детей навыки поведения в ситуациях «Один дома», «Потерялся», «Заблудился», умение обращаться за помощью к взрослым. Формы организации учебно-воспитательного процесса и методы работы с детьми
Большое внимание уделяется организации различных видов деятельности для приобретения детьми опыта. Этому, конечно, способствует ПРС в группе и в МАДОУ.
- Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.
Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся. Взаимодействие с родителями Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых. Цель работы с родителями: объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье. В работе с родителями используется информационно-аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей; познавательное направление: родительские собрания, консультации наглядно- информационное направление: просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток, досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки творческих работ, изделий из бросового и природного материала.
|