Конспект НОД по формированию основ безопасности для детей старшего (5-6 лет) дошкольного возраста «Опасные предметы» |
Безопасность детям | |||
Автор: Беседина Лариса Сергеевна | |||
12.04.2023 03:47 | |||
Конспект НОД по формированию основ безопасности для детей старшего (5-6 лет) дошкольного возраста «Опасные предметы» (ОО «Социально — коммуникативное развитие») Беседина Лариса Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №49 «Родничок» Цель. Формирование осознанно-правильного отношения к потенциально опасным для человека предметам и ситуациям. Задачи.
Материал и оборудование. Мультимедийное оборудование, пары картинок с изображением предметов со сходными внешними признаками – гвоздь-гриб; спички-матрешки; чайник-кастрюля; утюг-холодильник; молоток-барабанные палочки; ножницы-очки; игровой персонаж – кукла или игровой персонаж Андрюша; запрещающие знаки, два обруча, цветные карандаши, листы бумаги. Ход организованной образовательной деятельности I. Вводная часть 1. Организационный момент.
Цель. Эмоциональный настрой детей и педагога на организованную деятельность. 2. Игровая ситуация (телефонный звонок или электронное письмо на компьютер). Воспитатель: Алло! Я вас слушаю. (Внимательно слушает, затем кладет трубку или читает письмо) Ребята, звонил мой старый знакомый – мальчик Андрюша. Он собирается прийти в гости к нам, но мне показалось, что он очень расстроен. Что же случилось? (Стук в дверь. Из-за ширмы появляется Андрюша, говорит грустным голосом). Игровой персонаж: Здравствуйте, ребята! Воспитатель: Здравствуй, Андрюша! По-моему, ты чем-то расстроен. Расскажи, что случилось? Игровой персонаж: Ребята, вы знаете я люблю все новое! Вчера мама мне набор картинок с загадками. Я их читал, рассматривал, а потом нечаянно уронил и они все перепутались. Теперь никак не могу к загадке найти правильную картинку-отгадку. Воспитатель. Ребята, что же делать? II. Постановка детьми цели Дети. Надо помочь Андрею! III. Основная часть Задание №1. «Загадки – отгадки» Воспитатель. Ты, Андрюша, читай загадки, а ребята их будут внимательно слушать и постараются найти отгадки. (К каждой загадке выставляется по две картинки, где изображены предметы с общими внешними признаками, например, гвоздь и гриб. Дети среди них находят нужную картинку-отгадку и объясняют свой выбор.) Игровой персонаж Есть у моего Антошки шляпка да железная ножка. Дети. Гвоздь. Воспитатель. Почему вы так решили? Может быть, это гриб, ведь у него тоже есть шляпка и ножка? Дети. Это гвоздь, потому что в загадке говорится, что у него железная ножка. Игровой персонаж. Эти дружные сестрички весь денек добывают огонек. Дети. Это спички. Воспитатель. А может быть, это матрешки, ведь они тоже дружные и живут все вместе? Дети. Нет, матрешки не добывают огонь, только спички могут зажечь его. Игровой персонаж. Тук-тук-тук-тук, раздается громкий стук. Что же папа в руки взял? Чем он гвоздик забивал? Дети. Молоток. Воспитатель. Может быть, это барабанные палочки? Они тоже громко стучат: тук-тук. Дети. Палочки стучат по барабану, гвозди ими не забивают. Игровой персонаж. Длинный носик, круглый бок. В нем – горячий кипяток. Он шипит, кипит, всем чай пить велит. Дети. Чайник. Воспитатель. А может быть кастрюля? Она тоже круглая. Дети. У нее нет носика и чай в кастрюле не готовят. Игровой персонаж. Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. Дети. Ножницы. Воспитатель. А по-моему очки. У них тоже есть два кольца и два конца (показывает на дужки). Дети. А гвоздика нет! Игровой персонаж. Блестящий и гладкий, разглаживает складки. Дети. Утюг. Воспитатель. А может холодильник, он тоже блестящий и гладкий. Дети. Но холодильником не разглаживают складки, это делают горячим утюгом, а в холодильнике хранят продукты. Воспитатель. Видишь, Андрюша, ребята помогли тебе – подобрали к твоим загадкам правильные картинки-отгадки. А какие предметы изображены на картинках – опасные или безопасные? Дети. Опасные. Игровой персонаж. А что в них опасного? Дети. Если пользоваться ими неправильно или брать их без разрешения, то может произойти несчастный случай. Воспитатель. А какие еще опасные предметы вы знаете? (Дети перечисляют – ножницы, иголка, спицы, скрепка, нож, топор, пила, лекарства, …) Ребята, вы знаете в мире опасных предметов есть специальные знаки, как в правилах дорожного движения. Этот знак обозначает, что предмет категорически брать нельзя! Этот знак – Осторожно пользоваться! Задание №2. Игра «Расставьте картинки под знаком» Цель. Формировать умения использовать различные предметы по назначению Воспитатель. — Расставьте под знаками картинки с предметами, которыми нельзя пользоваться или пользоваться осторожно. (Рассматривание иллюстраций и анализирование ситуаций, которые могут произойти с детьми, используя иллюстрации дидактического набора «Игровой дидактический материал по основам безопасной жизнедеятельности». - Что может произойти? Почему мальчик с забинтованной рукой?) Вместе с детьми сформулировать правила по основам безопасной жизнедеятельности. Игровой персонаж. — Ребята, вы – молодцы, так помогли мне сегодня! Но я пока не запомнил, какими из этих предметов пользоваться детям запрещено, а какими – можно, но очень осторожно. Воспитатель. Не расстраивайся, Андрюша. Чтобы ты все хорошо запомнил, давай поиграем с ребятами в игру. Задание № 3. Развивающая игра «Раздели на группы» (круги Эйлера — интерактивная игра) Цель. Развивать логическое мышление, внимание, умение сопоставлять, обобщать, группировать материал Воспитатель: Давайте договоримся, в какой круг мы поместим опасные предметы? (В красный круг поместим опасные предметы) Тогда в зеленый поместим предметы, которыми можно пользоваться безопасно. А как вы думаете, какие предметы можно поместить в третий круг? (третий круг – пересечение красного и зеленого кругов) (Предметы, которыми можно пользоваться под наблюдением взрослых) (Предметы — спички, зажигалка, ножницы, спицы, иголка, нож, отвертка, гвоздь; ложка, игрушка, карандаши, книга, мяч, скакалка; пылесос, утюг, чайник, микроволновка, …). (После выполнения задания педагог предлагает 2-3 детям аргументировать свой выбор.) Задание № 4. «Нарисуй отгадку». Воспитатель. Предлагаю нарисовать отгадки к загадкам, которые буду загадывать Вяжет шарфик мастерица, Весело мелькают … (спицы). Есть у моего Антошки Только шляпка да железная ножка. (Гвоздь) Она без нитки жить не может, Но катушка ей поможет. Нитку даст катушка, Вденем нитку в ушко. (Иголка) У меня есть лезвие – Острое, железное, Обращайтесь осторожно: Ведь порезаться мной можно! (Нож) Режем мы бумагу, ткани. Кто мы? Догадайтесь сами. (Ножницы) В брюхе жарко у меня, А в носу моем дыра, Когда все во мне кипит, Из нее пар валит. (Чайник) Не хочу я молчать – Дайте вволю постучать! И стучит день-деньской Он железной головой. (Молоток) Воспитатель. Возле каждой картинки нарисуйте знак – «Нельзя пользоваться!», «Осторожно пользоваться!» IV. Итог Игровой персонаж. Какие вы, ребята, молодцы! Напомните мне еще раз правила, как пользоваться полезными и необходимыми предметами, которые при неумелом обращении могут стать «опасными» и причинить вред. Дети рассказывают Правила безопасности в доме.
Игровой персонаж. Спасибо, ребята. А я прочитаю вам стихотворение об опасных предметах Знают все, что шалунишки Никогда не унывают. Целый день они резвятся И усталости не знают. Не сидится им на месте- Лишь бы прыгать, кувыркаться, Поиграть с котёнком в прятки Или вволю посмеяться. Но шалить и веселиться Тоже нужно осторожно, Потому что очень просто Вдруг себя поранить можно! Окружают нас повсюду Очень острые предметы, А поэтому, детишки, Вы послушайте совета: Вилки, ножницы, иголки, Топоры, ножи, осколки- Не игрушки не конфеты, А опасные предметы Анатолий Валевский
|