Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ОПЫТ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ» СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Безопасность детям
Автор: Булдакова Ольга Николаевна   
16.01.2023 16:44

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ОПЫТ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ» СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВСУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ОПЫТ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ» СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Булдакова Ольга Николаевна Первая квалификационная категория МАДОУ № 4 Североуральск

Последнее время проблема обеспечения безопасности в быту старших дошкольников рассматривается в методической литературе и в программах дошкольных учреждений. В них требуется формировать у детей знания и умения безопасности. В старшем дошкольном возрасте у ребенка увеличивается двигательная активность, физические возможности, ребенок становится более любознательным, стремится к самостоятельности. Все это приводит к возникновению травм и опасных ситуаций. Следовательно, в дошкольных учреждениях и дома необходимо создать условия, позволяющие дошкольнику накапливать опыт безопасного поведения в быту. [1]

В наше время существуют новые методические разработки, направленные на формирование основ безопасности детей дошкольного возраста в быту. Таким образом, задачи воспитания и развития ребенка, поставленные в ФГОС по разделу «Формирование основ безопасности», который входит в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие», получили конкретизацию и уточнение с учетом возрастной группы и возможностей детей. [4. ]

 

Преодоление опасности направлено на умелое поведение в опасных ситуациях; знание способов защиты, а также владение навыками по их 10 применению (укрытие от опасности, применение способов борьбы с ее последствиями); владение навыками само- и взаимопомощи. Изучение понятий «опыт» и «безопасное поведение» приводит к тому что, опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами. [2. ]

Процесс формирования навыков безопасного поведения у детей в быту представляет собой поэтапное решение задач взаимодействия воспитателей и родителей с ребенком и состоит из трех этапов:

  • первый этап направлен на уточнение знаний о правилах безопасного поведения в быту посредством дидактических игр.
  • второй этап направлен на усвоение знаний через имитацию действий с бытовыми предметами.
  • третий этап направлен на практику действий с доступными опасными предметами. Сегодня необходимо и родителям и педагогам понять значимость данной задачи, чтобы уберечь детей от гибели.

Дошкольное учреждение – это первый этап в формировании у детей безопасного стиля поведения. Игровая деятельность, основа формирования опыта безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в быту.

Правильно подобранная и организованная игра оказывает значительное влияние на воспитание дошкольников. Игра влияет на всестороннее развитие ребенка. Чтобы безопасно действовать в самых различных ситуациях, детям необходимо иметь представления о свойствах предметов. Определение значения формирования опыта безопасного поведения имеет выбор форм организации совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной детской деятельности. Безусловный приоритет должны иметь средства, обеспечивающие познавательную, творческую активность у детей дошкольного возраста.

Наибольшим развивающим эффектом обладают дидактические игры. Дидактическую игру необходимо использовать как звено между образовательной и самостоятельной игровой деятельностью. Так как, дидактические игры являются продолжением обучения в игровой форме. Но самостоятельная игровая деятельность осуществляется только в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям. [3. ]. Преимущество использования дидактических игр в обогащении знаний о правилах безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста, как компонента опыта безопасного поведения в быту проявляется в следующем:

  • каждый ребенок максимально активен;
  • имеется возможность дифференцированно осуществлять и систематизировать знания детей;
  • поддерживать устойчивый интерес дошкольников к данной деятельности и положительный эмоциональный фон.

Дидактические игры по формированию безопасного поведения в быту дают возможность:

  • знакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные предметы;
  • сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения.

Таким образом, безопасность – важнейшая потребность, удовлетворение которой, является необходимым условием нормального существования и развития и формируется через определенные организационные формы, устойчивые структуры социальных взаимодействий, совместную деятельность.

Литература

  1. Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках Мир человека / К.Ю. Белая – М.: Школьная Пресса, 2011. -124с.
  2. Гарнышева Т. ОБЖ для дошкольников. / Т. Гарнышева. – М. ДетствоПресс, 2011. -145с.
  3. Сапронов В. Безопасность: проблемы и находки / В. Сапронов / Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004 №4. -с. 7-10.
  4. Тимофеева Л.Л. Метод проектов в ДОУ / Л.Л. Тимофеева. / Управление дошкольным образовательным учреждением. -2011. -№3. -с. 22 Усачева, А. Школа безопасности / А. Усачева, А. Березин. –М., 2007. -257с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год