СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ОПЫТ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ» СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ |
Безопасность детям | |||
Автор: Булдакова Ольга Николаевна | |||
16.01.2023 16:44 | |||
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ОПЫТ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ» СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Булдакова Ольга Николаевна Первая квалификационная категория МАДОУ № 4 Североуральск Последнее время проблема обеспечения безопасности в быту старших дошкольников рассматривается в методической литературе и в программах дошкольных учреждений. В них требуется формировать у детей знания и умения безопасности. В старшем дошкольном возрасте у ребенка увеличивается двигательная активность, физические возможности, ребенок становится более любознательным, стремится к самостоятельности. Все это приводит к возникновению травм и опасных ситуаций. Следовательно, в дошкольных учреждениях и дома необходимо создать условия, позволяющие дошкольнику накапливать опыт безопасного поведения в быту. [1] В наше время существуют новые методические разработки, направленные на формирование основ безопасности детей дошкольного возраста в быту. Таким образом, задачи воспитания и развития ребенка, поставленные в ФГОС по разделу «Формирование основ безопасности», который входит в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие», получили конкретизацию и уточнение с учетом возрастной группы и возможностей детей. [4. ]
Преодоление опасности направлено на умелое поведение в опасных ситуациях; знание способов защиты, а также владение навыками по их 10 применению (укрытие от опасности, применение способов борьбы с ее последствиями); владение навыками само- и взаимопомощи. Изучение понятий «опыт» и «безопасное поведение» приводит к тому что, опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами. [2. ] Процесс формирования навыков безопасного поведения у детей в быту представляет собой поэтапное решение задач взаимодействия воспитателей и родителей с ребенком и состоит из трех этапов:
Дошкольное учреждение – это первый этап в формировании у детей безопасного стиля поведения. Игровая деятельность, основа формирования опыта безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в быту. Правильно подобранная и организованная игра оказывает значительное влияние на воспитание дошкольников. Игра влияет на всестороннее развитие ребенка. Чтобы безопасно действовать в самых различных ситуациях, детям необходимо иметь представления о свойствах предметов. Определение значения формирования опыта безопасного поведения имеет выбор форм организации совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной детской деятельности. Безусловный приоритет должны иметь средства, обеспечивающие познавательную, творческую активность у детей дошкольного возраста. Наибольшим развивающим эффектом обладают дидактические игры. Дидактическую игру необходимо использовать как звено между образовательной и самостоятельной игровой деятельностью. Так как, дидактические игры являются продолжением обучения в игровой форме. Но самостоятельная игровая деятельность осуществляется только в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям. [3. ]. Преимущество использования дидактических игр в обогащении знаний о правилах безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста, как компонента опыта безопасного поведения в быту проявляется в следующем:
Дидактические игры по формированию безопасного поведения в быту дают возможность:
Таким образом, безопасность – важнейшая потребность, удовлетворение которой, является необходимым условием нормального существования и развития и формируется через определенные организационные формы, устойчивые структуры социальных взаимодействий, совместную деятельность. Литература
|