Проект «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников» |
Безопасность детям | |||
Автор: Нарзикулова Дилафруз Мехрожевна | |||
10.12.2021 09:11 | |||
Проект «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников» Безопасности формула есть: Паспорт проекта: Описание организации: данный проект реализуется на базе АОУ детского сада №13 – отдельно стоящее здание, расположено внутри большого, жилого микрорайона Центральный. Наш детский сад — это 350 малышей от 2-х до 7 лет, и каждый со своими интересами, вопросами, капризами и радостями. Поэтому так важно, чтобы они знали правила и не подвергали свою жизнь опасности.
Полное название проекта: «Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников» Авторы проекта: воспитатель Нарзикулова Д.М. Продолжительность проекта: 2021-2023г. Вид проекта: долгосрочный. Тип проекта: познавательно – ориентированный Участники проекта: педагоги, работники детского сада, воспитанники и их родители. Возраст детей: дети старшего дошкольного возраста. Проблема: Современная наука совершила переворот в культурно-историческом бытие людей, меняются ценностные ориентации и установки, проблема поддержания безопасной жизнедеятельности, устойчивого здоровья становится предметом научных исследований, появляются специальные практики и методики. Существуют различные подходы к данному вопросу, поэтому необходимо подобрать такие образовательные средства, которые позволят наиболее эффективно достичь максимального результата в дошкольном возрасте, так как у детей дошкольного возраста недостаточно сформированы понятия о собственной безопасности, как в социуме, так и в окружающем мире. Актуальность проекта: Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи нашей страны. «Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни», — подчеркнуто Президентом РФ в послании Федеральному Собранию. Техногенные и экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его наибольшей уязвимости, поэтому то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой, так как ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности из-за отсутствия навыков правильного поведения в различных ситуациях. Специалистами разных научных направлений отмечается, что формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом. И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Под безопасностью большинство исследователей понимают такое состояние человека, которое с определенной вероятностью обеспечивает невозможность причинения вреда его существованию, как другим, так и им самим, благодаря имеющимся знаниям, умениям и навыкам, как это сделать. Такое определение дают О.Н. Русак близкие к нему определения безопасности дают С.К. Шойгу, Н.Н. Авдеева. Как отмечает С.К. Шойгу, обеспечение безопасности жизнедеятельности — это, по существу, создание таких условий в системе, при которых действие детерминированных или случайных факторов, вызывающих появление опасности, ограничивается и в итоге приводит к снижению опасности до приемлемого уровня. Принципы реализации проекта: 1. доступность:
2. систематичность и последовательность:
3. наглядность и занимательность:
4. динамичность:
5. дифференциация:
Пояснительная записка Новизна проекта Новизна проекта заключается в том, что освоение дошкольниками опыта безопасности жизнедеятельности осуществляется через взаимодействие педагогов ДОУ, родителей воспитанников, социумом. Это позволяет объединить усилия всех субъектов образовательного процесса в решении данной проблемы. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования обозначенные критерии оценки могут быть использованы при определении целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования по социально-коммуникативному развитию, а также для разработки основной образовательной программы дошкольного образования. В проекте показан путь адаптации федеральной программы «Безопасность» к условиям конкретного дошкольного учреждения, четко обозначены направления работы, система обучения детей правилам безопасного поведения, насыщена методами и приемами, влияющими на эмоциональную сферу, что положительно сказывается на результатах. Работа эта должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду:
Цель проекта: Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта. В соответствии с целью сформированы задачи: Задачи проекта
Задачи в работе с детьми
Задачи в рабате с родителями
Критерии эффективности проекта:
Прогнозируемый результат реализации проекта: Дети:
Родители:
Педагоги:
Этапы реализации проекта: Первый этап: Подготовительный. Цель: определить основные направления работы. Задачи: разработать концептуальные подходы к вопросам, которые формируют навыки обеспечения жизнедеятельности ребенка в детском саду. Второй этап: Организационный. Цель: составить программу проекта взаимодействия семьи, детского сада и служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека. Задачи: оценить возможности субъектов профилактики; подготовить материально-техническую базу. Создать необходимые условия для профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей. Третий этап. Основной. Цель: провести мероприятия проекта по профилактике основ безопасности, подбор инновационных методов работы по организации профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей. Четвертый этап. Аналитический. Цель: систематизировать методический материал и сопоставить промежуточные результаты с задачами проекта. Задачи: количественная и качественная обработка промежуточных итогов работы. Пятый этап. Заключительный. Цель: обобщение полученного опыта; осмысление его в виде модели психолого-педагогического взаимодействия семьи, детского сада и городских служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека. Система и последовательность работы по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников представлена тематическими блоками:
Блок «Мир вокруг»:
Блок «Пожарная безопасность»:
Блок «Безопасная дорога»:
Рабочий план реализации проекта Содержание работы Срок исполнения Ответственный Организационная работа Оформление уголков безопасности дорожного движения и противопожарной безопасности в группах для родителей и детей Сентябрь Памятки и буклеты для родителей в течение года Организация работы с детьми по теме «Безопасность»:
Подбор и систематизация игр по всем группам по теме «Безопасность» (ПДД, противопожарная безопасность, личная безопасность, безопасность на природе) Конкурс детских творческих работ на тему «Безопасность»:
воспитатели Участие в конкурсе детских творческих работ «Осторожно, огонь!» Занятия в группах:
Чтение художественной литературы В течение года Чтение и заучивание стихотворений по тематике В течение года Загадывание детям загадок на тему «Безопасность» В течение года Просмотр видеофильмов, м/ф В течение года Взаимодействие с родителями Формы организации по формированию основ безопасного поведения.
Средства обучения
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников» Цель: выявить уровень развития у детей элементарных основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников. Мониторинг с детьми проводится два раза в год: в начале и в конце учебного года (критерии указаны высокого уровня развития). Мониторинг проводится по следующим показателям:
По всем показателям определены три уровня выполнения заданий – высокий, средний, низкий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребёнком предложенного задания:
Показатели Критерии 5-6 лет Знания о безопасной деятельности в природе Ребёнок имеет представление о природных явлениях, правилах поведения во время различных природных явлений в лесу, на водоёме, при встрече с животными и насекомыми; умеет классифицировать растения, грибы, ягоды на съедобные и ядовитые. Ребёнок имеет представления о правилах поведения на воде, в летние жаркие дни, во время грозы, метели, при встрече с животными и насекомыми; различает и называет съедобные и ядовитые грибы, ягоды, растения. Знание правил безопасного поведения Ребёнок знает значение сигналов светофора, действует в соответствии с ними. Ребёнок знает назначение дорожные знаков «Пешеходный переход», «Телефон», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи», умеет ориентироваться в дородных знаках. Ребёнок знает назначение дорожные знаков «Место стоянки», «Круговое движение», «Автозаправочная станция», «Въезд запрещен», «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено», «Двустороннее движение», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», умеет ориентироваться в дородных знаках. Умение принимать решение У ребёнка сформулированы представления о том, как нужно вести себя в экстремальных ситуациях. Ребёнок выбирает правильное решение. Ребёнок осознанно может предвидеть опасные события, умеет по возможности избегать их, а при необходимости действовать. Коммуникативность Ребёнок умеет выбирать правильную линию поведения, регулирует своё поведение на основе усвоенных норм. Вступает во взаимодействие с взрослыми. У ребёнка присутствует саморегуляция поведения, отстаивание усвоенных норм и правил взаимодействия с взрослыми, помощь взрослым. Обследование детей по данной теме проводится на основе Программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, Н.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной. Форма отчета по проекту: презентация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» Заключение Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы фундамента жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Литература:
|