Методическая разработка по формированию основ безопасности для детей старшего дошкольного возраста |
Безопасность детям | |||
Автор: Остапова Надежда Валентиновна | |||
16.01.2021 17:45 | |||
Методическая разработка по формированию основ безопасности для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 116» г. Сыктывкара (НОД, Мастер-класс, картотека художественной литературы) Составила: воспитатель первой квалификационной категории Остапова Надежда Валентиновна Сыктывкар, 2020 г. НОД по образовательной области Безопасность для детей старшей группы Программное содержание
Цель: формировать у детей культуру безопасного поведения на улице в зимний период времени. Воспитательные задачи: Воспитывать интерес детей к собственной безопасности. Воспитывать осторожное поведение на улице зимой. Образовательные задачи: Выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения зимой на улице. Развивающие задачи: Развивать способности у детей к предвидению возможной опасности. Развивать умение детей обращаться за помощью к взрослым. Образовательные области: Безопасность, Коммуникация, Социализация. Методы и приемы: ТСО, демонстрация, рассматривание, беседа — обсуждение, игра, проблемная ситуация. Раздаточные: перфокарты, картинки ситуации – пазлы, раскраски. Ход НОД: - Ребята, хотите послушать стихотворение? - Читаю детям стихотворение «Гололедица»: Подморозило с утра, Нет вчерашнего тепла, На дорогах гололедица, Не идется и не едется. И машины все несет Тротуары, как каток, Сделать бы еще шажок, Но подошва подвела- Очень скользкая она. Сколько бед от гололедицы! Есть для дворников работа- Соль насыпать и песок, Чтоб пройти прохожий мог. - Какое время года описывается в стихотворении? (зима) - О каком явлении природы вы услышали? Объяснение слова «гололедица» — вопросы к детям: -Какая зимняя погода способствует образованию гололедицы? (тепло, снег тает, становится сырой –подморозит – на поверхности земли или дороги образуется слой льда). - А в нашем стихотворении во время гололедицы что происходит? (На дорогах гололедица, трудно передвигаться машинам и людям (подошва) -Почему в гололедицу происходит много аварий на дорогах? (на высокой скорости машина не может сразу остановиться) -Почему в гололедицу люди часто получают травмы? (лед твердый, падая, не успевают или не умеют сгруппироваться (согнуться в спине и ноги подтянуть к животу) — показывает ребенок (потом на коврике могут показать кто пожелает) -Как обезопасить себя в гололедицу? (выбирать дорогу, где больше снега, он посыпан песком, подобрать обувь с ребристой подошвой и т.д.) Рассматривание картин- знаков гололедицы. Отметить, что они могут быть по-разному оформлены! Сначала правила проговорим и запомним: не толкаться, не бегать, не играть на скользкой дороге, не подставлять подножки товарищам, не бороться, идти осторожно, не кататься; если кто-то упал, помочь подняться, звать на помощь взрослого! (ФИЗМИНУТКА) Я прошу подняться вас – это «раз», Повернулась голова — это «два», Руки вбок, вперед смотри это «три». На «четыре» – поскакать. Две руки к плечам прижать — это «пять». Всем ребятам тихо сесть — это «шесть». - Ребята, скажите, а какие еще опасные ситуации могут возникнуть на прогулке зимой? (просмотр слайдов и обсуждение) Задание — (Ситуации на картинках расположены по группе –найти, подойти, объяснить ситуацию) «ОСТОРОЖНО, СОСУЛЬКИ! Загадка — Я прозрачна, как хрусталь, С крыши я зимой свисаю. Только очень, очень жаль, Что в тепле я быстро таю. (Сосулька) Ребята, скажите, чем опасны сосульки или обледенелые комья снега, которые свисают с крыши? А как поступить правильно, как можно оградить себя от опасности? (Попросить детей подумать, какие меры предосторожности можно принять, чтобы предупредить окружающих об опасных зонах.) Вместе прийти к выводу, что такие зоны необходимо оградить. Придумать различные виды ограждений: веревка с красными флажками, деревянные или металлические заграждения, щиты или заборы. ПРАВИЛА! Напомнить детям, что ни в коем случае нельзя: - Играть там, где с крыши свисают сосульки или может упасть снег! - Подходить и трогать свисающие сосульки!
А теперь я вам предлагаю превратиться в сосульки и поиграть в Игра «Сосулька» Вниз головой висит сосулька, — Руки опущены вниз, пальцы рук смыкают домиком. От солнца насморк у нее. — трогают себя за нос. То от тепла она заплачет, — собирают «слезы» в ладонь. То платьице ушьет свое. — проводят руками по телу сверху вниз, горизонтальным движением «обрезают» длину. Придет мороз- заледенеет, — обнимают себя руками, дрожат Немного за ночь подрастет, — Руки вытягивают вверх, встают на носочки Окрепнет телом, потолстеет, — руки округляют по бокам. Тяжелой станет- упадет. — приседают. «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ГОРКЕ» Беседа о зимних забавах и играх, об их пользе для здоровья. Обсуждение ситуаций правильного и неправильного поведения детей на горке по иллюстрации или картине. Подводя выводы, с детьми сформировать правила:
«ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ КАТАНИИ НА КОНЬКАХ, ИГРА В ХОККЕЙ» Беседа о катании на коньках и игре в хоккей. Обсуждение ситуаций правильного и неправильного поведения детей на льду. Совместно с детьми сформировать правила:
- Бегать, прыгать, толкаться, баловаться, кататься на высокой скорости «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА МОРОЗЕ И ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛКИ В ДЕТСКОМ САДУ» Побеседовать с детьми о том, что железные предметы зимой очень опасны, что нельзя к ним прикасаться языком, губами и голыми ручками; научить заботиться о своей безопасности. Помочь запомнить ПРАВИЛО: - Никогда зимой не прикасайся язычком, губами и голыми руками к железным предметам! Они приклеятся и не оторвать. Это очень опасно для здоровья. -Не отрывать с силой, если несчастье все- таки с тобой случилось. -Звать на помощь взрослого, если с кем- то из твоих товарищей произошло такое. (Предложить детям в мороз провести опыт: Показать на улице, как мокрая тряпочка приклеивается к металлическому предмету и не отрывается.) «Если увидел предмет, оставленный кем-то» Продемонстрировать детям иллюстрацию и рассказать о должной реакции на предметы незнакомого происхождения. Показать пакет и спросить, знают ли дети, что в нем находится. Дети не знают. Что опасного может быть в нем? Выслушать рассуждения детей. Совместное рассуждение воспитателя и детей: Никогда нельзя подходить и открывать незнакомые сумки, пакеты! Там может быть взрывное устройство, отравленные предметы, опасные вещи, яды. Нужно обязательно пригласить взрослого и показать! Беседа (с использованием фотографий, иллюстраций) о том, как себя вести правильно на участке детского сада. Запомнить правила: - Выходить на участок детского сада и возвращаться с прогулки нужно спокойным шагом, рядом со взрослым. - Не подходи и не трогай незнакомые пакеты и сумки. - Не толкать своих товарищей, не ставить подножки, не драться. -Не покидать территорию своего участка без разрешения воспитателя. -Не играть с острыми предметами. -Не разбрасывать игрушки. -Не кидаться песком, землей, снегом, игрушками. -Не подходить к собакам и кошкам. -Не подходить к незнакомым людям, если даже они зовут вас, а сказать об этом воспитателю. ВЫВОД: - Вот, ребята, оказывается как много опасных ситуаций могут ожидать нас на прогулке зимой, и это еще не все, мы много еще будем об этом беседовать! - Ребята, а теперь вам предлагаю поработать с карточками (перфокарты с парными ситуациями). На них изображены пары: правильно – не правильно, нужно найти не правильную ситуацию, а потом провести стрелочку к правильной, а потом мы посмотрим все ли правильно нашли! (работа с перфокартами). - А вот еще одно задание: для него вы должны поделиться на две группы. В коробочках пазлы – картинки из известных вам произведений. Вы должны собрать пазл, сказать какое это произведение и какая опасность случилась с героем (работа в командах, ответы команд) - Что вам сегодня на занятии понравилось, что запомнилось, что вы могли бы рассказать родителям? Я надеюсь, что мы будем выполнять эти правила и в подарок вам предлагаю раскраски по правилам безопасности!
|