Формирование навыков безопасного поведения детей дома на материале авторских сказок |
Безопасность детям | |||
Автор: Абушкевич И.А., Кузнецова В.А., Никонова Е.Е. | |||
26.12.2020 23:37 | |||
Формирование навыков безопасного поведения детей дома на материале авторских сказок Абушкевич И.А., Кузнецова В.А., Никонова Е.Е. МБДОУ «Детский сад №401» г.о. Самара В современном мире проблема безопасности человека стоит особенно остро. Научно-технический прогресс и стремление людей покорить природу привели к тому, что количество аварий, катастроф и различных чрезвычайных ситуаций в мире становится все больше. Именно поэтому одну из важнейших ролей в обеспечении безопасности играет образовательная деятельность. Ребенок уже в дошкольном учреждении должен владеть первичными знаниями и навыками, которые позволят ему чувствовать себя комфортно, защищено, подготовленным к опасным ситуациям, угрожающим его жизни и здоровью.
Но, несмотря на требования современного мира, педагоги дошкольных учреждений не готовы полностью реализовать данную область. Это связано с недостаточным методическим обеспечением, отсутствием обоснованной научной методики, направленной на формирование навыков безопасности у дошкольников. В то же время, дети, обучающиеся в нашем ДОУ, как показали результаты диагностики, имеют малый запас знаний о безопасном поведении и совершенно не владеют навыками самостоятельного принятия решения в ситуациях нахождения без взрослых. Усугубляет ситуацию наличие у воспитанников ОНР, зачастую сочетанное с ЗПР. Вследствие этого затруднено восприятие и процесс закрепления материала детьми. Именно по этим причинам мы выбрали данную тему и разработали серию занятия, в которой образовательная область «Безопасность» прорабатывается с детьми в игровой форме, а полученные навыки и умения закрепляются с помощью стихотворных сказок (сочиненных авторами данной работы) и их инсценировки. В данной работе мы приведем пример такой формы реализации образовательной деятельности в рамках темы «Безопасное поведении дома». Данный проект может быть использован в совместной деятельности с детьми как воспитателями, так частично другими педагогами ДОУ (учитель-логопед, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре). Материал предназначен для старших дошкольников (5-7лет). Цель: формирование навыков безопасного поведения в условиях дома. Перед проведением данного мероприятия проводится подготовительная работа: чтение и обсуждение литературных произведений по теме (например, «Кошкин дом» С. Маршака), проведение дидактических игр (например, «Кто быстрее погасит на верхушке елки горящую свечку», «Что изменилось?»). Далее с детьми проводим «Праздник зверей в Новогоднюю ночь в зимнем лесу». Ведущий: Этим летом в сильную жару в нашей области случился пожар по вине туристов, которые не затушили перед уходом костер в лесу. Поэтому я вам предлагаю поговорить об огне. И для начала отгадайте, пожалуйста, загадки от Мудрой Совы:
Дети вы узнаете о том, когда огонь не друг, а враг и приносит беду. Приглашаю вас на сказку «Праздник зверей в Новогоднюю ночь в зимнем лесу»: Ведущий: В лесу на опушке стоит избушка. Там живут лесные звери, Новый год встретить захотели. Хозяин дома, добрый мишка, Пригласил к себе друзей: Зайцев, ежа, волка, лису И белочку-красу. Мишка: Приходите, гости, дружно, нарядить нам елку нужно! Зайцы – вешайте снежинки, волк – шарики, хлопушки, Белочка – мягкие игрушки. На верхушке, на макушке я зажгу сейчас свечу, Чтобы елка засверкала – очень этого хочу. Музыку встречаем, праздник начинаем! Встаньте дружно в хоровод, песней встретим Новый год! Дети поют песни «В лесу родилась елочка» в современной аранжировке, «Кабы не было зимы». Ведущий: А скажите-ка, зверюшки, весело ли вам зимой? Волк: Мы коньки и лыжи любим, на них катались мы не раз И покажем вам сейчас. Игра «Зимняя забава»: под музыку дети «катаются» вокруг елки. Ведущий: Белочка спросила тихо… Белочка: Кто стрелять умеет лихо? Игра «Меткий стрелок»: метание ватных снежков в мишень. Ведущий: Веселились вокруг елки, песни пели, играли, танцевали! Сел под елку мишка тихо, он отплясывал так лихо. Тут предложил мишка зайка… Зайка: Нас на санках покатай-ка! Мишка: Дружно санки в руки взяли и на горку зашагали. Ведущий: На санках с горки катаются, веселье продолжается! Было весело зверятам, но забыли лишь о том: В доме окна, двери не закрыли – Вспомнили они потом. Солнце в небе вдруг пропало, сильный ветер и метель – Надо в дом бежать скорей! Ветер вихрем в дом ворвался, свечка пламенем горит. От свечи загорелась елка – кто потушит ее ловко? Мишка: Ой, беда, дом спасайте – службу 01 по телефону вызывайте Да мой адрес называйте. Пожарные уже в пути, им нетрудно нас найти. Ведущий: Хитрая лиса дает совет… Лиса: Принялись за дело – места лени нет. Дом должны мы отстоять! Я могу вам подсказать: 1. Окна, двери закрывайте, воздух в дом вы не пускайте – Кислорода много в нем, разгорайся все кругом. 2. Кротов привлекайте – лопаты в руки, песком огонь засыпайте. 3. Мишки, вы что стоите? В бочку воду вы везите, Поливайте все вокруг – отстоим тогда мы дом! 4. А вы что застыли, зайчишки? Испугались, трусишки? Одеяла все хватайте – огонь ими накрывайте. 5. Ежи – не прячьтесь под кровать, пожарным трудно вас достать. Угарный газ опасный очень – вы лучше не зевайте, А избушку покидайте. 6. В доме стало много дыма – очень трудно всем дышать. Дышать будем легче через мокрое полотенце. Ведущий: Позабыли все на свете и трудились все тогда. Дружба победила, миновала беда! Но помнить все должны – советы лисы нам очень нужны:
Ведущий: Будьте бодры, веселы и здоровы. Пусть в доме всегда горит очаг – Огонь – наш друг, а не враг. Эти правила помни всегда. Тогда не случится беда! Таким образом, в результате проведения систематической работы в направлении формирования навыков безопасного поведения дома в рамках разработанного нами проекта дети умеют применять правила безопасного поведения во время пожара, самостоятельно принимают решения в опасной ситуации, могут обратиться за помощью в специальные службы, умеют отгадывать загадки по изучаемой теме, умеют слушать музыку, чувствовать ритм, а также развивается лексико-грамматический строй, связная речь воспитанников с ОНР. Список источников
|