«Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО» |
Безопасность детям | |||
Автор: Сюкова Наталья Евгеньевна | |||
07.06.2020 20:51 | |||
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО» Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах города возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей. Поэтому важную роль в предупреждении травматизма на дорогах играет ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Дети часто становятся причиной дорожно-транспортных происшествий: выбегают на проезжую часть, выезжают на самокате или велосипеде на дорогу, вырываются из рук родителей при переходе улицы и пытаются перебежать ее. Иногда взрослые не держат ребенка за руку, и тот переходит перекресток самостоятельно.
Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются:
Дети, предоставленные сами себе, не обращают должного внимания на опасности на дороге. Они еще не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. Избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам дорожного движения с дошкольного возраста. Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения. Поэтому в детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города необходимо уделять большое внимание. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Цель: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей, навыков безопасного осознанного поведения на улицах города. Задачи:
Непрерывность процесса овладения культурой поведения на дорогах обеспечивается поэтапным и планомерным усвоением понятий и правил на специальных занятиях: во время бесед, игр, чтения книг, заучивания стихов, прогулок, экскурсий и в повседневных реальных жизненных ситуациях. В детском саду ребенок получает систематизированную информацию о безопасном поведении в быту, на улице, в общественном транспорте и приобретает навыки безопасного поведения в окружающей его действительности. Поэтому в детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города необходимо уделять большое внимание. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Воспитанники старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, муз. руководитель участвовали в проекте «Дорожная грамота» Образовательная область Образовательные задачи Познавательное развитие Закрепить знания детей о видах транспорта; приобретение знаний о безопасности на дорогах; познакомить с правилами дорожного движения, которые необходимы для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда и пассажира; познакомить со строением улицы, дорожными знаками; сформировать представления о назначении светофора и его сигналах; научить детей предвидеть опасное событие, уметь, по возможности, его избегать, а при необходимости действовать. Речевое развитие Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом; развивать связную речь. Социально-коммуникативное развитие Развитие свободного общения со сверстниками и взрослыми в процессе освоения навыков безопасного поведения, в различных жизненных ситуациях; побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников. Художественно-эстетическое развитие Знакомство детей с новыми музыкальными произведениями; развитие способности двигаться под музыку, чувства ритма; развитие изобразительных, слуховых качеств. Физическое развитие Развитие физических качеств (сила, ловкость, выносливость, координация, умения ориентироваться в пространстве); навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх. Предполагаемый результат:
На начальном этапе была создана игровая ситуация для детей. В ходе сюжетно-дидактической игры «Нам на улице не страшно» дети понимают, что они мало знают о правилах дорожного движения, боятся переходить дорогу на перекрёстке. Была проведена беседа с детьми «Что такое правила дорожного движения? Для чего они нужны». К нам в гости пришел Незнайка, и рассказал, что совершенно не знает как вести себя на дороге и в транспорте Мы решили помочь Незнайке и научить его безопасному поведению на дороге. Мы рассказали Незнайке правила Поведения на дороге и транспорте, а чтобы ему было легче запомнить – представили наглядно. Подвижные игры: «Веселый трамвайчик», «Дорожное — не дорожное», «Мы спортсмены» Изучили ПДД в играх. Дидактические игры: «Назови правильно», «Узнай по описанию», «О чем говорят дорожные знаки». Сюжетно-ролевые игры: «Пешеходы и водители», «Дорожный патруль», «Правила движения» Мы пригласили Незнайку к себе на праздник. Провели итоговое мероприятие веселые старты «Страна дорожных знаков» Игра — это, прежде всего накопление опыта, причем опыта активного. Применение игровых методов при изучении Правил дорожного движения особенно актуально и целесообразно, ведь это именно тот случай, когда нельзя учиться на своих ошибках. Таким образом, результаты реализации проекта свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии работы. Благодаря сотрудничеству, сотворчеству воспитателей, детей и родителей, удалось достичь намеченной цели и ответить на проблемные вопросы. Литература.
|