Формирование основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста. |
Безопасность детям | |||
Автор: Мещерякова Ольга Александровна | |||
23.01.2019 20:03 | |||
Формирование основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста. Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных. События, происходящие в мире, свидетельствуют об увеличении техногенных и социогенных опасностей для человеческой жизни. Подготовить человека к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей. Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий в случае пожара.
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара. Потребность обучения детей правилам пожарной безопасности подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков осторожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара. Опираясь на статистику, мы знаем, что нередко в огне пожаров гибнут и получают увечья дети. Десятки детей в основном дошкольного и младшего школьного возраста, ежегодно пополняют список жертв огня. По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7-й пожар возникает из-за детских шалостей; 60% пострадавших от пожара – дети, ¾ из них – дошкольники. Чем это можно объяснить? Причиной этому может служить то, что близкое взрослое окружение ребенка (детей), мало уделяют внимания правилам пожарной безопасности. Это и стало основной причиной моего выбора данной темы «Формирование основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста». Условия в ДОУ по формированию основ безопасности у дошкольников. В систему работы по данной проблеме я включаю:
Запланировано:
совместная деятельность педагога и детей:
Этапы работы Организационно-ознакомительный этап
Формы представления результатов
План работы Изучение педагогической литературы: В своей деятельности руководствовалась Федеральным Законом Российской Федерации «О пожарной безопасности». Работа с детьми по формированию навыков пожарной безопасности началась с изучения имеющихся методических разработок по данной проблеме. Были изучены: 1. Программа Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой. Р.В. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста». (электронная версия стр. 51, 56) 2. Программа формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста «Азбука безопасности»: сборник материалов в помощь воспитателям ДОУ/ Р. А. Должикова, О. А. Ботникова, С. Дополнительно использовала следующие материалы и пособия:
«Кошкин дом 3. Степанов В. А. «Азбука в загадках» 4. Толстой Л. Н. «Пожарные собаки 5. Шорыгина Т. Л. «Беседы о пожарной безопасности 6. Е.Хоринский «Спичка -невеличка» 7. И.Холин «Как непослушная хрюшка едва не сгорела» 8. Шорыгина Т.А. «Бумажный самолетик» В толковом словаре Д.Н. Ушакова понятие безопасность определяется как «отсутствие опасности, предупреждение опасности, условия при которых не угрожает опасность». «Пожарная безопасность – это состояние защищенности имущества, общества и государства от пожара». Вопросы безопасности и жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (А. С. Вернадский, М.В. Ломоносов, И. М. Сеченов), огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлера, Б. Паскаля, З.Фрейда. По утверждению данных авторов, обучение детей действием в экстремальных ситуациях – сложный и многоплановый процесс, который не должен ограничиваться рамками учебников и методических разработок по ОБЖ и сводиться лишь к подаче общественных правил. Дети на занятиях должны быть не пассивными слушателями, а активными участниками учебного процесса. Занятия только тогда дадут положительные результаты и оставят след в сознании ребенка, когда будут интересными, творческими и эмоционально окрашенными. Создание предметно-развивающей среды. Поэтому я оформила информационно– познавательный центр по пожарной безопасности. В нем представлены: - макет пожарного щита; — атрибуты для сюжетно – ролевых игр; — наглядный плакат «Правила поведения при пожаре»; — папки передвижки; — ширмы «Огонь – друг, огонь – враг»; — дидактические карточки по «Основам пожарной безопасности»; — «Азбука безопасности»; — литература: - огнетушитель; — пожарная машина Перспективный план по пожарной безопасности: Цель: Формирование интегративных качеств личности старших дошкольников при обучении основам безопасности собственной жизнедеятельности. Вооружение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях. Задачи: Обучающие: научить детей правильно оценивать ситуации и отрабатывать навык грамотного поведения при их возникновении; расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи познакомить с литературными произведениями по пожарной безопасности; Развивающие:
Воспитательные:
|