Проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников» |
Безопасность детям | |||
Автор: Салимова Елена Юрьевна | |||
12.07.2018 15:33 | |||
Проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников» Салимова Елена Юрьевна воспитатель г. Сургут. 2018 Краткая аннотация проекта Данный проект долгосрочный, практико – ориентированный. Рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста (5-7лет). В своей основе способствует повышению качества образовательных услуг и направлен на познавательное и социально-личностное развитие детей дошкольного возраста, через знакомство с основами безопасности человека в окружающей действительности. В проекте отражена работа по реализации данного проекта с детьми старшего дошкольного возраста МБДОУ №90 «Незабудка» за периоды: 2015-2016г. и 2016-2017год.
Основная идея проекта заключается в формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста. Актуальность обусловлена необходимостью формирования компетентности у детей старшего дошкольного возраста в соблюдении основ собственной безопасности. Проект включает в себя работу со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса: детьми, родителями и воспитателями. Работа с детьми старшего дошкольного возраста направлена на реализацию основных четырех направлений безопасности: «Животные и растения», «Опасности в доме», «Опасности на улице», «Чужой». Для каждого направления разработан комплекс мероприятий, включающий разнообразные формы работы с воспитанниками. Подобраны эффективные методы и приемы. В проекте представлены материалы по работе с родителями, воспитателями. Отражены основные результаты по его реализации, разработана система мониторинга усвоения знаний о правилах безопасного поведения в окружающей действительности. Указаны основные ресурсы, необходимые для реализации проекта, указаны этапы реализации. Данный проект является актуальным и направлен на сохранение здоровья детей дошкольного возраста, умения ориентироваться в различных ситуациях окружающей действительности и формирует навык безопасного поведения. Обоснование необходимости проекта В реальном мире происходят различные изменения (социальные потрясения, стихийные бедствия, экологические катаклизмы, экономическая нестабильность), которые требуют от человека принятия определенных решений в конкретных ситуациях, быстрой ориентировки. На сегодняшний день люди игнорируют определенные правила собственной безопасности, что влечет за собою неблагоприятные последствия: увечья, травмы, смерть. Поэтому важно обратить внимание людей на ценность человеческой жизни в целом. В современном дошкольном воспитании все чаще педагоги и психологи обращаются к проблемам сохранения и укрепления здоровья воспитанников, соблюдения ими правил собственной безопасности. Они утверждают, что формировать основы собственной безопасности необходимо уже с дошкольного возраста. В этом периоде происходит активное вхождение ребенка в окружающую действительность и его познание. Доктор педагогических наук профессор С.А. Козлова утверждает, что необходимо не только сообщать детям знания, но и вызывать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям; способствовать развитию социальных эмоций и чувств. Проблемой формирования собственной безопасности детей занимались многие педагоги. В том числе Р.И. Жуковский, С.А. Козлова, Э.К. Суслова и другие. Исследования показали, что дети проявляют интерес к социальной действительности, способны усваивать определенные знания о ней, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям. Очень важно, чтобы формирование безопасного поведения осуществлялось не на основе запретов и насаждений, а на основе убеждений, доказательств необходимости выбора правильного поведения и реакции в конкретной ситуации. Поэтому, это еще раз подтверждает актуальность данного направления и необходимость формирования у детей дошкольного возраста навыков, позволяющих сохранить свое здоровье, жить и развиваться в безопасном мире. Общеизвестно, что детство — это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируются основные стороны психического и физического развития ребенка, происходит становление личности, укрепление его здоровья. В силу возраста ребенка и развития его познавательной сферы, происходит активное исследование и познание окружающей действительности, вследствие чего, возрастает риск травматизма ребенка. Следовательно, через приобретение опыта, активно познаются окружающие предметы, явления, объекты. Известно, что опыт, полученный ребенком в детстве, во многом определяет его взрослую жизнь. В дошкольном возрасте, ребенка сопровождают взрослые. Они учат его вести себя в окружающем мире, формируют фундамент знаний об окружающем. Благодаря любви и заботе взрослых, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. В дошкольном детстве помимо приобретенных знаний, формируются практические умения, которые ребенок в дальнейшем использует их в своей жизни. Очень важно, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок не только приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который позволит ему ориентироваться в окружающей действительности, но и умел его активно использовать. Мы согласны с мнением многих педагогов, что необходимо растить детей, умеющими ориентироваться в окружающей жизни. На наш взгляд, безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение безопасно вести себя в различных ситуациях. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Ответы на эти вопросы мы попытались сформулировать в проекте: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников». Цели и задачи проекта Основной целью педагогической работы является формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи педагога, реализующего данный проект:
Основное содержание проекта Работа по реализации данного проекта осуществляется по 4 тематическим блокам: I блок — «Животные и растения» II блок — «Чужой» III блок — «Опасности в доме» IV блок — «Опасности на дороге» Задачи по реализации данных направлений:
Работа по реализации данных блоков планируется осуществлять в совместной деятельности воспитателя и ребенка, а также в индивидуальной работе. Эффективность работы будет зависеть от выбранных форм и методов работы с детьми. Основные формы работы с воспитанниками:
Для реализации задач данного проекта используются методы и приемы, способствующие активизации проявлений у дошкольников осознанного отношения к окружающему миру, поддержке детской любознательности и социализации дошкольника в целом. Методы работы: Наглядный
Словесный
Практический
|