ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Безопасность детям | |||
Автор: Башкирова Ирина Ивановна | |||
25.05.2018 20:52 | |||
ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Современный этап социально-экономического развития России характеризуется коренным преобразованием всех структур общества, сменой образовательной парадигмы, в которой доминантным становится развитие социально-активной, творческой личности, умеющей ориентироваться в огромном потоке информации и адаптироваться к качественно новым, в том числе и экстремальным, условиям жизнедеятельности Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях – один из самых актуальных вопросов сегодня. В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) остро встает вопрос о необходимости поиска оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Подготовить ребенка к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только сформировав у него систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, усвоив практические навыки охраны жизни и здоровья.
Н. Н. Авдеева, Н. П. Князева, Р. Б. Стеркина определяют безопасное поведение как поведение, обеспечивающее безопасность существования личности, а также не наносящее вред окружающим людям [2]. Согласно С. Л. Рубинштейну, поведение – это особая форма деятельности. Она становится именно поведением тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений (оба эти плана неразрывны: личностно- общественные отношения реализуются при посредстве предметных) [6]. Необходимость формирования знаний о безопасном поведении в дошкольных учреждениях находит отражение в законодательных, нормативных документах: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», «Концепции дошкольного воспитания», «ФГОС ДО». Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях. Современные представления о сущности безопасности и подходах к ее формированию, принципы организации процесса в данном направлении отражены в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС ДО) [1]. В настоящее время вопрос безопасности является важной составляющей образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Проблема формирования основ безопасного поведения детально исследована в современных работах в области дошкольной педагогики: разработаны содержательные и технологические аспекты организации педагогического процесса; издается методическая специальная детская литература в данной инновационной области. Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н. Н. Авдеевой, Л. П. Анастасовой, К. Ю. Белой, Г. К. Зайцева, В. Н. Зимониной, О. Л. Князевой, Л. А. Кондрыкинской, И. Ю. Матасовой, А. И. Садретдинова, Р. Б. Стеркиной, Л. Г. Татарниковой, Л. Ф. Тихомировой, Т. Г. Хромцовой и др. Так А. И. Садретдинова отражает в своих исследованиях формирование культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников посредством проектирования педагогических условий [7]. А. Т. Смирнов раскрывает общие вопросы, касающиеся основ безопасности жизнедеятельности [8]. Т. Г. Хромцова освещает тонкости воспитания безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Также немалое количество работ посвящено обучению основам безопасной жизнедеятельности, раскрытию методических аспектов в вопросах формирования безопасного поведения в быту, природе, на дороге и пр. [9]. Среди научно-методической литературы можно отметить работу авторов Н. Авдеевой, О. Князевой, Р. Стеркиной, предлагающих комплексную программу для детских садов по формированию представлений у дошкольников разных возрастных групп основ безопасного поведения [2]. Коллективная работа представлена из основных разделов, входящих в понятие безопасности, разработаны специальные рабочие тетради для дошкольников. Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Обучение детей правилам безопасного поведения, по мнению Н. Н. Поддъякова [5], должно проходить на всех этапах жизни человека, а начинать его необходимо с дошкольного возраста. Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. У детей старшего дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни в родном краю. Проблема безопасного детского поведения в природе актуальна, но не достаточно практически разработана. Взрослые оценивают ее важность, но в то же время не владеют необходимыми способностями формировать безопасное поведение у детей в природе. Природа источник опасностей, но в то же самое время она и источник информации для ребенка. В условиях введения ФГОС дошкольного образования остро встает вопрос о необходимости развития индивидуальных потребностей ребенка в безопасном поведении, в том числе и в природе. В исследованиях М. В. Антроповой, Т. Л. Богиной, Т. М. Бондаренко, С. А. Ганата, О. А. Кулановского, Т. В. Кучера, В. М. Мельникова, С. В. Петериной, Л. Т. Ямпольского процесс формирования безопасного поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста занимает важное место, подчеркивается его особое значение в процессе экологического воспитания. В настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению (Л. Григорович, К. Белая, В. Зимонина и др.). Л. Григорович предлагает педагогам и родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о не правильном поведении персонажа [4]. К. Белая и В. Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления [3]. Таким образом, формирование опыта безопасного поведения в природе ребенка старшего дошкольного возраста должно строиться поэтапно, начиная с ознакомления с правилами безопасности жизнедеятельности в природе. Избежать формализации поможет использование специально подобранных дидактических игр, содействующих активному усвоению каждым ребенком знаний об источниках опасности и мерах предосторожности. ЛИТЕРАТУРА
|