Развитие навыков безопасной жизнедеятельности детей 2-4 лет посредством проектной деятельности |
Безопасность детям | |||
Автор: Корсун Ольга Игоревна Петрушкина Светлана Анатольевна Макеева Марина Сергеевна Петрякова Нелли Борисовна | |||
02.10.2021 18:15 | |||
Развитие навыков безопасной жизнедеятельности детей 2-4 лет посредством проектной деятельности Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта, развитой сетью коммуникаций, технализацией жилища. Поэтому необходимо сформировать у детей модель безопасного поведения, которая позволит действовать адекватно в конкретной сложной ситуации. Поэтому актуальной темой стало «Развитие навыков безопасной жизнедеятельности детей 2-4 лет посредством проектной деятельности» Актуальность выбранной темы обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, в природе, ухудшением состояния здоровья дошкольников, важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и работников ДОУ. Вот почему нас заинтересовал этот вопрос. В дошкольном возрасте дети получают первые сведения о правилах движения и поведения на улице, закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире. Знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Одним из эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Нами был разработан перспективный план работы по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения в быту, социуме, природе и на дороге в соответствии с возрастными группами. Поэтому работа по формированию навыков безопасного поведения проводится планово, систематически и постоянно. Начиная с 1 младшей группы ведем работу с детьми по разделу «Ребёнок и другие люди». Для малышей разработали занятия и дидактические игры по доступным их пониманию сказкам «Волк и козлята», «Колобок». На примере героев этих сказок дети учатся понимать, почему чужого человека нельзя пускать в дом, почему нужно опасаться общения с незнакомыми людьми. Большое внимание уделяем ситуациям, в которые может попасть ребёнок, находясь дома один. Желательно, чтобы дети не оставались дома без присмотра, но бывают разные ситуации, иногда дети остаются дома одни. И поэтому мы объясняем детям, что ни в коем случае нельзя открывать дверь незнакомым людям; категорически запрещается трогать электроприборы, газовые плиты, розетки, спички – это может привести к беде. Если же в дверь стучится незнакомец, или вдруг начался пожар, нужно громко позвать на помощь взрослых. Игра — самый эффективный вид деятельности. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. В своей работе используем словесно-наглядные, настольно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры. Особое место занимает наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребенка. Что – бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает. Вместе с детьми рассматриваем иллюстрации из альбома «Безопасность», выясняем, где дети поступили правильно, а где нарушили правила. Учимся разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях. Рассматривая буклет «Природа и человек», дети познакомились с правилами поведения в природе узнали, что нельзя разорять птичьи гнёзда, муравейники, рвать полевые цветы, уносить из леса домой животных, вырезать надписи на деревьях, мусорить и разбивать стекло в природе, обижать насекомых. В группе оформлен центр по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности, где имеются дидактические игры, изготовленные вместе с родителями, атрибуты для сюжетных и творческих игр, литература и наглядный материал для детей. Предметно-развивающая среда группы моделируется педагогом с учетом интересов и потребностей воспитанников. Созданная образовательная среда в группе стимулирует познавательную активность детей, побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. В группе создан мини-музей «Светофорчик», макет дороги, макеты дорожных знаков, лепбук «Правила дорожного движения»; подобраны различные игры, способствующие на практике закреплять полученные знания по правилам безопасной жизнедеятельности; разработан занимательный материал по ознакомлению с правилами безопасной жизнедеятельности: плакаты, альбомы, мини-книжки, составлена картотека подвижных игр, видеотека; приобретены и разработаны настольно-печатные игры. В процессе работы широко используем ИКТ. Применение компьютерной техники позволяет нам разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала. Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, используются различные формы взаимодействия. С целью обеспечения преемственности между детским садом и семьей по вопросу воспитания основ безопасности жизнедеятельности привлекаем родителей к активному участию в педагогическом процессе. С целью педагогического просвещения родителей было проведено родительское собрание. Благодаря совместной работе педагогов и родителей дети стали более внимательными в быту, в природе и на дороге. Научились правильно вести себя с незнакомыми людьми. Родители больше стали задумываться о здоровом и безопасном образе жизни своей семьи, о необходимости его соблюдения не только в детском саду, но и дома. Систематическая работа с детьми по обучению правилам безопасности жизнедеятельности, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей даёт положительный результат. Повысился уровень компетентности родителей по ОБЖ и ПДД. Качественно обновился образовательный процесс по ОБЖ и ПДД, повысилась его результативность. Не зафиксировано ни одного случая происшествий с участием детей.
|