Проект по формированию правил пожарной безопасности дошкольников |
Безопасность детям | |||
Автор: Коротовская Анна Владимировна | |||
04.11.2015 15:30 | |||
Проект по формированию правил пожарной безопасности дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №71 «Дельфин» «Чтобы с пожаром бороться умело, Нужно всем знать пожарное дело» Разработала: Коротовская Анна Владимировна Сургут, 2015 Содержание
Литература Приложение 1. Актуальность Проблема безопасности жизнедеятельности воспитанников признается одной из приоритетных в сложном современном обществе. Забота о сохранности детской жизни – важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. Не для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам пожарной безопасности обусловлено главной особенностью современного мира – его высокой динамичностью. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления активности, правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов обучения дошкольников пожарной безопасности в образовательную практику, а целенаправленная работа, специально организованное обучение детей умениям и навыкам. Противопожарная безопасность – одна из обязательных составляющих среды, в которой растѐт и воспитывается ребёнок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность взрослых — поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях. Участившиеся в последнее время трагические случаи пожаров и анализ причин их возникновения убеждают в необходимости вести систематическую работу с детьми и родителями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Испытывая чувство страха, человек следует не голосу разума, а инстинктам. Взрослый может впасть в панику, а первая реакция ребёнка — спрятаться от опасности, не видеть её. Дети прячутся под кровати, в шкафы и т.п. — места, откуда их трудно спасти. Поэтому важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но отработать до автоматизма правила поведения при пожаре. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка. Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией о мерах по предупреждению пожаров и борьбе с ними, а родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и убеждены в необходимости проводимых мероприятий по пожарной безопасности. При написании проекта опиралась на следующие нормативные документы:
В основу проекта положены следующие принципы:
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве. Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду строится на наглядных методах. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении интеллектуального развития детей. Пожар – это реальная угроза причинения вреда жизни, здоровью и материальным ценностям граждан. Зачастую в ходе его возникновения самой уязвимой частью участников пожара являются дети. Обеспечение пожарной безопасности в детском саду предполагает устранение возможных причин неконтролируемого возгорания, обеспечение образовательного учреждения техническим оборудованием для его тушения и другие меры. Не все причины возникновения пожара зависят от людей, однако есть и такие, за которые ответственны сами люди. Это, в первую очередь, неосторожное обращение с огнем и неправильное использование электрических приборов. С целью устранения этих причин необходимо проводить профилактическую работу с детьми, педагогами и родителями. В дошкольных образовательных учреждениях в обязательном порядке объясняются правила пожарной безопасности для детей. Меры пожарной безопасности в детском саду означают соблюдение про-тивопожарного режима и техники безопасности на местах, обеспечение уч-реждения системами противопожарной защиты, проведение профилактических мероприятий. Эти меры значительно уменьшают вероятность возникновения пожара и облегчают спасательным службам непосредственно защиту и спасение людей от огня. Детская пожарная безопасность – это целый ряд образовательных, воспитательных и профилактических мероприятий. В детском саду должны проходить мероприятия по пожарной безопасности, творческие конкурсы и другие. Мероприятия, которые предусматривает детская пожарная безопасность, должны сопровождаться соответствующим техническим оборудованием и учебно-методическими материалами. Пожарная безопасность в детском саду предполагает первичное формирование у воспитанников представлений о пожаре, об опасности огня, о порядке действия во время пожара. Занятия могут проходить в форме игр и творческих конкурсов, а также небольших лекций педагога с применением наглядного материала. Правила пожарной безопасности для детей также как соблюдение правил дорожного движения, должны стать привычкой. В этом случае, отправляя своего ребенка в детский сад, родители могут быть за него спокойны. 2. Целевая группа Дети старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет), родители, педагоги ДОУ. 3. Цель проекта Формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности в ДОУ. Активизация работы с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению правил пожарной безопасности, формирование готовности родителей к сотрудничеству с ДОУ. 4. Задачи
Основными задачами работы с дошкольниками и родителями являются:
5. Партнеры Заведующий, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, инженер по охране труда, родители. 6. Содержание деятельности
- выполнение комплекса мер по реализации проекта: 7. Технология реализации проекта Развитие знаний и умений по пожарной безопасности, навыков самостоятельности, воспитания ответственного поведения в жизни человека в условиях дошкольного учреждения можно назвать одним из самых сложных направлений. Проект включает в себя перспективное планирование для детей дошкольного возраста, методический комплекс для работы с воспитанниками и рекомендации и практические материалы по взаимодействию с родителями. Проект предусматривает распределение работы по изучению правил по-жарной безопасности в детском саду по двум направлениям: 1. Изучение правил пожарной безопасности и профилактическая работа с дошкольниками 2. Разъяснительная работа с родителями. 7. 1. Изучение правил пожарной безопасности и профилактическая работа с дошкольниками Профилактическая работа с детьми ведётся в старших (5-7 лет) дошкольных группах, изменяется только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Обучение навыкам пожарной безопасности не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий, поэтому это длительное, систематическое, целенаправленное воздействие на ребенка. Стремительно меняющаяся жизнь заставляет пересматривать роль и значение навыков самостоятельности, воспитания ответственного поведения в жизни че-ловека. Задача взрослых сделать воспитанников любознательными, общи-тельными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными личностями. Обучение пожарной безопасности дошкольников в условиях ДОУ предусматривает корректировку разработанных мероприятий на последующих этапах работы в зависимости от достигнутых результатов. Обучение осуществляется через совместную и индивидуальную образовательную деятельность воспитателя с детьми. Задачи данного направления планомерно интегративно решаются через все виды деятельности в различных образовательных областях, что не создает дополнительной нагрузки для детей. Информацию о правилах пожарной безопасности можно получать как во время непосредственно образовательной деятельности ( «Здоровье», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация» и т.д.), так и во время самостоятельной деятельности детей, во время проведения режимных моментов и совместно с семьей (согласно ФГОС). Для ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности используется проектный метод. Я с дошкольниками и родителями разрабатывала образовательные проекты:
В реализации проектов я использую разнообразные методы и приёмы: беседы, рассказы, художественное слово, рассматривание наглядно-иллюстративного материала, презентации, экспериментирование, коллекционирование, проблемные ситуации, электронные игры и многое другое. Для закрепления знаний, полученных детьми, организовала экскурсию в ближайшую пожарную часть. Художественное слово делает восприятие детей более эмоциональным, осмысленным. Ребятам загадываю загадки, знакомлю их с пословицами, читаю им стихотворения, рассказы. Особое внимание уделяю игровому методу работы. Также использую самые разнообразные формы и методы работы по обучению детей пожарной безопасности:
- художественная литература на пожарную тематику (К. И. Чуковского «Путаница»; сказки «Как человек подружился с огнѐм», «Как огонь воду замуж взял»; С.Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом»; Л.Н. Толстой «Пожарные собаки»; Б. Жидков «Пожар в море», «Дым», «Пожар»). Широко использую наглядный материал: яркие выразительный плакаты, иллюстративный материал, пособия, буклеты; составляю с детьми коллажи «От чего может произойти пожар», «Электроприборы вокруг нас»; моделирую и анализирую заданные ситуации ( «Пожар дома», «Мама ушла в магазин, мы остались одни…»; «Как бы ты поступил»); сочиняем истории и оформляем их в книжечки ( «Что было бы если…», «Огонь – не забава»); организовываю познавательные викторины, на которых дети показывают свои знания ("Пожарным можешь ты не быть"); просматриваем обучающие ролики: ( «Осторожные сказки»), презентации ( «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности», «Соблюдай правила пожарной безопасности»). Для проведения игр по привитию практических навыков поведения детей при угрозе пожара в группе организована предметно-развивающая среда, которая позволяет развернуть, например, игру-драматизацию по произведению Самуила Яковлевича Маршака «Кошкин дом» или сюжетно-ролевую игру «Мы — пожарные». В группе оформлен информационный уголок для родителей «Чтобы не было пожара» и «Безопасность вашего малыша», где родители могут ознакомиться с необходимой информацией по пожарной безопасности и получить рекомендации. Широко используются плакаты, иллюстративный материал, макеты, выставки рисунков и поделок и т.п., в соответствии с возрастными особенностями детей. Основное содержание проекта представлено в таблице 1. Данные задачи помогают планировать образовательную деятельность во время проведения режимных моментов, самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с родителями (таблица 2,3, 4). Мною создан и систематизирован в достаточном количестве учебно-дидактический материал для ознакомления детей с правилами пожарной безопасности (учебные пособия, альбомы, плакаты, дидактические игры, конспекты занятий, буклеты и памятки). Содержание работы можно представить следующим образом:
|