Мастер класс для воспитателей «Экспериментирование как метод обучения дошкольников» |
Образование для педагогов | |||
Автор: Татаринова Светлана Ивановна | |||
30.04.2020 12:15 | |||
Мастер класс для воспитателей «Экспериментирование как метод обучения дошкольников» Термин «экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Он выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Он может рассматриваться как форма организации педагогического процесса. Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Игра и детское экспериментирование дополняют друг друга.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д. Опыты относятся к исследовательской технологии, входящей в список современных образовательных технологий. Наблюдение является составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Взаимосвязи возникают между экспериментом и трудом, изобразительной деятельностью, формированием элементарных математических представлений, развитием речи. Экспериментирование и развитие речи очень тесно связаны между собой. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов в словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двухсторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т. е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствуют развитию речи. 1. Познавательное развитие дошкольников по формированию элементарных математических представлений через организацию зкспериментально- исследовательской деятельности Д/И «Танграм», «Монгольская игра», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Сложи узор» (по Никитину», «Куб -Хамелеон», «Уголки», «Пятнадцать», «Шашки», «Шахматы», кубик — рубик, змейка, «Заполни пустые клетки». «Сложи квадрат», «Игры со спичками», «Блоки Дьенеша», «Палочки Киюзеннера», …
-Как вы думаете, если я предоставлю вам фигуры – силуэты, разделенные на геометрические фигуры, из которых они составлены, будет ли это экспериментированием? (нет -это работа по образцу) -Воссоздайте, пожалуйста, фигуру – силуэт из 2 наборов «Танграма» (работа в группах). -В качестве 2 примера по экспериментированию в математике предлагаем вам «Игры со спичками». В д/саду вместо спичек мы используем счетные палочки (работа в группах). 2. В конструировании экспериментирование начинается, когда дети пытаются построить нечто свое (по представлению, для игры). 3. Познавательно исследовательская деятельность (опыты). *Мыльные пузыри Кому не нравится надувать мыльные пузыри? Нам, лично, такие чудаки не встречались. А вот кто знает, что у мыльных пузырей внутри? Нальем в тарелку мыльный раствор и подуем в него через трубочку. На наших глазах в тарелке начнет расти замок из мыльных пузырей. Легонько подуем на него: пузыри полетят. Они такие легкие, потому что внутри воздух. А из мыла получается тонкая и прочная оболочка пузыря. А теперь постараемся надуть огромный-преогромный пузырь. Дуем! Еще дуем! Вот уже какой огромный получился! Давай еще!!! Ой! Лопнул… Почему так получилось? Воздуха внутри оказалось слишком много и мыльная оболочка не выдержала. Несколько капель глицерина, добавленные в мыльный раствор, сделают ваши пузыри незабываемыми. Предлагаем налить на тарелку мыльного раствора 2-3 мм вышины, надуть соломинкой мыльный пузырь; когда он достигнет достаточных размеров, погрузить соломинку в мыльный раствор и осторожно проткнуть ею первый пузырь до центра; медленно вытягивая затем соломинку обратно, не доводя ее, однако, до края, выдуть второй пузырь, заключенный в первом, в нем — третий, четвертый и т.д.
Предлагаем стаканчики а). с желтой водой; красной; неокрашенной; б). с синей; желтой; неокрашенной водой; в). с красной; синей; неокрашенной водой. Задание: окрасить бесцветную воду в стаканах, используя бумажные полотенца.
Наливаем молоко в тарелку. В произвольном порядке капаем разноцветные красители на поверхность молока. Берем зубочистку, окунаем ее кончик в средство для мытья посуды. Кончиком зубочистки (смоченным в мыльном растворе) касаемся красителя и наблюдаем, как капли краски начинают «разбегаться», образуя круги. Это происходит потому, что жирная пленка на молоке разрушается от прикосновения мыльного раствора. В произвольном порядке касаемся зубочисткой краски, создавая разноцветные узоры. Наш увлекательный опыт завершен. Ну как вам результат? 4. Развитие творческих способностей посредством экспериментирования Предлагаем вашему вниманию рисование луком и пекинской капустой – это и НТР, и экспериментирование, и развитие умений и навыков детей. Тема вашей работы «Зимняя сказка» Оборудование: Гуашь (синего, белого, голубого, фиолетового цвета); Баночка с водой для промывания кистей; Листы пекинской капусты и луковицы (большие и маленькие); Поднос для использованных листов капусты и лука; Ватные палочки, для дорисовывания деталей; Листы бумаги; Влажные салфетки; Зубные щетки; Кисти; Салфетка; Клеенка. Примерная структура образовательной деятельности — экспериментирования
|