Семинар – практикум для педагогов «Понять и принять» |
Образование для педагогов | |||
Автор: Воробьева Галина Федоровна Сливко Лариса Александровна | |||
19.03.2020 23:23 | |||
Семинар – практикум для педагогов «Понять и принять» Провели: учитель- логопед Сливко Л.А. педагог – психолог Воробьева Г.Ф. Дата: 03. 12. 2019г. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик» Цель: психологическое просвещение педагогов в вопросах работы с детьми с ОВЗ, коррекция эмоционального отношения педагогов к детям. Задачи:
Используемые формы и методы: метод проблемного изложения материала, тренинговые упражнения, видео и аудио материалы. Целевая группа: педагоги ОУ Оборудование: силуэт ребенка «ОВЗка», карточки — категорий детей с ОВЗ; 5 повязок, 2 пачки зефира, влажные салфетки, вода, бокалы; 4 цветка с эмоциями, фломастеры, ручки, градусник. Ход семинара I.Вступительная часть. Психолог: Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив. Мир «особого» ребенка Безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, Добродушен и открыт Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Логопед: Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? Мир «особого» ребенка – Он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребенка Допускает лишь своих! Логопед: Добрый день, уважаемые коллеги! Мы собрались сегодня здесь, для того чтобы поговорить о детях с особенностями развития, и об отношении к ним. Психолог: Родился он долгожданным и желанным. Мама и папа его очень любят, но случилось так, что он не такой, как все. Особый. Он плохо слышит, бывает, что у него текут слюни, он много прыгает на месте и почти не сидит спокойно, улыбается без причины и говорит что-то сам себе, не понятное нам, взрослым. Еще он не умеет играть с другими детьми, общаться с взрослыми, почти ничему не учится. В этот мир он пришел не таким, как все, но сейчас он с нами. (На доску крепится контур человека) Логопед: А мы должны принять и понять. А понять и почувствовать можно лишь находясь в его ситуации. Психолог: А сейчас мы предлагаем поиграть. 1. Игра «С повязкой». Приглашаются 5 человек. Инструкция: Одевайте повязки на глаза. Ничего не видите? А сейчас вам нужно построится по росту. - Открываем глаза, проверим, как у вас получилось справиться с заданием. - Что вы чувствовали? - Легко ли было построиться? - Слышали ли зал? Помогали или мешали вам? (Помощь бывает разная) - Вы, наверно, поняли, какие это люди, с каким нарушениями? (прикрепляем карточку к контуру «слепые, слабовидящие»). 2. «Застегни рубашку». Для игры приглашаются 2 человека. Инструкция: наденьте рубашки, а затем перчатки. В перчатках вам нужно застегнуть все пуговицы. - Поделитесь впечатлением: - Как вы себя чувствовали? - Что бы было, если бы вас торопили? Люди, с каким нарушениями это могут быть? (нарушениями опорно — двигательного аппарата, люди с синдромом Дауна, люди перенесшие инсульт) (клеем карточку «нарушение опорно-двигательного аппарата» к контуру человека) Логопед: 3. Игра «Сладкоежка». Приглашаются 2 человека. Инструкция: вот вам по пачке зефира, натолкайте себе в рот как можно больше, но не ешьте. А теперь приготовьтесь с нами общаться. - Представьтесь, назовите свою ФИО, домашний адрес полностью, а теперь полностью название вашего образовательного учреждения и должность. А сейчас задайте друг другу по вопросу, и ответьте на него. - Вы догадались, что это люди с нарушением… (речи) - Вы хорошо себя чувствовали? Как зал помогал? (клеем карточку «ТНР» к контору человека) 4. «Особые дети» Инструкция: послушайте симптомы, и определите, о каком нарушении идет речь:
(клеем карточку «Нарушения интеллекта» к контору человека) Психолог: сейчас предлагаем вам посмотреть видеоролик. 5. Фильм «Как видят мир люди с аутизмом» - Кто воспринимает так окружающий мир? (аутисты) (карточка «РАС») Психолог: Своеобразие аутиста прежде всего в том, что он по-другому слышит, видит, ощущает реальность. Из-за генетических нарушений мозг таких детей избыточно активен. Он просто не успевает соединять, анализировать все то, что ребенок видит, слышит, осязает. Мир воспринимается фрагментарно и искаженно. Когда на ребенка с аутизмом действуют одновременно слишком много раздражителей, он может повести себя неадекватно. Логопед: хотелось бы просто привести цитату одного из аутичных людей: "Это похоже на то, как будто одновременно смотришь на мир через калейдоскоп и пытаешься слушать радиостанцию через жуткие помехи. Добавьте к этому испорченную кнопку "Громкость", которая заставляет звук беспорядочно прыгать от оглушающего до неслышимого... Поэтому ребенок закрывает уши, натягивает футболку на лицо, прячется. Психолог: Как мы взрослые часто ведем себя в таких ситуациях? (стараемся силой поднять, сравниваем с другими, кто-то повышает голос, игнорируют, пытаются переломить, подогнать под норму) Логопед: А сейчас мы вам хотим предложить послушать монолог. Это пронзительное признание написал взрослый аутист Стив Саммерc. Аудио монолог «МЫ ДРУГИЕ, НО НЕ ХУЖЕ» «Я аутист, и я устал. Устал от того, что меня отвергают. Устал от того, что меня игнорируют. Устал от того, что меня исключают. Устал от того, что со мной обращаются как с изгоем. Устал от людей, которые не понимают, что такое аутизм. От людей, которые отказываются принимать аутистов такими, какие они есть. Устал от чужих ожиданий, что я постараюсь и буду вести себя «нормально». Я не «нормальный». Я аутист. Хотите нам помочь? Слушайте аутичных людей. Приложите больше усилий, чтобы узнать об аутизме. Примите, что мы другие, но не хуже. Не пытайтесь превратить нас в плохую копию вашей идеи о «норме». Примите, что для нас нормально быть собой. Примите, что мы люди с такими же чувствами, как и все остальные. Пожалуйста, будьте добрыми и поддержите нас. Пожалуйста, проявляйте инициативу в общении с нами. Мы редко можем сделать шаг навстречу после целой жизни отвержения, исключения и травли… Я аутист, и я хочу, чтобы меня ценили и принимали таким, какой я есть» Психолог: вот у нас получился такой ОВЗейка.!!!! Логопед: а каждый из нас может ему чем то помочь? Психолог: в одиночку это сложно, а объединив свои усилия можно добиться многого. Психолог: В нашем детском саду пятый год функционирует группа для детей с умственной отсталостью, в группе 10 детей. Вы можете представить себе, как сложна работа с данной категорией детей. Кроме воспитателей, с этими детьми работают другие специалисты: педагог-дефектолог, педагог- психолог, учитель-логопед. Все объединены единой целью помочь детям адаптироваться в коллективе с перспективой дальнейшей социализации. Представляется слово воспитателю группы для детей с УО. Выступление воспитателя Уважаемые коллеги! Сегодня я расскажу Вам, как мы в нашей группе живем, чем занимаемся, над чем работаем и какие получаем результаты. Дети у нас особенные. Дети, у которых развитие начинает идти своим «особым» путем. И мир, в котором они живут, отличается от мира обычных детей и тем более от мира, в котором живут обычные взрослые. Они по-другому развиваются, мыслят, общаются, любят. Содержание работы в группе строится с учетом возрастных индивидуальных особенностей детей, с учетом не столько биологического, сколько психологического возраста ребенка, на основе ведущего вида детской деятельности, а в дошкольном возрасте это – игра. Практически все занятия направлены на становление эмоциональной сферы и поиска альтернативных способов общения Детям с умственной отсталостью трудно понять эмоциональное состояние другого человека, но постепенно, очень медленно эмоциональный опыт детей обогащается. Этому способствует эмоциональное насыщение жизни ребенка, закрепление позитивных эмоций, принятие отрицательных. Большую роль в стимулировании развития детей играет психологическое сопровождение, которое направлено на обогащение социально-личного развития ребенка. С этой целью применяются современные отечественные и зарубежные технологии психологической коррекции: игры с визибордами, иллюстрированные книжки, игры с песком и водой, нейропсихологические технологии. Взаимодействие педагога психолога происходит в сенсорной комнате, где дети пребывая в комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами (зрительными, тактильными, слуховыми), самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует окружающее. Сенсорная комната способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности. Приобретена образовательная система EduQuest (ЭдуКвест), которая включает в свой состав мультимедийное программное обеспечение и способствует развитию речи и словарного запаса, зрительной и слуховой памяти, социально-коммуникативных навыков. Занятия логопеда отличаются от традиционной формы обычных коррекционных занятий. А если это еще и ребенок с РАС, то главная задача состоит в том, чтобы развить понимание обращенной речи, вызвать у ребенка потребность в речевой коммуникации и желание вступать во взаимодействие с окружающими его людьми. Опыт нашей работы показал эффективность использования метода совместно-неразделенной деятельности. Например, педагог выполняет различные действия с ребенком сначала совместно «рука в руке», затем дает возможность ребенку самому выполнить это действие, при этом каждое движение проговаривается. С целью социализации детей, в рамках инклюзивной модели, организуются совместные праздники и досуги с родителями, детьми других групп, работает адаптационная площадка на прогулке, практикуется гостевой режим в другие группы ДОУ. Самой лучшей мотивацией в нашей коррекционной работе был и есть результат. Мы вместе проговариваем, обсуждаем и, конечно же, радуемся нашим достижениям. Всегда хочется большего – именно это и заставляет всесторонне изучать проблему особенных детей. «… Вот он, это малыш, который в начале учебного года не давал к себе приблизиться, кричал, кидал все игрушки, а сегодня он бежит к тебе, просится на занятия, берет за руку и ведет…ведет… в мир доброты, надежды, веры...» Логопед: Работа с детьми несет в себе некоторые сложности, требуется повышенное внимание, терпение, ответственность, смекалка. А работа с детьми, у которых есть какие либо нарушения в развитии вдвойне сложна. Для того, чтобы процесс воспитания и обучения проходил легче для вас и для детей необходимо принять их такими, какие они есть. Но для начала следует принять себя. Психолог: Есть такое понятие эмоциональный интеллект. Это способность понимать свои и чужие эмоции, распознавать намерения и мотивацию собеседника, понимать его чувства и правильно на них реагировать, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для гармоничного взаимодействия с окружающим миром. Как показывают исследования ученых, эффективность в любой деятельности человека на 33% зависит от IQ и на 67 % от эмоционального интеллекта. Логопед: Эмоции бывают положительные и отрицательные. Давайте выясним, какую пользу приносят нам эмоции и какой вред они наносят. Для этого нужно разделиться на 4 группы. Каждая группа получит цветок, в середине которого нарисована какая-то эмоция. Напишите на желтых лепестках, какую пользу приносит эта эмоция, а на красных лепестках — какой вред она наносит. Психолог: Вывод. Мы рассмотрели разные эмоции и убедились, что каждая эмоция нам для чего-то нужна. Положительные эмоции благотворно влияют на наше психическое и физическое здоровье, а также помогают в творчестве и налаживании дружеских отношений. Но и отрицательные эмоции приносят человеку не только вред, но и пользу. Так, страх не только останавливает перед труднодостижимой целью, но и придает сил и энергии для бегства от предостерегающих на пути к ней опасностей; гнев позволяет сметать преграды, которые не удается разумно обойти. Для ребёнка развитый эмоциональный интеллект – основа успешного и, главное, счастливого будущего. Детям особенно сложно понять весь яркий спектр чувств и эмоций, разобраться с разочарованиями и сомнениями, поражениями и даже с победами. Ребёнок с развитым эмоциональным интеллектом в любой ситуации сделает для себя правильные выводы, и, напротив, ребёнок со слаборазвитыми социальными навыками и низким интеллектом может стать закомплексованным, скованным в общении или даже агрессивным. А нам взрослым нужно вовремя распознать эти проблемы и не дать ребенку уйти в себя. Упражнение «Градусник» (методика Н. П. Фетискина). Логопед: Эмоциональное состояние человека меняется в течение дня в зависимости от внешних и внутренних факторов. Мы предлагаем с помощью «медицинского градусника» «измерить» свое эмоциональное состояние «здесь и сейчас». Психолог: Инструкция: «Перед Вами на бланке изображен медицинский градусник, на котором есть несколько шкал, соответствующих тому или иному эмоциональному состоянию разной интенсивности. Выберите ту шкалу, которая в наибольшей степени соответствует Вашему состоянию в данный момент, и пометьте любым знаком на этой шкале градусника “температуру” имеющегося в данный момент состояния. Вывод. Вы убедились, что у каждого человека различное эмоциональное состояние разной интенсивности, которое в течение дня может меняться. Логопед: Такая же картина, даже более ярче, наблюдается у детей с проблемами в эмоционально-волевой сфере. Психолог: А быть услышанным и понятым – это очень важно для каждого. Не всегда мы понимаем друг друга, потому что каждый видит и понимает мир по своему, но если быть внимательным и терпеливым, то даже без языка можно понять другого и помочь его. Логопед: Именно дети с особенностями развития испытывают нашу социальную систему на человечность. Работа с этими детьми – это тест на взаимовыручку, на оптимизм, на возможность совершать усилие, чтобы понять другого. Психолог: Это проверка на умение владеть собой и своим поведением в сложных ситуациях, на умение изобретать новые подходы в обучении, умение видеть свои ошибки и корректировать их. А сейчас мы предлагаем посмотреть мультфильм. Просмотр мультипликационного фильма «Кудрявый ежик» Психолог: Чему могут научить нас особенные дети? Логопед: Может быть, ценности жизни и ее уникальности для каждого из нас? Воспитатель: Но научиться может только тот, кто хочет учиться… Психолог: Мы надеемся, что наша встреча сегодня была не бесполезным время проведением. И кто-то захочет глубже окунуться в мир особого ребенка, понять и принять. Используемая литература:
|