Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Семинар – практикум для педагогов «Понять и принять»
Образование для педагогов
Автор: Воробьева Галина Федоровна Сливко Лариса Александровна   
19.03.2020 23:23

Семинар – практикум для педагогов «Понять и принять»Семинар – практикум для педагогов «Понять и принять»

Провели: учитель- логопед Сливко Л.А. педагог – психолог Воробьева Г.Ф. Дата: 03. 12. 2019г. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик»

Цель: психологическое просвещение педагогов в вопросах работы с детьми с ОВЗ, коррекция эмоционального отношения педагогов к детям.

Задачи:

  • познакомить педагогов с особенностями детей с ОВЗ.
  • расширять представления педагогов о значении эмоций в жизни.
  • развивать навыки анализирования и изменения эмоционального состояния.
  • развивать эмпатию по отношению к детям с ОВЗ.

Используемые формы и методы: метод проблемного изложения материала, тренинговые упражнения, видео и аудио материалы.

Целевая группа: педагоги ОУ

Оборудование: силуэт ребенка «ОВЗка», карточки — категорий детей с ОВЗ; 5 повязок, 2 пачки зефира, влажные салфетки, вода, бокалы; 4 цветка с эмоциями, фломастеры, ручки, градусник.

Ход семинара

I.Вступительная часть.

Психолог:

Мир «особого» ребенка

 

Скачать конспект

Интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка

Безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен,

Добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка.

Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Логопед:

Почему он так закрыт?

Почему он так испуган?

Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка –

Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка

Допускает лишь своих!

Логопед: Добрый день, уважаемые коллеги! Мы собрались сегодня здесь, для того чтобы поговорить о детях с особенностями развития, и об отношении к ним.

Психолог: Родился он долгожданным и желанным. Мама и папа его очень любят, но случилось так, что он не такой, как все. Особый. Он плохо слышит, бывает, что у него текут слюни, он много прыгает на месте и почти не сидит спокойно, улыбается без причины и говорит что-то сам себе, не понятное нам, взрослым. Еще он не умеет играть с другими детьми, общаться с взрослыми, почти ничему не учится. В этот мир он пришел не таким, как все, но сейчас он с нами. (На доску крепится контур человека)

Логопед: А мы должны принять и понять.

А понять и почувствовать можно лишь находясь в его ситуации.

Психолог: А сейчас мы предлагаем поиграть.

1. Игра «С повязкой».

Приглашаются 5 человек.

Инструкция: Одевайте повязки на глаза. Ничего не видите? А сейчас вам нужно построится по росту.

- Открываем глаза, проверим, как у вас получилось справиться с заданием.

- Что вы чувствовали?

- Легко ли было построиться?

- Слышали ли зал? Помогали или мешали вам? (Помощь бывает разная)

- Вы, наверно, поняли, какие это люди, с каким нарушениями?

(прикрепляем карточку к контуру «слепые, слабовидящие»).

2. «Застегни рубашку».

Для игры приглашаются 2 человека.

Инструкция: наденьте рубашки, а затем перчатки. В перчатках вам нужно застегнуть все пуговицы.

- Поделитесь впечатлением:

- Как вы себя чувствовали?

- Что бы было, если бы вас торопили?

Люди, с каким нарушениями это могут быть?

(нарушениями опорно — двигательного аппарата, люди с синдромом Дауна, люди перенесшие инсульт)

(клеем карточку «нарушение опорно-двигательного аппарата» к контуру человека)

Логопед:

3. Игра «Сладкоежка».

Приглашаются 2 человека.

Инструкция: вот вам по пачке зефира, натолкайте себе в рот как можно больше, но не ешьте. А теперь приготовьтесь с нами общаться.

- Представьтесь, назовите свою ФИО, домашний адрес полностью, а теперь полностью название вашего образовательного учреждения и должность. А сейчас задайте друг другу по вопросу, и ответьте на него.

- Вы догадались, что это люди с нарушением… (речи)

- Вы хорошо себя чувствовали? Как зал помогал?

(клеем карточку «ТНР» к контору человека)

4. «Особые дети»

Инструкция: послушайте симптомы, и определите, о каком нарушении идет речь:

  • отставание в развитии мыслительных функций;
  • проблемы адаптации в обществе;
  • нарушение двигательной функции;
  • расстройства, связанные с неполноценным функционированием высших отделов ЦНС.

(клеем карточку «Нарушения интеллекта» к контору человека)

Психолог: сейчас предлагаем вам посмотреть видеоролик.

5. Фильм «Как видят мир люди с аутизмом»

- Кто воспринимает так окружающий мир? (аутисты)

(карточка «РАС»)

Психолог: Своеобразие аутиста прежде всего в том, что он по-другому слышит, видит, ощущает реальность.

Из-за генетических нарушений мозг таких детей избыточно активен. Он просто не успевает соединять, анализировать все то, что ребенок видит, слышит, осязает. Мир воспринимается фрагментарно и искаженно.

Когда на ребенка с аутизмом действуют одновременно слишком много раздражителей, он может повести себя неадекватно.

Логопед: хотелось бы просто привести цитату одного из аутичных людей: "Это похоже на то, как будто одновременно смотришь на мир через калейдоскоп и пытаешься слушать радиостанцию через жуткие помехи. Добавьте к этому испорченную кнопку "Громкость", которая заставляет звук беспорядочно прыгать от оглушающего до неслышимого...

Поэтому ребенок закрывает уши, натягивает футболку на лицо, прячется.

Психолог: Как мы взрослые часто ведем себя в таких ситуациях? (стараемся силой поднять, сравниваем с другими, кто-то повышает голос, игнорируют, пытаются переломить, подогнать под норму)

Логопед: А сейчас мы вам хотим предложить послушать монолог. Это пронзительное признание написал взрослый аутист Стив Саммерc.

Аудио монолог «МЫ ДРУГИЕ, НО НЕ ХУЖЕ»

«Я аутист, и я устал. Устал от того, что меня отвергают. Устал от того, что меня игнорируют. Устал от того, что меня исключают. Устал от того, что со мной обращаются как с изгоем. Устал от людей, которые не понимают, что такое аутизм. От людей, которые отказываются принимать аутистов такими, какие они есть. Устал от чужих ожиданий, что я постараюсь и буду вести себя «нормально». Я не «нормальный». Я аутист. Хотите нам помочь? Слушайте аутичных людей. Приложите больше усилий, чтобы узнать об аутизме. Примите, что мы другие, но не хуже. Не пытайтесь превратить нас в плохую копию вашей идеи о «норме». Примите, что для нас нормально быть собой. Примите, что мы люди с такими же чувствами, как и все остальные. Пожалуйста, будьте добрыми и поддержите нас. Пожалуйста, проявляйте инициативу в общении с нами. Мы редко можем сделать шаг навстречу после целой жизни отвержения, исключения и травли… Я аутист, и я хочу, чтобы меня ценили и принимали таким, какой я есть»

Психолог: вот у нас получился такой ОВЗейка.!!!!

Логопед: а каждый из нас может ему чем то помочь?

Психолог: в одиночку это сложно, а объединив свои усилия можно добиться многого.

Психолог: В нашем детском саду пятый год функционирует группа для детей с умственной отсталостью, в группе 10 детей.

Вы можете представить себе, как сложна работа с данной категорией детей. Кроме воспитателей, с этими детьми работают другие специалисты: педагог-дефектолог, педагог- психолог, учитель-логопед.

Все объединены единой целью помочь детям адаптироваться в коллективе с перспективой дальнейшей социализации.

Представляется слово воспитателю группы для детей с УО.

Выступление воспитателя

Уважаемые коллеги! Сегодня я расскажу Вам, как мы в нашей группе живем, чем занимаемся, над чем работаем и какие получаем результаты.

Дети у нас особенные. Дети, у которых развитие начинает идти своим «особым» путем. И мир, в котором они живут, отличается от мира обычных детей и тем более от мира, в котором живут обычные взрослые. Они по-другому развиваются, мыслят, общаются, любят.

Содержание работы в группе строится с учетом возрастных индивидуальных особенностей детей, с учетом не столько биологического, сколько психологического возраста ребенка, на основе ведущего вида детской деятельности, а в дошкольном возрасте это – игра.

Практически все занятия направлены на становление эмоциональной сферы и поиска альтернативных способов общения

Детям с умственной отсталостью трудно понять эмоциональное состояние другого человека, но постепенно, очень медленно эмоциональный опыт детей обогащается. Этому способствует эмоциональное насыщение жизни ребенка, закрепление позитивных эмоций, принятие отрицательных.

Большую роль в стимулировании развития детей играет психологическое сопровождение, которое направлено на обогащение социально-личного развития ребенка.

С этой целью применяются современные отечественные и зарубежные технологии психологической коррекции: игры с визибордами, иллюстрированные книжки, игры с песком и водой, нейропсихологические технологии.

Взаимодействие педагога психолога происходит в сенсорной комнате, где дети пребывая в комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами (зрительными, тактильными, слуховыми), самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует окружающее.

Сенсорная комната способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности.

Приобретена образовательная система EduQuest (ЭдуКвест), которая включает в свой состав мультимедийное программное обеспечение и способствует развитию речи и словарного запаса, зрительной и слуховой памяти, социально-коммуникативных навыков.

Занятия логопеда отличаются от традиционной формы обычных коррекционных занятий. А если это еще и ребенок с РАС, то главная задача состоит в том, чтобы развить понимание обращенной речи, вызвать у ребенка потребность в речевой коммуникации и желание вступать во взаимодействие с окружающими его людьми.

Опыт нашей работы показал эффективность использования метода совместно-неразделенной деятельности. Например, педагог выполняет различные действия с ребенком сначала совместно «рука в руке», затем дает возможность ребенку самому выполнить это действие, при этом каждое движение проговаривается.

С целью социализации детей, в рамках инклюзивной модели, организуются совместные праздники и досуги с родителями, детьми других групп, работает адаптационная площадка на прогулке, практикуется гостевой режим в другие группы ДОУ.

Самой лучшей мотивацией в нашей коррекционной работе был и есть результат. Мы вместе проговариваем, обсуждаем и, конечно же, радуемся нашим достижениям. Всегда хочется большего – именно это и заставляет всесторонне изучать проблему особенных детей.

«… Вот он, это малыш, который в начале учебного года не давал к себе приблизиться, кричал, кидал все игрушки, а сегодня он бежит к тебе, просится на занятия, берет за руку и ведет…ведет… в мир доброты, надежды, веры...»

Логопед: Работа с детьми несет в себе некоторые сложности, требуется

повышенное внимание, терпение, ответственность, смекалка. А работа с

детьми, у которых есть какие либо нарушения в развитии вдвойне сложна. Для того, чтобы процесс воспитания и обучения проходил легче для вас и для детей необходимо принять их такими, какие они есть. Но для начала следует принять себя.

Психолог: Есть такое понятие эмоциональный интеллект.

Это способность понимать свои и чужие эмоции, распознавать намерения и мотивацию собеседника, понимать его чувства и правильно на них реагировать, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для гармоничного взаимодействия с окружающим миром.

Как показывают исследования ученых, эффективность в любой деятельности человека на 33% зависит от IQ и на 67 % от эмоционального интеллекта.

Логопед: Эмоции бывают положительные и отрицательные. Давайте выясним, какую пользу приносят нам эмоции и какой вред они наносят. Для этого нужно разделиться на 4 группы. Каждая группа получит цветок, в середине которого нарисована какая-то эмоция. Напишите на желтых лепестках, какую пользу приносит эта эмоция, а на красных лепестках — какой вред она наносит.

Психолог: Вывод. Мы рассмотрели разные эмоции и убедились, что каждая эмоция нам для чего-то нужна. Положительные эмоции благотворно влияют на наше психическое и физическое здоровье, а также помогают в творчестве и налаживании дружеских отношений. Но и отрицательные эмоции приносят человеку не только вред, но и пользу. Так, страх не только останавливает перед труднодостижимой целью, но и придает сил и энергии для бегства от предостерегающих на пути к ней опасностей; гнев позволяет сметать преграды, которые не удается разумно обойти.

Для ребёнка развитый эмоциональный интеллект – основа успешного и, главное, счастливого будущего. Детям особенно сложно понять весь яркий спектр чувств и эмоций, разобраться с разочарованиями и сомнениями, поражениями и даже с победами. Ребёнок с развитым эмоциональным интеллектом в любой ситуации сделает для себя правильные выводы, и, напротив, ребёнок со слаборазвитыми социальными навыками и низким интеллектом может стать закомплексованным, скованным в общении или даже агрессивным. А нам взрослым нужно вовремя распознать эти проблемы и не дать ребенку уйти в себя.

Упражнение «Градусник» (методика Н. П. Фетискина).

Логопед: Эмоциональное состояние человека меняется в течение дня в зависимости от внешних и внутренних факторов. Мы предлагаем с помощью «медицинского градусника» «измерить» свое эмоциональное состояние «здесь и сейчас».

Психолог: Инструкция: «Перед Вами на бланке изображен медицинский градусник, на котором есть несколько шкал, соответствующих тому или иному эмоциональному состоянию разной интенсивности. Выберите ту шкалу, которая в наибольшей степени соответствует Вашему состоянию в данный момент, и пометьте любым знаком на этой шкале градусника “температуру” имеющегося в данный момент состояния.

Вывод. Вы убедились, что у каждого человека различное эмоциональное состояние разной интенсивности, которое в течение дня может меняться.

Логопед: Такая же картина, даже более ярче, наблюдается у детей с проблемами в эмоционально-волевой сфере.

Психолог: А быть услышанным и понятым – это очень важно для каждого. Не всегда мы понимаем друг друга, потому что каждый видит и понимает мир по своему, но если быть внимательным и терпеливым, то даже без языка можно понять другого и помочь его.

Логопед: Именно дети с особенностями развития испытывают нашу социальную систему на человечность. Работа с этими детьми – это тест на взаимовыручку, на оптимизм, на возможность совершать усилие, чтобы понять другого.

Психолог: Это проверка на умение владеть собой и своим поведением в сложных ситуациях, на умение изобретать новые подходы в обучении, умение видеть свои ошибки и корректировать их.

А сейчас мы предлагаем посмотреть мультфильм.

Просмотр мультипликационного фильма «Кудрявый ежик»

Психолог: Чему могут научить нас особенные дети?

Логопед: Может быть, ценности жизни и ее уникальности для каждого из нас?

Воспитатель: Но научиться может только тот, кто хочет учиться…

Психолог: Мы надеемся, что наша встреча сегодня была не бесполезным время проведением. И кто-то захочет глубже окунуться в мир особого ребенка, понять и принять.

Используемая литература:

  1. Проектная деятельность педагога – психолога и учителя – логопеда ДОО. Познавательное и эмоционально – волевое развитие детей 5-7 лет. Комплексные занятия. Досуги/ авт. — сост. О.Д. Голубец, М.Ю. Жиличкина. – Волгоград: Учитель.
  2. Интернет ресурсы:
  • http: //www. aspergers. ru/
  • https: //pikabu. ru/story/kak_vidyat_mir_lyudi_stradayushchie_ot_autizma_4123605
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год