Консультация для воспитателей «Песочная терапия, как метод работы с детьми с ОВЗ» |
Образование для педагогов | |||
Автор: Сафронова Марина Геннадьевна | |||
31.08.2019 11:34 | |||
Консультация для воспитателей «Песочная терапия, как метод работы с детьми с ОВЗ» Цель: Ознакомление воспитателей с новой технологией работы и игры с детьми. Задачи:
«Часто руки знают как решить загадку, Что такое песочная терапия? Пескотерапия (sand-play) – одна из разновидностей игротерапии, как способ развития ребенка. Метод пескотерапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного. Как известно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая, поэтому игры с песком наиболее любимы и близки детям. Пескотерапию может проводить воспитатель, логопед, психолог. Цель песочной терапии: развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видов деятельности. Задачи пескотерапии: релаксация, снятие мышечной напряженности; развитие зрительно – пространственной ориентировки; концентрация внимания, памяти; развитие речи и логики, расширение словарного запаса; стабилизация эмоционального состояния, поглощая негативную энергию; способствует развитию рефлексии (самоанализа) ребенка; развитие творческих (креативные) способностей; формирование позитивной коммуникации. Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. Однако на самом деле это удивительный и загадочный материал, и дети, и взрослые могут часами играть в песке. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Он обладает способностью завораживать человека. С самого раннего возраста детей начинает манить к песку: им хочется потрогать песок, выкопать ямку, поиграть игрушками, построить разнообразные лабиринты. Песочная терапия — это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью коллекции мелких игрушек (игрушка не должна превышать более 8 см), природного бросового материала (камешки, веточки, шишки, пуговицы и т.д.), ящика с песком, небольшого количества воды. Если ребенок плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможным. Проигрывая ситуацию, ребенок раскрывается, и на поверхности, откуда не возьмись, появляются герои сказок, картины природы, танцующие цифры и буквы и взрослые получают возможность увидеть настроение ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии это обязательно отразиться на песочную поверхность. Песочная терапия замечательно развивает фантазию, творческие способности, образное мышление, мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), развивает внимательность и концентрацию; вырабатывает способность контролировать свои эмоции; учит преодолевать трудности, полагаться на самого себя. Песочная терапия для детей дошкольного возраста хороша и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в изобразительной деятельности. А значит можно ошибиться. Занимаясь с песком, дети непосредственны, веселы и свободны в своих действиях: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно. Дети часто не могут рассказать, что с ними происходит. Играя с песком, ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, проигрывая различные ситуации и трудности в своей жизни. Например, нерешительность, скованность, или свои страхи. В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть, сначала на песке, а затем и в реальной жизни! Занимаясь играми на песке, ребёнку становится увлекательно, он старается сделать красиво, аккуратно и, что немаловажно – быстро. И так делаем выводы: Что бы начать работу с песком необходимо выполнять правила песочной страны. Первое правило. Руки нужно помыть до и после работы с песком. Второе правило. Песком мы не бросаемся. Не спорим, не толкаемся. А делом занимаемся. Игры с песком необходимы для детей с ОВЗ, они: Развивают все психические процессы: восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии; Формируют у ребенка представления об окружающем мире; Развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; Совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности; Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение; Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!) Помогают познавать внешний и свой внутренний мир; Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания. Не рекомендуется в случаях, когда: Уровень тревожности ребёнка (взрослого) очень высок; Есть аллергия и астма на пыль и мелкие частицы; Есть кожные заболевания и порезы на руках. В нашем дошкольном учреждении педагоги и узкие специалисты используют специальный, готовый световой стол с песком, который предназначен для релаксации, тактильной и зрительной стимуляции и развития воображения, игровой терапии. Рекомендации по установке стола для песочной терапии: Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений; К столу для работы с песком должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный) Стол с песком следует установить на большой и прочной поверхности, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. При этом поверхность должна быть значительно больше стола, чтобы на ней можно было свободно разместить вспомогательные материалы и организовать места для занятий с песком; Рекомендации по проведению занятийной, коррекционной и совместной, деятельности: Все принадлежности следует размещать в маленьких коробочках или ящичках на уровне глаз ребенка; С детьми полезно устраивать своего рода «мозговые штурмы», во время которых можно обсуждать, например, какие еще материалы подойдут для игр и рисования на песке; После деятельности стол рекомендуется закрывать специальной крышкой: Методы и формы песочной терапии: Диагностическая; Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом, элементы экспериментирования, наблюдения; Коррекционная; Наглядные методы (презентации, показ игрушек, рассматривание картин, иллюстраций, моделирование); Игровая деятельность; (обыгрывание ситуаций, инсценировки, элементы театрализации); Словесные методы-беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки). Опыт работы с детьми показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты: Дети чувствуют себя более успешными; Дети научились выражать свои эмоции безобидной форме; Дети легче адаптируются в коллективе, наладилось эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми; Страх и напряжение исчезает. Уменьшилось проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида); Попадая в заворожительную песочную страну, дети играют в Волшебной песочнице и чувствуют себя настоящими Волшебниками! Общие условия организации песочной терапии В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер 50х70х8 см, (где 50х70 – размер поля, а 8 – глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы удобнее использовать песочницу размером 100х140х8 см. Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит». Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта – небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Если позволяют средства и пространство, можно экспериментировать с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов. Игрушки. Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин.
Итак, все что встречается в окружающем мире может занять достойное место в коллекции. Коллекция фигурок располагается на полках (могут использоваться и прозрачные коробки). Чем полезны игры с песком? Развивают речь, восприятие, мышление, память, внимание, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение. Формируют у ребенка представления об окружающем мире. Развивают мелкую моторику, глазомер. Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение. Помогают узнавать внешний и свой внутренний мир. Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!) Эффект песочной терапии: Позитивное влияние на эмоциональное состояние детей; Положительная динамика в развитии:
Все игры в пескотерапии делятся на 3 направления: Обучающие игры – направлены на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас, развивает внимание и память, развивает восприятие различного темпа речи, развивает фонематический слух, работает над дыханием. Главное идет обучение письму и чтению. Познавательные игры – познать многогранность нашего мира. Проективные игры – осуществляют психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка. Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко: Вредных детей нет в стране – Стран чужих не разорять! Горы, реки и моря, Чтоб запомнить и дружить! Чтобы избежать неразберихи вокруг лотка, нужно предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить для них несколько правил. Тут нет никаких «законодательных норм», но желательно соблюдение ряда общих рекомендаций. В любом случае нужно учитывать количество детей в группе, размер и планировку рабочего помещения, наличие персонала и, естественно, характер игрового поведения детей. В детском саду лоток с песком должен постоянно находиться в специально отведенном для него месте. Итак, некоторые рекомендации: Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений. Не помещайте лоток в углу комнаты. К лотку должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный). Лоток с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. При этом столешница должна быть значительно больше лотка, чтобы на ней можно было свободно разместить вспомогательные материалы и организовать места для занятий с песком. Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка. Детям будет удобнее работать, если в их распоряжении имеется стойка, предназначенная для хранения вспомогательных материалов: цветной бумаги, гофрированного картона, голографической пленки, которые можно использовать в качестве фона для фигур, нарисованных на песке. С детьми полезно устраивать своего рода «мозговые штурмы», во время которых можно обсуждать, например, какие еще материалы подойдут для игр и рисования в лотке. Следует запретить использование предметов и материалов, которые могут поцарапать стеклянное дно лотка. Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться. Даже если дети работают очень аккуратно, песок может просыпаться на стол или на пол. В таких случаях дети должны самостоятельно подмести пол веником и собрать песок в совок для мусора. Песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем. Требуйте, чтобы перед началом занятий с песком дети мыли руки –таковы гигиенические нормы. Периодически лоток нужно пополнять песком. Дети способны многому научиться, играя в лотке с песком, и это зависит от характера их игрового и рабочего поведения. Одни дети могут работать самостоятельно и спокойно, другим нравится начинать что-то, но они не любят заканчивать работу. Иногда детям нравится работать вместе, например, выполняя какие-либо задания и заранее обсудить его с детьми. Выполнение заданий совместно с партнером (особенно с педагогом) приносит большую пользу и нравится многим детям. Следует учесть, что свободный доступ к лотку с песком для проведения занятий в детском саду зависит от правил, установленных в этом учреждении. После занятий лоток рекомендуется закрывать специальной крышкой. Крышка надежно фиксируется на лотке, и его можно переносить за ручку, как чемодан, не боясь, что песок просыплется. Список используемой литературы:
|