Занятие практикум для педагогов детского сада на тему: «Психолого-педагогическая профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагога дошкольника» |
Образование для педагогов | |||
Автор: Бонко Лариса Петровна | |||
24.06.2018 15:35 | |||
Занятие практикум для педагогов детского сада на тему: «Психолого-педагогическая профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагога дошкольника» Старший воспитатель Бонко Лариса Петровна МБДОУ «Детский сад № 41 «Радуга» Село Большая Елань Цель: Снятие эмоционального и мышечного напряжения, формирование навыков регуляции педагогов, психоэмоциональных состояний, профилактика эмоционального выгорания в педагогической деятельности. Определить основные условия сохранения эмоционального здоровья педагога; повысить самооценку педагогов, их уверенность в себе; привлечь их к самопознанию и самоанализу; создать условия для психологической разгрузки педагогов; развитие толерантности и эмпатии друг к другу.
Ход практикума. Участникам семинара-практикума предлагается поздороваться с другом и продолжить фразу: “Здравствуйте! Сегодня замечательный день, потому что…”. Упражнение “Ассоциации” Цель: самопрезентация, привлечение педагогов к самоанализу и самопознанию. Материалы: листы бумаги А 4, карандаши, фломастеры. Психолог: Подумайте, с каким предметом, живым существом или явлением природы вы могли бы себя ассоциировать. Долго не размышляйте, остановитесь на первом варианте, который пришел вам в голову, и изобразите его на листе бумаги”. После того как педагоги завершат свои рисунки, каждый по очереди должен охарактеризовать, назвать главные черты и назначение того, что он изобразил, рассказать почему именно с этим предметом, животным или явлением себя ассоциирует. Редкая профессия сравнится с работой педагога по тем эмоциональным нагрузкам, которые ежедневно, ежесекундно испытывает ее носитель. Проведеные исследования, что через 20 лет работы у большинства педагогов наступает «эмоциональное сгорание», а к 40 годам работы «эмоционально сгорают» все педагоги, что проявляется в их несдержанности, неуверенности и тревожности. В последние время в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме эмоционального сгорания или выгорания работников. Исследования эмоционального выгорания впервые были представлены достаточно недавно, хотя эта проблема существует уже давно Статистические данные:
Вот такая картина вырисовывается. Статистические данные по-нашему детскому саду:
Давайте вспомним симптомы психического выгорания Психофизические симптомы:
Социально- психологические симптомы:
Поведенческие симптомы:
Наличие отдельных симптомов может отметить у себя каждый из нас. Но для того чтобы они не развивались и в результате не привели к эмоциональному истощению, необходимо знать и придерживаться условий сохранения своего эмоционального здоровья. О них мы с вами сегодня также поговорим. Упражнение “Ведро мусора” Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций. Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для “мусора”. Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: “Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: “я обижаюсь на…”, “я сержусь на…”, и тому подобное”. После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются. Упражнение «Я – дома, я – на работе» Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления. Проанализировать:
Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии. Коллаж “Создание условий эмоционального комфорта педагога дома и на работе” Цель: активизация группового взаимодействия, определение условий, которые помогают обеспечить эмоциональный комфорт педагога дома и на работе. Материалы: фото, журналы, ватманы, ножницы, клей, скотч, фломастеры, карандаши. Психолог: “Мы с вами уже ознакомились с основными причинами и признаками “синдрома эмоционального выгорания”. А теперь я предлагаю определить те условия, которые помогут нам сохранить ощущение внутреннего равновесия и эмоционального комфорта, как дома, так и на работе”. Педагоги делятся на две группы. Психолог предлагает первой группе создать коллаж на тему “Условия эмоционального комфорта педагога на работе”, а второй – “Условия эмоционального комфорта педагога дома после работы”. По окончании команды защищают свои проекты. Игра “Волшебная шкатулка” В конце семинара-практикума участникам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка), которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время. Варианты пожеланий: - Тебе сегодня особенно повезет! - Жизнь готовит тебе приятный сюрприз! - Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь! - Люби себя такой, какая ты есть, — неповторимой! - Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь! - Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие! - Сегодня твой день, успехов тебе! - Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это! Можно также пожелать педагогам создать такую шкатулку у себя дома и каждое утро доставать из нее по одной записке. Эти пожелания волшебным образом влияют на настроение людей, подбадривают, придают уверенности. После этого каждый педагог получает буклет с практическими рекомендациями относительно профилактики эмоционального выгорания (содержание рекомендаций в конце семинара-практикума). А сейчас я предлагаю просмотреть видеоролик. Рефлексия Давай те встанем в круг Невербальный подарок. Давайте поиграем в игру «Невербальный подарок». Задача каждого педагога – не вербально (т. е. без слов, только при помощи мимики и жестов) показать своим коллегам, какой подарок он им дарит. Подарком может быть как что-то конкретное – сорванные цветы, мороженое, телевизор, так и что-то абстрактное – закаты и рассветы, звезды с неба, большое человеческое счастье. Дарящий должен максимально подробно, хотя и без слов, описать свой подарок, тяжелый он или легкий, большой или маленький, какой он формы, как упакован. Передай Мяч. Передавая мяч, друг другу делимся впечатлениями от семинара, что понравилось, а что нет, какое впечатление получили и т.д. И все вместе «Спасибо»
|