Консультация для педагогов "Что за прелесть эти сказки!Алгоритм работы со слайдами"(из опыта работы) |
Образование для педагогов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Иванникова Валентина Николаевна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25.01.2015 00:28 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С 2012 года я занимаюсь экспериментальной деятельностью по программе «Успех». Мною разработан годовой круг тем по всем областям: конспекты непосредственно-образовательной деятельности, календарно-тематическое планирование, итоговые мероприятия. Большое внимание в своей работе я уделяю разделу «Ознакомление с художественной литературой» - конкретно знакомство со сказкой.
Работая с современными детьми, возникают сложности в том, что дошкольникам стали читать сказки мало в связи с массовым появлением телевизоров, компьютеров. Не все и не всегда дети умеют слушать и слышать, когда им читают, рассказывают сказку, особенно большие по содержанию. В своей работе я руководствуюсь умением сформировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, довожу до сознания детей, что «добро всегда побеждает зло». В результате проведенной работы у детей сформировались интерес к сказкам, приобщение их к словесному творчеству. Сказка помогла детям как бы войти в особый, исключительный мир чувств, переживаний. Доброта героев, их эмоциональная отзывчивость особенно важны для детей, живущих в современной информационной среде, в которой много агрессивности и эмоций. Составляя годовой план НОД с детьми я включила в круг тем такие как: - «В гостях у сказки» - «По дорогам любимых сказок» - «Неделя анимации». При реализации данной образовательной области я руководствовалась принципом самостоятельного отбора, учитывая возрастные особенности и возможности детей. Данная тема актуальна, потому что знакомство со сказками, в которых обязательно присутствует фольклор: - найдет отражение в других видах деятельности. - способствует развитию эмоционального и жизненного опыта - подводит к пониманию основ этического и нравственного поведения Также важна художественная ценность сказки. Особое внимание детей обращаю на язык сказки, его доступность, выразительность и конкретность, потому что услышанное детьми является частью их речевого опыта. А какое разнообразие игр помогает в этой работе: - «Угадай, из какой мы сказки? » (воспитатель читает отрывок из сказки, показывает иллюстрации, одному ребенку предлагает изобразить героя, а остальные дети угадывают) А как интересно и эмоционально проходят игры-драматизации по любимым сказкам! – дети стараются более точно передать голоса, движения персонажей. Для театрализованной деятельности в группе есть ширма, а также разнообразные театры: «Кукольный театр», «Пальчиковый театр», «Теневой театр», «Настольный театр», «Театр Би-ба-бо». Дети любят не только показывать театр в группе, но и радовать малышей мини-спектаклями. Сказки помогают мне в работе, потому что они осуществляют реализацию всех образовательных областей программы: - Дети познают много нового, интересного, герои сказок являются положительным примером для них. Помогает сказка и в математическом счете (сосчитай героев сказки и т. д.). (Познавательное развитие). - Дети рассказывают сказки, пересказывают их, составляют новые, участвуют в театрализованной деятельности (Речевое развитие). - Через чтение сказок воспитывается любовь к художественному произведению (Художественно-эстетическое развитие). - Дети узнают о труде создателей сказок, художников-оформителей, играют вместе по сюжетам сказок (Социально-коммуникативное развитие). - Дети узнают о том, как заботиться о своем здоровье (Сказка «Доктор Айболит», «Петушок и бобовое зернышко») (Физическое развитие). - Примером безопасности служат сказки «Кошкин дом», «Приключения Буратино» (Социально-коммуникативное развитие). - Формируется и музыкальная культура на основе слушания музыкальных произведений, песенок к сказкам (Художественно-эстетическое развитие). - Велико значение сказок при работе детей в творческой мастерской. Дети рисуют свои любимые сказки, лепят сказочных персонажей, составляют книги по рисункам «Путешествие в мир сказок». А также проводят экспериментальную деятельность о том, что от тепла тает снег (сказка «Снежная королева»). Я считаю, что развитие детей посредством знакомства со сказкой будет более полным при участии взрослого. Поэтому я постоянно вовлекаю в этот процесс родителей. Многое зависит от оценки родителями данной деятельности, проявления интереса к тому, что читали дети в детском саду, а также от опосредованного участия в ней в форме бесед с ребенком: «Я не знала этой сказки. Как хорошо, что ты запомнил и рассказал мне ее». Я организую фронтальное и индивидуальное взаимодействие с родителями (при проведении родительских собраний и консультаций, информирование родителей о значении сказок как эффективного средства общего и эстетического развития детей, а также размещаю материалы для родителей на сайте детского сада. В результате проведения работы по данной теме у детей сформировалось умение мысленно участвовать в том, о чем написано в сказках, искренне сопереживать героям, различать добро и зло, правду и ложь, нравственно относиться к действительности. К самому себе, к своим поступкам. Под влиянием сказок в поведении ребенка происходят изменения, он может захотеть подражать положительным героям, а также использовать опыт сказочных героев, которые попадают в трудные жизненные ситуации. Работая с современными детьми, возникают сложности в том, что дошкольникам стали читать очень мало сказок. Современные родители не заинтересованы в их чтении, поэтому задача педагогов, я считаю, состоит в том, чтобы заинтересовать их взаимодействием с дошкольным образовательным учреждением по данному вопросу. Я считаю, что ежедневное чтение ребенку перед сном сказки должно стать традицией для каждой семьи. Решить проблему приобщения детей к сказкам возможно. Данная проблема решаема. Но для этого требуются специальные и значительные усилия со стороны педагогов и родителей, и использование различных подходов для каждого возраста детей, а также помнить, что мир сказок это мир, каким он должен быть, - справедливый и прекрасный. В своей работе я использую слайды для проведения с детьми викторины «Угадай сказку». Данное электронное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и может быть использовано воспитателями ДОУ в педагогической деятельности. Цель данного пособия: сказка – это прекрасное творчество народа. Хорошая сказка вводит малыша в мир художественных образов, дает первое и потому сильное впечатление о прекрасном. В подборе сказок для слайдов я руководствовалась прежде всего их идейно-эстетическими достоинствами. Посредством обсуждения с детьми поступков героев сказок подвести их к пониманию основ этического, нравственного поведения. Осознания того, «что такое хорошо и что такое плохо?». Алгоритм работы со слайдами
В заключение мне хочется сказать, что мир сказки – это мир, каким он должен быть – справедливый и прекрасный.
|