Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

статья по организации предметно - развивающей среды. принципы ее построения
Образование для педагогов
Автор: Гришанович Елена Николаевна   
16.01.2015 18:25

статья по организации предметно - развивающей среды. принципы ее построенияГосударственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   детский сад №8 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому

развитию детей Пушкинского района Санкт-Петербурга

Статья по теме: Организация предметно-развивающей среды по программе «От рождения до школы» в условиях реализации ФГОС ДОУ младшая группа Принципы построения среды в детском саду

 Статью подготовила         воспитатель ГБДОУ № 8 Гришанович Елена Николаевна 2015 год Санкт-Петербург

Принципы построения среды в детском саду

 Предметно-развивающая среда ДОУ - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования; а также на деятельность всех участников образовательного процесса в ДОУ.

        Принципиальным показателем высокого качества образовательной среды является ее способность обеспечивать весь комплекс потребностей детей, создавать мотивацию их активной деятельности.

Таблица 1

(по В. А. Петровскому, С.Л. Новоселовой, 1993)

№ п/п

Принцип

Функция

 

1

 

Дистанции позиции при взаимодействии

Поддержание визуальной связи взрослый-ребенок создание условий для доверительного общения взрослый - ребенок, ребенок-ребенок. Возможность выбора дистанции взаимодействия с учетом своих представлений

 

 

2

 

 

 

Активности

Включение всех помещений в действующую среду. Предоставление возможности свободно и самостоятельно моделировать среду, действовать в ней. Использование активного фона в горизонтальных и вертикальных плоскостях. Интенсивное насыщение проблемными и незавершенными образами, стимулами движений

3

Стабильности и динамич­ности

Использование в пространстве с постоянными габаритами переменных и заменяемых элементов убранства.

 

4

Комплексирования и гиб­кого зонирования

Использование кассетной системы, позволяющей детям одновременно заниматься разными видами деятельности Использование оборудования для обеспечения непересекания сфер активности

(или, наоборот, пepeсекания).

 

5

 

 

Индивидуальной ком­фортности и эмоциональ­ного благополучия

 

 

Предоставление «личного пространства». Предоставление возможности уединиться, заняться любым делом. Использование стимулов личностного развития факторов психического и физического оздоровления. Наличие иг­рушки-символа

 

6

 

Открытости-закрытости

Взаимодействие и связь с природой. Введение элементов культуры своей страны, края. Предоставление возможно­сти родителям принимать участие в организации среды. Предоставление возможности ребенку выражать свое «Я». Исключение всего, что ведет к нарушению прав ре­бенка

7

 

Учета половых и возраст­ных различий

Трехуровневое моделирование. Ориентация на зону бли­жайшего развития. Обеспечение полной или частичной изоляции мальчиков и девочек в спальне, туалетной. Обеспечение мальчиков и девочек равноценными по зна­чению игрушками, сведениями, информацией

 

Оборудование нашей группы позволяет реализовать организацию воспитания ребенка младшего возраста на научной основе по следующим принципам:

Принцип обеспечения здорового образа жизни и физического развития

Оборудование группы мебелью и пособиями отвечает задачам развития всех систем организма, повышению двигательной активности, своевременному овладению ведущими навыками, способствовать охране нервной системы ребенка.

 

Принцип обеспечения воспитания и развития ребенка в условиях детского сообщества

Интерьер группы рассчитан на одновременное присутствие 20 детей раннего возраста. При этом учтены нормальные условия жизни как для одного отдельного ребенка, так и для группы детей в целом.

 

Принцип обеспечения педагогического процесса в условиях общественного воспитания

 

Оборудование группы способствует соблюдению условий жизни малышей, входящих в одну группу, но живущих по разным режимам соответственно их возрасту и состоянию здоровья. Способствует методам последовательности и индивидуальной постепенности в обслуживании детей, возможности индивидуального общения с одним ребенком в системе работы с группой детей в целом.

 Принцип надежности и безопасности

Интерьер группы включает предметы мебели и оборудования, конструкции которых обеспечивают надежность и безопасность их использования для маленького ребенка: исключены случаи падения с высоты, выпадения с боковых поверхностей изделий, удары и ушибы в результате неустойчивости последних, травмирование об острые углы и т.п.

Принцип гигиенического соответствия

Предметы мебели и оборудование выполнены из экологически чистых материалов, имеют водоотталкивающее покрытие, при гигиенической обработке не терять структуры материалов, из которых они изготовлены, и не деформируются.

 Принцип эргонометрического соответствия

Предметы мебели и оборудование выполнены на основе размеров, утвержденных Министерством здравоохранения России для детей первых лет жизни. Современные, новые конструкции изделий, соответствуют эргонометрическим возрастным показателям, утвержденным в качестве государственного стандарта.

 Принцип вариативности.

Предметы мебели и оборудование удобны для ребенка, создают ощущение комфорта. В их конструкции заложен принцип вариативности, позволяющий в случае необходимости изменять пространственные характеристики изделий в секциях. Принцип вариативности позволяет менять размеры частей изделий по мере роста и взросления малышей.

Принцип гарнитуры

Необходимое комплектование всех изделий, входящих в один гарнитур, по стилю, цветовому решению, обеспечение сочетаемости предметов мебели, их секционного перестроения соответственно техническим характеристикам. Важна и сочетаемость предметов мебели с общим убранством группового помещения.

 Принцип рациональности

Оборудование и мебель выполнены по принципу рационального использования, облегчающего труд персонала, обслуживающего одновременно 20 детей раннего возраста. Любое изделие, входящее в комплект оборудования, рационально расположено для работающего взрослого.

 Принцип складирования

Оборудование легко в использовании, с одной стороны - обладает устойчивостью, с другой – мобильностью.

 Принцип возрастного и гендерного соответствия.

Остановимся на этом принципе подробнее. Как бы ни была красива групповая комната, но если она организована без учета возраста детей и задач воспитания, т.е. без функциональной направленности, - в ней не создана развивающая среда для малышей. Иными словами, сколько игрушек и какие уголки должны быть в группе, нужно каждый раз решать заново.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год