статья по организации предметно - развивающей среды. принципы ее построения |
Образование для педагогов | |||||||||||||||||||||||||||
Автор: Гришанович Елена Николаевна | |||||||||||||||||||||||||||
16.01.2015 18:25 | |||||||||||||||||||||||||||
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Пушкинского района Санкт-Петербурга Статья по теме: Организация предметно-развивающей среды по программе «От рождения до школы» в условиях реализации ФГОС ДОУ младшая группа Принципы построения среды в детском саду Статью подготовила воспитатель ГБДОУ № 8 Гришанович Елена Николаевна 2015 год Санкт-Петербург Принципы построения среды в детском саду Предметно-развивающая среда ДОУ - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования; а также на деятельность всех участников образовательного процесса в ДОУ. Принципиальным показателем высокого качества образовательной среды является ее способность обеспечивать весь комплекс потребностей детей, создавать мотивацию их активной деятельности. Таблица 1 (по В. А. Петровскому, С.Л. Новоселовой, 1993)
Оборудование нашей группы позволяет реализовать организацию воспитания ребенка младшего возраста на научной основе по следующим принципам: Принцип обеспечения здорового образа жизни и физического развития Оборудование группы мебелью и пособиями отвечает задачам развития всех систем организма, повышению двигательной активности, своевременному овладению ведущими навыками, способствовать охране нервной системы ребенка.
Принцип обеспечения воспитания и развития ребенка в условиях детского сообщества Интерьер группы рассчитан на одновременное присутствие 20 детей раннего возраста. При этом учтены нормальные условия жизни как для одного отдельного ребенка, так и для группы детей в целом.
Принцип обеспечения педагогического процесса в условиях общественного воспитания
Оборудование группы способствует соблюдению условий жизни малышей, входящих в одну группу, но живущих по разным режимам соответственно их возрасту и состоянию здоровья. Способствует методам последовательности и индивидуальной постепенности в обслуживании детей, возможности индивидуального общения с одним ребенком в системе работы с группой детей в целом. Принцип надежности и безопасности Интерьер группы включает предметы мебели и оборудования, конструкции которых обеспечивают надежность и безопасность их использования для маленького ребенка: исключены случаи падения с высоты, выпадения с боковых поверхностей изделий, удары и ушибы в результате неустойчивости последних, травмирование об острые углы и т.п. Принцип гигиенического соответствия Предметы мебели и оборудование выполнены из экологически чистых материалов, имеют водоотталкивающее покрытие, при гигиенической обработке не терять структуры материалов, из которых они изготовлены, и не деформируются. Принцип эргонометрического соответствия Предметы мебели и оборудование выполнены на основе размеров, утвержденных Министерством здравоохранения России для детей первых лет жизни. Современные, новые конструкции изделий, соответствуют эргонометрическим возрастным показателям, утвержденным в качестве государственного стандарта. Принцип вариативности. Предметы мебели и оборудование удобны для ребенка, создают ощущение комфорта. В их конструкции заложен принцип вариативности, позволяющий в случае необходимости изменять пространственные характеристики изделий в секциях. Принцип вариативности позволяет менять размеры частей изделий по мере роста и взросления малышей. Принцип гарнитуры Необходимое комплектование всех изделий, входящих в один гарнитур, по стилю, цветовому решению, обеспечение сочетаемости предметов мебели, их секционного перестроения соответственно техническим характеристикам. Важна и сочетаемость предметов мебели с общим убранством группового помещения. Принцип рациональности Оборудование и мебель выполнены по принципу рационального использования, облегчающего труд персонала, обслуживающего одновременно 20 детей раннего возраста. Любое изделие, входящее в комплект оборудования, рационально расположено для работающего взрослого. Принцип складирования Оборудование легко в использовании, с одной стороны - обладает устойчивостью, с другой – мобильностью. Принцип возрастного и гендерного соответствия. Остановимся на этом принципе подробнее. Как бы ни была красива групповая комната, но если она организована без учета возраста детей и задач воспитания, т.е. без функциональной направленности, - в ней не создана развивающая среда для малышей. Иными словами, сколько игрушек и какие уголки должны быть в группе, нужно каждый раз решать заново.
|