Семья является первым социальным институтом формирования личности ребенка, в ней закладываются фундамент его нравственности. В семье ребенок приобщается к духовным ценностям, именно в ней он постигает азы гуманных чувств и отношений, умение общаться с людьми, осваивает нормы культуры поведения, становится человеком семейного коллектива. Крайне актуальная задача воспитателей – помочь родителям учить ребенка проявлять отзывчивость, сочувствие, сопереживание, гуманное отношение к окружающим. Эти чувства сами по себе не разовьются, поэтому мы, педагоги, убеждаем родителей обогащать эмоциональный опыт ребенка, раскрывать социальную значимость гуманных чувств. Взаимодействие (совокупность действий) является эффективным при решении всех воспитательно-образовательных задач, которые входят в систему ценностей как педагогов, так и родителей. Большое место в организации взаимодействия занимает общение педагогов с родителями.
Работу по взаимодействию ДОУ и семьи по воспитанию нравственности у детей мы выстроили в три этапа. На первом этапе – информационно-тематическом выявляем уровень педагогической культуры родителей, определяем уровень нравственности у детей; провели сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи к сотрудничеству с дошкольным учреждением по вопросу воспитания нравственности у детей. Определили, что у некоторых родителей недостаточный уровень знаний по вопросам нравственного воспитания у детей, родители готовы к сотрудничеству с дошкольным учреждением. По результатам диагностического обследования детей, выявили, что 9 детей старшего и подготовительного возраста имеют средний уровень и 2 человека ниже среднего. На первом этапе использовали следующие методы: опрос, анкетирование, наблюдение, комплексное диагностическое обследование детей. Второй этап – содержательно-практический заключался: - в повышении уровня педагогической культуры родителей по вопросу нравственного воспитания у детей; -в образовательной работе с детьми, которая основана на реализации личностно-ориентированной модели общения в триаде «Педагог – ребенок – родитель»; -в повышении своего уровня профессиональной компетентности по вопросам нравственности у детей. Повышение уровня педагогической культуры родителей по вопросам нравственности у детей проходило в двух формах организации взаимодействия ДОУ и семьи: очного и очно-заочного. Очная форма организации предполагала участие родителей в групповых, общесадовых и городских родительских собраниях, в заседаниях клуба «Содружество», совместные мероприятия с участием детей и родителей. Очно-заочная форма сотрудничества ДОУ и семьи оказалась более эффективной. Это связано с преимуществами данной формы: минимальные затраты времени, наличие у взрослых возможности не спеша осмыслить полученную информацию, предупреждение возможных ситуаций реконструктивного общения участников взаимодействия. В течение учебного года родителям были предложены -консультации: «Азбука общения», «Личность формируется в семье», «Как мы разговариваем с детьми» и др.; -информация на стенде в родительском уголке: «Азбука добрых чувств», «Воспитание доброжелательных взаимоотношений между детьми», «Что такое отзывчивость?» и др. В работе с родителями мы достигли единства в воспитательных взаимодействиях на детей. С этой целью мы проявляли большой интерес к тому, как дети проявляют заботу о близких людях в семье. Для этого использовали стихи, рассказы про заботливых детей, проявлявших внимание к родным. Одновременно советовали родителям интересоваться делами детей в группе: «Кому ты сегодня помог?». С целью достижения открытости родителей в общении, а также повышения своего авторитета общения с родителями строили на основе диалога, взаимного уважения, т.е. родители стали партнерами по общению. Также рассказывали родителям о психофизиологических особенностях старшего и подготовительного возраста. В старшем дошкольном возрасте необходимо обогащать собственный опыт гуманных поступков детей в адрес окружающих. Пример родителей, взаимное уважение и любовь между членами семьи, активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, организация его деятельности – важные условия формирования личности ребенка. Это должен знать каждый родитель. Важной задачей в работе с родителями явилось умение воспитателя убедить их в том, что дети старшего возраста не только становятся потребителями радостей, но и стремятся делать другим людям приятное, могут разделять радость другого. Объясняем, что здесь важен положительный пример взрослых. Объясняли родителям, как следует объяснять ребенку нравственные нормы, формировать у него нравственные представления, как воспитывать такое важное качество, как предупредительность – умение видеть затруднения других людей и пытаться оказать им помощь. Иногда дети ждут, когда их попросят об этом. В общении с родителями приводили примеры, рассматривали педагогические ситуации, что способствовало возникновению у них интереса к обсуждаемой проблеме. В старшем дошкольном возрасте у детей могут быть сформированы такие нравственные качества, как предупредительность, умение видеть затруднения другого человека, вовремя прийти на помощь, умение уступать. Мы убеждали родителей, что эти качества не проявляются у детей вдруг, сами собой. Их формирование требует от родителей повседневного труда, проявления такта, выдержки, терпения и, конечно, единства требований к ребенку со стороны всех взрослых. В ходе общения выясняли, что беспокоит родителей в детях, какие нравственные качества им не удается сформировать и почему. Предлагали родителям проанализировать их собственную деятельность, ответив себе на вопросы: -учу ли я своего ребенка справляться о самочувствии домашних; -приветливо ли меня встречает ребенок; -опекает ли младшего братика или сестричку; -предлагает ли свою помощь старшим? Мы разъясняем родителям роль их собственного участия в совместной с ребенком деятельности, способствуя своим примером развитию его личностных качеств: внимание к другому, умение прислушиваться и понять другого, откликнуться на его просьбы, состояние. Вначале года мы наметили план работы с детьми по воспитанию нравственности у наших воспитанников согласно основной программы. В течение года знакомили детей с художественными произведениями на нравственные темы: («Что такое хорошо и что такое плохо?» В.Маяковский, «Разве так играют?» И.Калинин, «Неизвестный друг» Э.Цурюпа и др.); читали этические сказки («Жадный кармашек», «Мальчик – ябеда», «Босоножки», «Зазнайка» и др.); проводили с детьми беседы («Добро не умрет, а зло пропадет», «Ложь человека не красит», «Вежливые слова», «Кто скоро помог, тот дважды помог», «Добрый поступок Вани»); проводили познавательно-этические беседы: «Как можно поздороваться?», «Что такое родословное дерево?», «Хорошие и дурные манеры», «Как вести себя в гостях?», «Почему нужно трудиться», «Щедрость и жадность»; создавали проблемные ситуации, в которых ребенок встает перед необходимостью решать их на основе имеющихся представлений. На театральном кружке разыгрывали с детьми этюды: «Любящие родители», «Бабушка заболела», «Капризуля», «Конкурс лентяев», «Задавака», «Упрямые козлики»; разыгрывали мини-сценки по художественным произведениям; проводили игры-драматизации: «Узнай себя», «Два жадных медвежонка», «Репка», «Девочка чумазая»; проводили сюжетно-ролевые игры: «Буратино и дети», «Наш дом», «К нам пришли гости». Третий этап – контрольно-оценочный предполагает анализ эффективности мероприятий, которые проводились (методы: опросы, книги отзывов, оценочные листы). В ходе опроса родителей по воспитанию нравственности у детей, определили положительную динамику роста уровня педагогической культуры родителей. Показателями эффективности проведенной работы является повышение активности родителей в обсуждении вопросов воспитания в дискуссиях, многочисленные вопросы воспитателям, обсуждение примеров собственного опыта, потребность в индивидуальных консультациях, в итоге – это положительные результаты в формировании морального облика ребенка. На третьем этапе определили уровень знаний детей по нравственному воспитанию (предварительный): 5 детей – выше среднего; 16 – детей – средний. Таким образом, в своей работе мы достигли единства в решении воспитательных задач, в использовании средств, методов влияния на детей и оказали помощь в воспитании гуманных качеств личности у детей.
|