Ушакова Людмила Петровна Воспитатель ВКК МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29 «Золушка», г.Губкин Белгородской области
Цель: • познакомить детей с историей возникновения колоколов и их назначением; • познакомить с основными колокольными звонами; • уточнить знания о строении колокола; • расширить духовный мир детей; • воспитывать уважение к народным традициям.
Оборудование: - колокольчики для всех детей, - колокольчик, изготовленный способом оригами, - картинки с изображением било, колокола, колокольни;
- деревянная доска, деревянная колотушка, металлическая доска, металлическая колотушка; - металлофон, - разрезные картинки колокола для всех детей, - разрезная картинка колокола для показа детям, - фонограмма колокольных звонов (Благовест, Набат, Красный), - макет киноленты, картинки к ней.
Дети заходят в группу, на столе стоит волшебный сундучок. Воспитатель. Ребята, посмотрите, какой красивый сундучок. Интересно, что в нем находится, как вы думаете? Ответы детей. Давайте я вам немного подскажу. Там находятся музыкальные инструменты, а какие, вы сами догадаетесь, когда послушаете музыку (включает фонограмму колокольного звона). Воспитатель. Давайте откроем сундучок и проверим, правильно вы ответили или нет. Открывает сундучок и раздает детям колокольчики. Что это? Ответы детей. Рассмотрите их, что можно ими делать? Дети. Звонить, звенеть. Воспитатель. Давайте позвоним. Дети звонят в колокольчики. Сегодня я хочу поговорить с вами о колоколах. Ведь ко всему, что связано с колоколами, на Руси всегда относились с особой любовью и почитанием. Колокола появились не сразу. В древние времена на Руси не было радио и рупоров, ни тем более телевидения. Но случались разные беды, несчастья: приближались враги или возникал пожар, и нужно было срочно созвать народ. И для получения звуковых сигналов, чтобы люди собрались все вместе и узнали о событии, использовались деревянные или металлические доски, по которым ударяли особой колотушкой. Сначала появилось било – это деревянная доска. Священник ее держал в руках, ходил с нею по селу и бил по ней деревянной колотушкой (демонстрация картинки). Селяне слышали звук било и собирались возле церкви. Затем придумали клепало – это металлическая доска или дуга. Их вешали на башне или на столбах и так же били по ним колотушкой (демонстрация картинки). В российских селениях, где дома находились далеко друг от друга, звон клепало был слышен на большом расстоянии. Предложить детям ударить по деревянной и металлической доске молоточком. Воспитатель. Как же появились колокола? Существует легенда, что давным-давно одному Епископу приснился сон, в котором он видел ангела с цветами колокольчиками. От дуновения ветра колокольчики издавали дивные звуки. Динь-дан-дон! Динь-дан-дон! (сыграть на металлофоне). Проснувшись, Епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении. Так появились колокола. А сейчас мы с вами рассмотрим, из каких частей состоит колокол (демонстрация картинки). Строение колокола похоже на строение людей. У него есть «уши», «плечи», туловище, которое называют «тулово», «язык»; на туловище располагаются «верхний пояс», «нижний пояс» с орнаментом. Чтобы вы запомнили строение колокола, сейчас мы с вами поиграем в игру «Составь колокол» (детям раздаются на каждого разрезные картинки, их составляющие: «уши», «плечи», «верхний пояс с орнаментом», «нижний пояс с орнаментом», «тулово», «язык». Воспитатель еще раз показывает на магнитной доске, как составить колокол с проговариванием названий его частей. Затем предлагает детям самостоятельно выложить из составных частей целое).
Воспитатель. Ребята, колокол – это ударный музыкальный инструмент. А как вы думаете, когда и почему звонят колокола в наше время? Ответы детей. В современной жизни звон колоколов призывает православных христиан в церковь на утреннюю или вечернюю службу, провожает умерших людей в последний путь; звонят колокола на большие праздники. Сейчас мы с вами послушаем различные звоны колоколов. А вы возьмите колокольчики и тоже будете звонить. Сейчас мы услышим Благовест – это праздничный церковный колокольный звон, совершается одним колоколом. Он звонит так: сначала производится три редких, медленных протяжных удара, а затем следуют мерные удары (звучит в записи Благовест, дети колокольчиками воспроизводят ритм звучания). Теперь послушаем Набат. Этот звон является символом тревоги, извещает о приближении бедствия – совершаются частые удары в большой колокол ((звучит в записи Набат, дети колокольчиками воспроизводят ритм звучания). И последним послушаем Красный звон – он звучит по поводу радостных и торжественных событий и производится во все колокола ((звучит в записи Красный звон,, дети колокольчиками воспроизводят ритм звучания). Воспитатель. Ребята, колокола отличались особым мастерством, изяществом орнамента, благозвучием. Орнамент и надписи – неизменный атрибут колоколов. Традиционными мотивами орнамента были: виноградная лоза, деревья, звери и волнообразный жгут с фантастическими зверями. Орнаменты на колоколах придумывались и создавались мастерами (демонстрация и рассматривание картинок). А вы хотите побыть мастерами? Тогда садитесь за столы и украсьте свои колокола. Вы можете выбрать любой цвет для украшения или создать новый (детям раздают силуэты бумажных колоколов, трафареты для рисования орнамента, кусочки поролона, краски, кисточки и палитры для смешивания красок, стаканчики с водой). Во время работы звучит церковная музыка. Педагог рассматривает работы, хвалит детей. Воспитатель. Что же мы узнали нового сегодня? Чтобы вы лучше запомнили, о чем мы сегодня с вами говорили, я предлагаю смонтировать фильм о колоколах. Вот перед вами кинолента и кадры нашего будущего фильма (перед детьми ставится макет кинопленки с карманами, раскладываются картинки). 1-й кадр – появление на Руси била и клепала; 2-й кадр – появление колоколов, 3-й кадр – современные колокола; 4-й кадр – украшение колоколов орнаментом; 5-й кадр - звон колоколов). Воспитатель. Вот какой у нас получился интересный фильм. Понравилось вам сегодня наше занятие? Ответы детей. Какое у вас настроение? Давайте передадим наше хорошее, светлое настроение друг-другу, позвоним для всех в колокольчики. Звучит фонограмма колокольного звона, дети звонят в колокольчики. Дили-дили-дили-дон! Дили-дили-дили-дон! Слышится со всех сторон. Весело играем мы - Звонче колокол звени.
Скачать полный конспект
|