Чистякова Н.В. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №2 «Радуга» Ломоносовского района деревни Горбунки В настоящее время, начиная с самого раннего возраста, необходимо много внимания уделять формированию доброжелательных отношений детей друг с другом. Особенно актуален этот вопрос в наши дни, когда мир начинает переворачиваться от злобы и насилия. Рaзработка прoблемы стaновления внутреннего мира ребенка в педагогической науке и практике получила свое развитие сравнительно недавно. Долгое время главными ориентирами и критериями успешности работы с ребенком были уровень развития детей, степень владения ими знаниями, умениями, навыками, которые должны пригодиться потом, на этапе школьного обучения. Этот важный этап жизни делает детей полноценными личностями и рождает такие качества, которые помогают человеку определиться в жизни, найти в ней свое достойное место. [1]
Воспитанию нравственных чувств в истории русской, отечественной и прогрессивной зарубежной педагогике всегда уделялось большое внимание. В трудах К.Д. Ушинского, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним. [3] В развитии организованного поведения у детей старшего дошкольного возраста наблюдаются различия. Одни дети придерживаются норм поведения, умеют трудиться хорошо, быстро, доводят дело до конца, оказывают помощь товарищу, активно реагируют на предложение поиграть, трудятся вместе, замечают нарушения тех или иных правил порядка, стараются эти нарушения устранить. Другие испытывают затруднения из-за незнания правил или отсутствия навыка при выполнении работы. Разное поведение детей часто зависит от их эмоционального состояния, индивидуальных особенностей, что требует от воспитателя использования разнообразных методов и приёмов воспитания, более тонкого их применения.[2] Из анализа психолого-педагогической литературы нами была выведена гипотеза: если создать благоприятные условия для развития общения среди детей (т.е. обеспечить постоянную занятость детей, включать их в игровую и трудовую деятельность, создать предметно-развивающую среду в группе и обеспечить индивидуальный подход воспитателя к каждому ребёнку), то дети будут доброжелательно относиться друг к другу. Наблюдение за детьми в свободной деятельности показало, что дети не умеют выбирать себе тот вид занятия, который ему был бы интересен. Содержание общения, должны быть связаны с потребностью ребенка. Дети в группе осознают, что к товарищу нужно относиться доброжелательно (по-доброму). Но иногда, бывает и так что, поссорившись друг с другом, (чаще происходит из-за того, что не поделили игрушку) дети не чувствуют, кто из них был прав, кто виноват в произошедшей ссоре. Дети жалуются друг на друга, на что воспитатель говорит: «Разбирайтесь сами, а то сейчас накажу обоих». Педагогический такт воспитателя, выступает на первое место, и дети не понимая суть ссоры, расходятся в разные стороны. О каких доброжелательных отношениях может идти речь. В этом возрасте общение со сверстниками должно приобретать особый смысл. Ребенку очень важна и оценка сверстников, его одобрение или даже восхищение. Диагностические исследования показали, что у дошкольников низкий уровень развития доброжелательных отношений в группе. Для дошкольников данной группы характерно неумение доброжелательно относится друг к другу, у детей наблюдается низкая самостоятельность в свободной деятельности. К сожалению, наблюдения показали, что педагог не расширяет представления детей о взрослых людях, детях и их взаимоотношениях. Воспитатель не побуждает детей к активному проявлению эмоциональной отзывчивости: не только успокаивать, но и сочувствовать. Не углубляет представления об освоении культуры общения с взрослыми и сверстниками, культуры поведения в общественных местах. Не развивает у детей гибкого ролевого поведения при развертывании сюжетной игры в индивидуальной и совместной со сверстниками деятельности. Доброжелательные отношения интeнсивно рaвзвиваются в игре, насыщенной переживаниями. А также в процессе выполнения совместных трудовых занятий развивают эмоциональное единство группы дошкольников. Все это имеет важное значение для тех качественных изменений в психическом развитии ребенка, которые происходят в дошкольный период. При условии соблюдений всех требований эффект всестороннего развития личности ребенка обеспечен. Методика формирующего эксперимента состоит из четырех этапов. Первые три этапа включают в себя несколько заданий для детей, это беседы, чтение художественной литературы, рисование, подвижные игры или игры упражнения, этюды. Основным этапом в этой методике является четвертый, проводилось занятие – тренинг по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста. Разработанная система занятий включает в себя предварительную работу с детьми: были установлены тесные эмоциональные контакты с каждым ребенком, проводились различные экскурсии, прогулки в парк, слушание доброй, душевной музыки, рассказывание сказок, которые вызывали у детей добрые, честные поступки. На основании полученных результатов можно сделать вывод, что основная цель эксперимента по формированию умений и навыков межличностного общения достигнута. В экспериментальной группе повысился самоконтроль поведения, сформировалось уважительное отношение к собеседнику. Мы старались обучить детей речевым этикетным формам (приветствие, прощание, благодарность). Дети научились вести доброжелательный диалог с собеседником, используя различные средства выражения своих мыслей, чувств, настроений, не обижая и не унижая сверстника. Ребята все чаще и чаще стали предлагать друг другу помощь в делах, выручать сверстника. А для того чтобы уровень доброжелательности детей не понизился, родители и воспитатели должны правильно организовывать воспитательный процесс дошкольников в свободной деятельности, а также на занятиях. Для этого мы составили рекомендации родителям, и педагогам. Основными являются: использование художественного слова, беседы с детьми по сказкам и рассказам, проигрывание ситуаций, которые дают возможность детям не просто рассуждать о той или иной проблеме, а эмоционально проживать ее. При нормальном развитии детей в старшем дошкольном возрасте эмоциональные процессы детей становятся уравновешенными, и тогда она становиться насыщенной и интенсивной. У детей появляется сочувствие, сопереживание к другому, и при всем этом, доброжелательное отношение будет сформировано обязательно. В связи с тем, что диагностические исследования выявили низкий уровень доброжелательных отношений детей друг к другу, основной причиной являлась не четкая система работы с детьми, проводимой педагогом в виде «диктата», мы в формирующем эксперименте использовали систему занятий-тренингов с различными занимательными приемами (чтение художественной литературы, рисование, различные гимнастики, этюды и т.д.). Это все очень хорошо повлияло на формирование умений и навыков межличностного общения ребенка со сверстниками, взрослыми людьми. Дети становятся культурными, воспитанными людьми, ребенок не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, уважительное отношение к людям. Доброе слово - это мощный стимул в развитии ребёнка. Ласковое свободное отношение в сочетании с доверием и разумной требовательностью придают ребёнку уверенность в своих силах и возможностях. 1. Люблинская А. А. Очерки психологического развития ребенка. 2-е изд. М., 1965. 2. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. / Под ред. Буре Р.С. -М.: Просвещение, 1987. 3. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция / Т.Н. Овчинникова. – 4-е издание. – Москва: Академический проект, 2004. – 192 с.
|