Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Педагогическая статья «Социально-нравственное воспитание дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»
Нравственное воспитание
Автор: Синельникова Ольга Сергеевна   
25.02.2017 22:21

Педагогическая статья «Социально-нравственное воспитание дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»Педагогическая статья «Социально-нравственное воспитание дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»

Синельникова Ольга Сергеевна Воспитатель МБДОУ «Змиевский детский сад комбинированного вида №1» Пгт Змиевка, Орловская область, Свердловский район

Социально-нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках. Социально-нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет.

 

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. Ведущим видом деятельности дошкольника является сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе. В игре ребенок не обучается жить, а живёт своей истинной, самостоятельной жизнью. Содержание игр вводит ребенка в широкую сферу моральных отношений: заботы, взаимопомощи, ответственности и т. д. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные правила, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе. В силу этого сюжетно-ролевая игра выступает и как средство формирование культуры общения.

В игре происходит развитие важных особенностей мотивационной сферы личности ребенка: во-первых, формируется соподчинение мотивов — подчинение ситуативных мотивов более общим и высоким; во-вторых, формируются сами общественно-значимые мотивы (например, ребенок принимает на себя малоинтересную для него роль для того, чтобы игра состоялась, не распалась); в третьих, в игре возникает новая психологическая форма мотивов — обобщенных и в известной степени осознанных мотивов. Наличие в игре внутренних правил, которые ребенок выполняет добровольно, воспитывает умение сдерживать себя, формирует волевые черты характера.

Необходимо управлять формированием реальных отношений, организуя детей с учетом их интересов и возрастных возможностей. Так, ребенка, который играет индивидуально, можно постараться привлечь к совместной игре со взрослыми или сверстниками, предложив ему игровые ситуации, учитывающие гендерный подход к организации игрового взаимодействия детей.

В совместных играх особого внимания требует регулирование взаимоотношений детей. Необходимо специальное обучение детей способам общения в игре через беседы о содержании общения при распределении ролей и игрушек, обсуждении игрового замысла и т. д. У дошкольников можно сформировать четкое представление о социальной субординации и добиться его воплощения в игре посредством обучения моделированию отношений, возникающих между людьми.

Для формирования сюжетно-ролевой игры на каждом возрастном этапе необходим единый комплекс обязательных педагогических мероприятий. Тогда игра способна выступать как механизм социально-личностного развития ребенка и формирования социально-нравственных отношений в группе. Для этого необходимо следующее:

  1. Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом пополняющегося жизненного и игрового опыта детей. Среда должна провоцировать детей на формулирование и решение проблемных ситуаций.
  2. Планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей.
  3. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу дошкольникам игрового опыта традиционной культуры игры. Во-первых, детей нужно научить «входить» в воображаемую ситуацию, понимая ее условность, используя слова «а что, если?», и «как будто». Во-вторых, детей нужно научить осуществлять цепочку игровых действий и объединять их в один процесс, идентифицируя его как содержание игры.

Таким образом, важными условиями всестороннего воспитания личности ребенка является: целенаправленное педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми; обогащение сюжетно-ролевых игр нравственным содержанием. Задача педагога состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

В педагогической литературе неоднократно поднимался вопрос о том, что в детском саду игра детей не достигает должного уровня, постепенно уходит из жизни. Тем самым обуславливается актуальность данной темы.

Причины таковой ситуации:

- сложившийся «идеал» сюжетной игры как к «коллективной проработки знаний» до сих пор является стереотипом сознания многих поколений воспитателей.

В такой ситуации не остается места творческой индивидуальности каждого ребенка, разнообразию форм и содержаний игр, соответствующих индивидуальным особенностям детей.

Данный «идеал» легко достижим и не требует работы ни души, ни мысли воспитателя. Написал «конспект» игры, разучил с детьми или отдиктовал им – и все вроде бы в порядке.

Принципы организации сюжетно-ролевой игры в детском саду (Н. Я. Михайленко, Н.А. Короткова):

  • воспитатель должен играть вместе с детьми
  • воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
  • начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры. Где взрослый является «играющим партнером», который не включается в самостоятельность детской игры, а лишь обеспечивает условия для нее.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год