Формирование нравственных качеств личности ребенка дошкольного возрастав воспитательном процессе |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Серкина Лариса Петровна | |||
24.10.2024 14:12 | |||
Формирование нравственных качеств личности ребенка дошкольного возрастав воспитательном процессе Серкина Л.П., воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 43 «Буратино» г.-к. Анапа В процессе воспитания личности важное значение имеет формирование нравственных качеств ребенка. Человек в процессе своей жизни постоянно находится во множестве связей: общественных и личных. В связи с этим он должен организовать свое взаимодействие с другими людьми, подчиняться определенным нормам общества, правилам и требованиям. Мы должны понимать, что соблюдение моральных норм и правил – это не принуждение человека, а исключительно осознанное принятие человеком и понимании норм и правил, необходимых для общения. Нравственное воспитание сложный и многогранный процесс. Но важно отметить факт того, что он возможен лишь в совместном достижении цели: со стороны воспитателя организационное и целенаправленное воздействие на ребенка, вместе с тем ребенок сам должен принимать активное и осознанное участие в этом взаимодействии. Так же важно сказать о том, что воспитатель может осуществлять свою деятельность в направлении ребёнка через его товарищей, через детский коллектив.
Задачи по нравственному воспитанию достаточно точно раскрыл М.И. Рожков. [3, 45] Он выделял следующие задачи: обогащать эмоциональный мир детей нравственными переживаниями и формировать нравственное чувства; вооружать воспитанников знаниями о морали, раскрывать ее сущность, формировать культуру и организацию повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения; систематически накапливать и обогащать опыт нравственного поведения. Формы работы дошкольном учреждении по нравственному воспитанию многообразны. Самой распространенной формой взаимодействия можно назвать этическую беседу, главная цель которой обогатить представление ребенка моральными нормами и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В ходе бесед у детей формируется оценочное отношение детей к своему поведению и поведению других людей. Нельзя отрицать того, что большое влияние на сознание и поведение дошкольников оказывает пример других людей. Примера обладает большой воспитательной силой, она основана на склонности и способности к подражанию. Пример поведения других людей оказывает прямое и косвенное воздействие на воспитанников, стимулирует их стремление к совершенствованию и самовоспитанию, и изменению их жизненной позиции. [ 2, 32 ] Конечно, жизненные ситуации, возникающие каждый день перед глазами ребенка позволяют видеть не только положительные, но и отрицательные примеры. В этом случае важно обращать внимание детей на негативное в жизни и поведение людей, проводить совместное обсуждение сложившихся ситуаций и вместе искать пути решения. Важно формировать умение ребенка извлекать правильные выводы из ситуаций. В силу своего возраста, жизненный опыт дошкольника еще очень небогат. Однако, вместе с тем ведущим видом деятельности является игра, которая может помочь воспитателю в воспроизведении общественной жизни. Созданные различные игровые ситуации позволяют легко, увлекательно усваивать на практике правила поведения. «Игра, – говорил А.С. Макаренко, – имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.» [2, 54] Хочу отметить важную роль литературных произведений в нравственном воспитании дошкольников: чтение или инсценировка и их обязательное совместное обсуждениесамими детьми. Такая работа позволяет расширить кругозор детей, понять и усвоить нормы, принципы нравственности и одновременно развивать у них художественный вкус. Педагог должен понимать, что работа по нравственному воспитанию – это время живого общения между детьми и взрослыми, а не сухого прочтения текста художественного произведения. Поэтому очень важно создать благоприятные условия, чтобы дети чувствовали себя комфортно, чтобы они ощущали себя не объектами воспитательного воздействия, а полноправными участниками серьезного и содержательного диалога. Удобно вести работу над нравственным воспитанием по нескольким блокам. В каждом из которых детально прорабатывать темы личностной культуры, формирования культурных взаимоотношений, правила хорошего тона. Первый блок включает в себя ряд занятий, которые формируют личностные качества человека, такие как доброта, честность, бережливость, аккуратность, трудолюбие, ответственность. В этом блоке важно сделать акцент на чтение следующих произведений: В. Осеев «Плохо». Примерные вопросы для совместного обсуждения с детьми: а) как вы можете охарактеризовать поведение мальчиков? б) почему женщина их осудила? в) а может вы себя узнали в этом рассказе? Рассказ В. Осеева «На катке» Примерные вопросы для совместного обсуждения с детьми: а) почему Витя не помог девочке? б) что оказалось для него важнее заботы о девочке? Рассказ Е. Пермяка «Самое страшное» Примерные вопросы для совместного обсуждения с детьми: а) так что же такое – «самое страшное»? б) почему Вова стал одиноким? в) почему человеку плохо одному? Также интересны и познавательны в прочтении будут рассказы С. Баруздина «За обедом» и Л. Пантелеев «Честное слово». Дети, прослушав и обсудив эти произведения делают вывод о том, как важно искоренять в себе равнодушие, трусость, черствость. Следующий блок раскрывает сущность нравственных отношений между людьми. Воспитатель в беседах или в любимой моими детьми форме взаимодействия «Утренний круг» говорит детям о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими их людьми, затем происходит обмен мнениями и фиксирование сказанного на мольберте. В своей статье я отмечала, что самый благодатный материал –это литературные образы. Рекомендую провести с детьми ролевую игру «Волшебное слово «Здравствуйте!», после прочтения и обсуждения стихотворения И. Пивоваровой «Вежливый ослик». В процессе анализа поступков литературных героев, воспитатель помогает ребенку разобраться в произошедшем, понять мотивы персонажа, дать верную нравственную оценку. В результате такого взаимодействия у ребенка формируется умение оценивать других и критически относиться к себе. В следующем блоке с детьми проводится работа, в результате которой дети осваивают нормы и правила поведения в детском саду, на улице, в общественном месте. Процесс накапливания представления о хороших и плохих поступках происходит у ребенка постоянно, он учится устанавливать их взаимосвязь с окружающими ситуациями и нравственными качествами. Человек – существо социальное и внутренний мир ребенка формируется через анализ и оценку действия как своих, так и окружающих его людей. В связи с этим, предлагаю провести игру «Кто больше знает правила хорошего тона». Детям предлагается достать из мешочка карточку с картинкой ассоциацией «Будь вежлив», «Будь приветлив», «Не опаздывай», «Не капризничай» и предложить свое описание. Кроме того, действенным и интересным способом является создание правил группы. Когда дети зарисовывают на картинках определенные правила поведения в группе и фиксируют их на бумаге, размещают в доступном месте групповой комнаты. Интересен вариант совместного с детьми и родителями «Разговора о важном», где происходит проигрывание ситуаций из дидактической игры «Береги живое». Для работы с детьми в этой теме хорошо использовать подборку стихов: Л. Татьяничевой «Черемуха», Р. Гамзатова «Цветы как люди плачут», Е. Карасева «Если я сорву цветы», Я. Акима «Планета – сад» и другие. Можно предложить детям сделать выставку рисунков «Мой край любимый». Работая над формированием нравственных качеств личности, предлагаю повторять правила поведения в театре. Внимательно относится к людям, которые работают в театре. Ролевая игра «Мы идем в театр» отлично поможет в проигрывании различных ситуации, которые могут случиться при посещении театра. Важно выполнять правила в общественном транспорте. В этом помогут инсценировки «Девочка с куклой», стихотворения А. Барто «Любочка» и С. Михалкова «шёл трамвай десятый номер». С большим интересомдетей и их вовлеченностью проходит в детском саду «Неделя вежливости». Дети запоминают правила вежливости. Мы знаем, что в вежливости проявляются отношение к другим людям. Дети узнают, что вежливый человек не причиняет другим неприятность. Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим. Во время прогулок можно провести игру «Вежлив – невежливо», в ходе которой дети хлопают в ладоши, если названное воспитателем действие соответствует правилам вежливости или приседают – если нет. Вот примерный перечень действий: «Поздороваться при встрече…», «Толкнуть, но не извиниться…», «Помочь подняться, если человек упал…», «Взять билет в автобусе…», «Не уступать место пожилому человеку…» Работа по формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста огромна. Уважаемые педагоги, помните, что вы тоже являетесь ежедневным примером поступков и речи для детей. В наших с вами силах сделать эту работу интересной и полезной для детей. Список литературы:
|