Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в детском коллективе |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Дроздова Валентина Васильевна | |||
22.10.2024 20:28 | |||
Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в детском коллективе Во всём цивилизованном мире считается, что любой человек имеет право быть вовлечённым в общую жизнь: ходить в детский сад, учиться, работать, заводить семью. Поэтому инклюзия в наши дни – это уже, скорее, данность, с которой нам просто нужно научиться жить. Любой детский сад доступным делают, прежде всего, педагоги. Педагоги, умеющие и заинтересованные работать с детьми с ОВЗ. На предварительном этапеформирования толерантного отношения к детям с ОВЗ в детском коллективе происходит знакомство педагога группы с сопроводительными документами ребёнка, с родителями и самим ребёнком. Обсуждается то, что ребёнок умеет, что может делать самостоятельно. С родителями обязательно согласовываются моменты, связанные с особенностями состояния здоровья ребёнка и соказаниемему необходимой помощи.
В группе создаётся адаптированная образовательная среда: важно детально продумать маршрут сопровождения подопечного, устранить физические барьеры; необходимо выбрать место в группе, где будет сидеть ребёнок с особенностями развития; подготовить рабочее место в соответствии с потребностями и особенностями воспитанника. Также необходимо составление индивидуального плана работы с ребёнком с ОВЗ. На любом из этапов работы воспитателю может потребоваться помощь специалистов — психолога, дефектолога, логопеда. Поэтому составление индивидуального плана работы с ребёнком удобно делать в рамках работы консилиума специалистов детского сада. На начальном этапе, педагог планирует мероприятия по подготовке своих воспитанниковк принятию в детский коллектив детей с ОВЗ. Полезным будет проведениецикла бесед и занятий под условным названием «Азбука доброты», которыйпознакомит дошкольников с категорией «особых» детей, поможет детям преодолеть непонимание и предрассудки по отношению к ним и будет содействовать развитию толерантного отношения к детям «не таким, как все». На таких занятиях дошкольники на доступном для себя уровне, без лишних подробностейузнают от воспитателя об особенностях детей с ограничениями и инвалидностью, о том, какие приспособления и условия помогают им в жизни, знакомятся с правилами взаимодействия с «особыми» одногруппниками, запоминают, как нужно вести с ними в затруднительных или конфликтных ситуациях. Дошкольникам можно сказать примерно следующее: «Ребята, сегодня к нам в группу придёт новый мальчик. Когда он придёт, вы увидите, что ему трудно... (усидеть на месте, запоминать материал, легко общаться с другими, отвечать на вопросы и т.д.). Но он будет стараться и со временем научится это делать лучше. Пожалуйста, отнеситесь к нему с терпением и пониманием. Вы можете ему помогать. Это будет очень хорошо». Если ребёнок сильно отличается по внешнему виду (например, при ДЦП и других нарушениях движения), то детям следует рассказать о том, почему он не может ходить. О физических проблемах ребёнка можно сказать следующее: «Так случилось, что, когда... (допустим, Витя) был совсем маленький, он заболел и его мышцы перестали его слушаться. Его мышцы не могут сгибаться и разгибаться так, как ему хотелось бы». Нередко ребята, видя, что их ровесник сильно отличается от других детей, задают массу «неудобных» и каверзных вопросов: «А почему он такой?», «А это не заразно?», «А почему он не играет с нами?», «Почему он не отвечает на занятии?», «Он что, глупый?», «А у него это пройдёт?» и другие. Об особенностях сверстника с ОВЗ педагогам нужно рассказывать спокойным голосом, без лишних подробностей: «К сожалению, не все рождаются сильными и здоровыми. Поэтому наша с вами задача – помочь... (Диме) стать сильным (или спокойным, или более разговорчивым и т.п.)». О поведенческих проблемах (аутизм, гиперактивность) можно сказать: «... (Максиму) трудно общаться, усидеть на месте, но он старается научиться, он очень этого хочет». О необычной внешности (синдром Дауна, шрамы на лице) можно сказать: «Так случилось, что, когда... (Сергей) был совсем маленький, работа его организма нарушилась. А потом, когда организм стал развиваться дальше, это нарушение осталось. Но в остальном.... (Серёжа) – обычныйребёнок, такой же, как вы. Это не заразно. Заразными болезнями болеют все дети. Когда они болеют такими болезнями – они находятся дома. А потом они выздоравливают и идут в детский сад». О других проблемах (медлительность, сниженный слух, сниженное зрение, задержка психического развития и пр.) говорится так: «... (Вове) трудно видеть мелкие картинки, слышать тихие звуки, быстро понимать задания, но если ему помочь, то он обязательно справится». В конце каждого ответа обязательно нужно говорить: «А в остальном... (Вова) такой же, как все. Он любит играть в «Лего». Ему интересно изучать буквы. Он хочет играть с мальчиками в машинки» и т.п. «У него пока не получается. Но он будет учиться; надеюсь, мы все ему в этом поможем». Полезно будет рассказать ребятам группы заранее, какие способности есть у их «особого» сверстника. Например, если ребёнок мало говорит, но усидчив, о нём можно сказать: «Ваня умеет слушать», о подвижном ребёнке можно сказать: «Рома может очень быстро бегать» и т.п. То есть дети в группе должны понимать, что, как и каждый из них, ребёнок с ОВЗчто-то умеет лучше, а что-то хуже. Рассказ воспитателя о ребёнке с особенностями развития должен быть больше похож на инструктаж, нежели на погружение в суть проблем их одногруппника. Для детей группы важна чёткая информация о том, как себя правильно вести. Со временем, когда дети лучше узнают друг друга, острота вопросов о непохожести ребёнка с ограничениями обычно спадает. Дети просто привыкают и при соответствующем контроле со стороны взрослых стараются помогать своему «особому» товарищу в играх и на занятиях. Когда ребёнок с ОВЗ только попадает в группу, на воспитателя возлагается роль «проводника», помощника, а иногда и защитника ребёнка. Он следит за эмоциональным и физическим состоянием своего воспитанника, помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет. Еслиребёнку с ограничениями нужно отдохнуть – может предложить ему подходящий для этого способ. При необходимости помогает сходить в туалет. Координирует общую деятельность воспитанника, дозирует образовательную нагрузку. Заботится о том, чтобы каждому ребёнку в группе было по-настоящему хорошо и радостно. На первых порах воспитались внимательно следит за ситуацией в группе, способствует постепенному включению детей с ОВЗ в общую деятельность, поддерживает их и поощряет малейшие успехи. На этом этапе занятия «Азбука доброты» продолжаются, но уже с присоединением к ним дошкольников с ОВЗ. Содержание занятий расширяется беседами, упражнениями и коммуникативными играми на воспитание у детей чувства принадлежности к группе, сплочённости, на формирование взаимного уважения и равенства, на ознакомлениес этическими нормами поведения. В этом звене к работе воспитателя активно подключается педагог-психолог, который проводит серию тренингов толерантности, направленную на выработку у нормативно развивающихся детей навыков принимающего поведения и тренировку доброжелательности. В свободной деятельности воспитатель старается вовлекать детей с ОВЗ в детские игры, ненавязчиво создаёт игровые ситуации, с целью тренировки навыков социального поведения, преодоления боязни общения и стеснения своего дефекта, помогает ребёнку поверить в свои силы, создаёт ситуацию успеха. Например, в игре можно предложить ребёнку с ОВЗ исполнить главную роль или распределить роли так, чтобы он оказался в паре с другом, который поможет ему выполнить задание или преодолеть препятствие. Важно не допускать возникновения конфликтных ситуаций между детьми, профилактировать их начало, снижать детскую агрессию со стороны враждебно настроенных детей, учить правилам доброжелательного общения и взаимодействия, не допускать отвержения детей с ОВЗ в детском коллективе. Необходимым условием душевного благополучия является уверенность ребёнка с ограничениями в том, что воспитатель относится к нему так же справедливо и доброжелательно, как и ко всем остальным, что его считают таким же ценным и нужным членом группы, как и других детей. Со временем воспитатель всё меньше и меньше «вмешивается» в процесс социализации детей с особенностями, но удалённо отслеживает ситуацию в группе и всегда готов прийти на помощь. Формирование толерантного отношения к людям, в чём-то отличающихся от нас, предполагает обоюдное движение навстречу друг другу: общества к особым людям и наоборот. Эта задача не одного поколения — она требует переориентации сознания всего общества и развития гражданской культуры. Подборка мультфильмов для демонстрации в детской аудитории при работе над формированием толерантного отношения к «особым» детям:
|