«ДЕТСКИЙ САД — СЕМЬЕ» В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Розанова Ольга Александровна | |||
30.07.2024 06:50 | |||
«ДЕТСКИЙ САД — СЕМЬЕ» В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Мы — педагоги детского сада — работаем с родителями ради ребёнка и с ребёнком для родителей» (Давыдова О.И., Майер A.JJ. Из книги «Детский сад. Самоучитель»). Эта цитата заставляет задуматься и попытаться осознать значение взаимосвязи системы «Педагог — ребенок — родитель» в условиях образовательной организации. В семье дети приобретают первый опыт в социальных отношениях, получают уроки нравственности, закладываются основные жизненные принципы, ценности. От того, как пройдут первые годы воспитания детей, зависит их благополучие в среде взрослых и сверстников. Способны ли обойтись своими силами и воспитать достойных граждан, способных уважительно, бережно относится к ближним. Думаю, ответ будет неоднозначным. Как известно, каждый ребёнок имеет право на таких родителей, которые способны привить любовь к богатым духовным и культурным отечественным традициям. Педагог в этом случае направляет, поддерживает и дополняет воспитательную деятельность родителей. Сущность его деятельности можно выразить словами: «Детский сад — семье». Для того чтобы семья брала от детского сада самое лучшее, родители должны знать, для чего это им надо, как выбрать и использовать из собственного опыта воспитания нужное для своего ребёнка. Первый шаг на пути установления отношений с родителями — это осознание того, что от взаимоотношений представителей двух социальных институтов зависит успех воспитания, а порой и решения проблем ребёнка.
Социальный опыт детей, приходящих в детский сад, как правило, бывает совершенно разный, да и настрой который получают дети перед посещением своей группы тоже варьируется: от дружелюбного и пози-тивного, до закрытого и агрессивного. «Смотри, — говорит мама, — не давай никому свои игрушки!» или «Сумей дать сдачу, защищай себя!». Как трудно регулировать поведение детей, когда каждый приходит в детский сад со своим багажом социального опыта, тем более что домашний настрой даёт о себе знать уже с первых минут взаимоотношений детей. А ведь перед воспитателем стоит задача сформировать детский коллектив, основывающийся на позициях равенства, понимания сверстников, дружеских взаимоотношений дошкольников. Скажу сразу, что простое обращение воспитателя к родителям с призывом «Учите своих детей дружить!», «Воспитывайте у малышей умение делиться!» не даст результата. В лучшем случае в ответ родители безмолвно улыбнутся, общение не состоится, а значит не будет единого мнения, а на что ориентировать ребёнка, для того, чтобы он захотел взаимодействовать со сверстниками. Опыт работы воспитателем детского сада подсказывает, для того чтобы родитель прислушался, а затем и приоткрыл завесу особенностей воспитания своего ребёнка, необходимо его привлечь и сделать соучастником деятельности, которая является на данный момент интересной и объединяет всех детей группы. Условия современного образования позволяют педагогу использовать разнообразные формы сотрудничества с родителями воспитанников. Примером может служить и организация проектной деятельности детей, и шефская помощь, и волонтерская деятельность, и участие в те-атрализованных постановках детей совместно со взрослыми, литературные вечера и много другое, главное, чтобы дети осознавали, для кого, и для чего необходим их труд. Вся эта разнообразная деятельность детей дошкольного возраста предполагает развитие и углубление знаний детей о главных категория — ценностях жизни человека, ибо она глубоко социализирована и мотивирует любого ребёнка-участника на результат, совместно со своим коллективом. Вернёмся к родителям воспитанников, которые с первых минут такой деятельности обязательно становятся активными участниками. Дети, родители и педагоги в этом случае являются союзниками. И речь идёт не о материальных благах. Просьбой и тех, и других становится обращение к родителям поразмышлять в семье, вспомнить факты, найти, запечатлеть интересные события из жизни, сделать что-то совместно своими руками, рассказать и т.д. Ключевым смыслом любой деятельности детей с участием родителей становятся слова и выражения «совместно», «своей семьёй», «лучшее в моей семье». Это объединяет и детей, и родителей, нацеливает их на поиск нужного через обсуждение, совместный труд, взаимопонимание. Фактически родители применяют нужные инструменты воспитания, тем более что их отношения с детьми в процессе работы строятся на социокультурных ценностях. Это одно из главных условий взаимодействия с детьми в детском саду и дома. В семье, при чтении и обсуждении художественных произведений с детьми, эти понятия закрепляется и углубляются. Послушание, любовь, добро, забота должны лечь в основу всех совместных творческих дел дошкольников. Они направляют детей к социальному действию, закрепляют опыт правильных отношений с окружающими. Получение социально-значимого результата, например, представление спектакля, выставки, посещения подшефных, оказание помощи ну-ждающимся, на протяжение всего периода подготовки обязательно должно проходить в условиях эмоционального подъема, заинтересованности и детей, и взрослых. Положительный настрой объединяет всех участников, поддерживает каждого в любом его начинании, а самое главное делает отношения открытыми и доверительными. В процессе такого сотрудничества родители сами обращаются за советом. Поначалу их обращения носят частный бытовой характер. Это первый показатель заинтересованности мам и пап в участии общего детско-взрослого ме-роприятия. Очень важно не упустить этот момент и попытаться показать, что воспитателям не безразличны интересы родителей и что педагогам будет приятно вновь вернуться к разговору и узнать о семье что- то новое. Обращаясь к опыту наших предков посредством народных сказок, произведений русской литературы, малых фольклорных форм, пословиц, поговорок, мы закрепляем в детско-родительском сообществе нравственные эталоны поведения. При этом родители тоже нуждаются в особой подготовке. Рациональным зерном повышения педагогической компетентности в духовно-нравственном воспитании дошкольников яв-ляется организация занятий с родителями, в рамках которых идёт по-следовательное освоение родителями основных социокультурных кате-горий, с которыми потто м предстоит познакомить и детей. Самым важным моментом для взрослых при проведении таких занятий является выработка единых подходов в правильном объяснении детям смысла духовно — нравственной категории. Такая целенаправленная работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников постепенно приводит к осмыслению родителями значения освоения детьми ценностей культуры для будущего самого ребёнка, для формирования отношений и взаимопонимания между родителями и детьми. В этом случае родители сами ищут поддержку со стороны воспитателя, их обращения и вопросы носят уже другой более глубокий смысл, касающийся поиска соответствующих подходов и приёмов воспитания. Между педагогами и родителями устанавливается педагогическое взаимодействие. Педагогическое взаимодействие — представляет собой способ ор-ганизации совместной деятельности, которая осуществляется на осно-вании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаи-модействия являются определённые взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих (В. Н. Мясищев). В условиях педагогического взаимодействия педагогов и родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников родители испытывают потребность в общественном воспитании. Они, как пред-ставители семейного воспитания приобретают опыт духовно- нравст-венного воспитания детей дошкольного возраста, проживают вместе с воспитателями и детьми все смыслы жизни, приемлемые нашему обществу.
|