Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Особенности становления нравственных качеств в дошкольном возрасте.
Нравственное воспитание
Автор: Изотова Инга Брониславовна   
02.06.2024 00:45

Особенности становления нравственных качеств в дошкольном возрасте.Особенности становления нравственных качеств в дошкольном возрасте.

Изотова Инга Брониславовна, воспитатель МАДОУ№82 г.Томск.

Становление нравственных компонентов в сознании ребенка – это процесс целенаправленного и организованного овладения детьми установленными в социуме ценностями и нормами. Именно дошкольный возраст является оптимальным периодом для нравственного развития детей. В это время, в первую очередь, трансформируется система устоявшихся отношений с взрослыми и сверстниками, достаточно своеобразно усложняются виды деятельности, продолжает развиваться деятельность совместно с другими членами детского коллектива.

Следует отметить, что становление нравственных качеств у детей дошкольного возраста эффективно тогда, когда:

  1. Организовать для детей чтение разнообразных жанров художественной литературы (стихотворение, сказка, рассказ, пословицы, басня);
  2. Взаимодействовать с родителями в нетрадиционной форме по вопросам формирования нравственных качеств.

Педагогические воздействия должны быть направлены на воспитание у детей доброжелательного и требовательного отношения к себе, поддержание и развитие у них способности быть требовательными к сверстникам при выполнении общих дел, поддержание и развитие у них способности быть самокритичными и требовательными к себе.

 

Дети дошкольного возраста начинают понимать смысл нравственных требований и правил, развивают способность предвидеть последствия своих поступков. В связи с этим В.Н. Петрова перечисляет следующие "задачи воспитания нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в центрах ДОУ":

  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща, стремление радовать окружающих хорошими поступками;
  • воспитывать уважительное отношение к окружающим;
  • научить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее, формировать такие качества как сочувствие и отзывчивость;
  • продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения);
  • сформировать умение отстаивать свои поступки и поступки других людей;
  • развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства».

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к нравственным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно усваивает принятые в человеческом обществе нормы и правила поведения и взаимоотношений, вырабатывает собственные способы и формы взаимодействия, выражает свое отношение к людям, природе и самому себе. Результатом нравственного воспитания является развитие и утверждение в личности определенных нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, тем меньше у человека наблюдается отклонений от принятых в обществе моральных устоев и тем выше оценка его нравственности окружающими.

При соответствующем воспитании дети дошкольного возраста способны воспринимать сложные взаимоотношения между людьми. С возрастом дети становятся более наблюдательными и способны более объективно и точно оценивать поведение других людей. Они так же уже способны различать и обобщать этические идеи. Поэтому работа воспитателя по формированию у детей гуманного отношения к людям, ко всему живому должна быть целенаправленной, систематической. При этом нужно помнить о доступности сообщаемых ребенку сведений.

Согласно исследованиям психологов, педагогов и ученых, дети дошкольного возраста имеют прекрасные возможности для нравственного воспитания. В разнообразных видах деятельности у детей успешно формируются способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к социальному окружению. У дошкольников складываются первые отношения в коллективе сверстников, которые под руководством педагогов приобретают доброжелательный характер.

В работах К.Д. Ушинского, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского выделяется, что дети дошкольного возраста чувствуют доброту и справедливость со стороны взрослых и сверстников и становятся чувствительными к недоброжелательному отношению к ним.

Как показали исследования российских психологов Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой и М. А. Васильевой, дети старшего дошкольного возраста (5-7лет) способны рассуждать и объяснять соответствующие причинно-следственные связи, если анализируемые связи не выходят за пределы зрительного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям создавать чрезвычайно оригинальные и связно развитые сюжеты. Воображение развивается положительно только в том случае, если проводится специальная работа по его активизации.

Устойчивость, распределение и переключаемость внимания продолжают развиваться. Происходит переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

По мнению учёных, педагогов и психологов период старшего дошкольного возраста (5-7 лет) является с самым подходящим для развития нравственности. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, что очень важно в воспитании нравственных качеств старших дошкольников.

Активно воспитываются самостоятельность, дисциплинированность, элементы ответственности и самоконтроля, а также ряд привычек культурного поведения, умение поддерживать доброжелательные, дружеские отношения со сверстниками, проявлять уважение и внимание к старшим. Развиваются основы социальных, патриотических и интернациональных чувств. Все это в целом является свидетельством успешного воспитания нравственных качеств.

О развитии личности ребенка мы судим по изменениям во всей структуре психической деятельности, по смене ведущей деятельности, по изменению активности и появлению основных новообразований личности».

В дошкольном возрасте начинают формироваться следующие качества:

  • настойчивость
  • доброжелательность
  • самостоятельность
  • ответственность
  • отзывчивость
  • организованность
  • трудолюбие.

В настоящее время в психолого-педагогической литературе, науке и практике накоплен большой опыт, раскрывающий характер и закономерности функционирования методов воспитания нравственных качеств. Классификация этих методов позволяет выделить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое, создавая тем самым условия для более целесообразного их использования, понимания целей и характерных особенностей, присущих отдельным методам.

В работе по формированию нравственных качеств в старшем дошкольном возрасте необходимо активно применять разнообразные методы, способствующие развитию нравственного сознания. Это включает использование объяснений, предложений, стимулирование чувств и отношений, а также применение методов поощрения, стимулирования и привлечение образцового поведения. Не менее важными являются методы формирования нравственного поведения, такие как наставления, упражнения, групповая работа и проектная деятельность.

Список литературы:

  1. Азбука нравственного воспитания / Под ред. И. А Каирова, О. С. Богданова. — 3-е изд. – Москва: Просвещение, 2016. — 318 с.
  2. Болотина, Л. Р., Баранов, С. П., Комарова, Т. С. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. –Москва: Академический Проект, 2005. – 400с.
  3. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ.
  4. Мулько, И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет / И. Ф. Мулько. – Москва: 2014. — 96 с.
  5. Островская, Л. Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. М.: Просвещение, 2010. — 109с.
  6. Петрова, В. Н. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду: пособие для педагогов и методистов. Москва: Мозаика-Синтез, 2007. — 175с.
  7. Фадина, Г В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста / Г. В. Фадина. — Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с.
  8. Харламов, И. Ф. Теория нравственного воспитания (историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи). — Минск: Изд-во БГУ, 2002. — 364с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год