Особенности становления нравственных качеств в дошкольном возрасте. |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Изотова Инга Брониславовна | |||
02.06.2024 00:45 | |||
Особенности становления нравственных качеств в дошкольном возрасте. Изотова Инга Брониславовна, воспитатель МАДОУ№82 г.Томск. Становление нравственных компонентов в сознании ребенка – это процесс целенаправленного и организованного овладения детьми установленными в социуме ценностями и нормами. Именно дошкольный возраст является оптимальным периодом для нравственного развития детей. В это время, в первую очередь, трансформируется система устоявшихся отношений с взрослыми и сверстниками, достаточно своеобразно усложняются виды деятельности, продолжает развиваться деятельность совместно с другими членами детского коллектива. Следует отметить, что становление нравственных качеств у детей дошкольного возраста эффективно тогда, когда:
Педагогические воздействия должны быть направлены на воспитание у детей доброжелательного и требовательного отношения к себе, поддержание и развитие у них способности быть требовательными к сверстникам при выполнении общих дел, поддержание и развитие у них способности быть самокритичными и требовательными к себе.
Дети дошкольного возраста начинают понимать смысл нравственных требований и правил, развивают способность предвидеть последствия своих поступков. В связи с этим В.Н. Петрова перечисляет следующие "задачи воспитания нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в центрах ДОУ":
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к нравственным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно усваивает принятые в человеческом обществе нормы и правила поведения и взаимоотношений, вырабатывает собственные способы и формы взаимодействия, выражает свое отношение к людям, природе и самому себе. Результатом нравственного воспитания является развитие и утверждение в личности определенных нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, тем меньше у человека наблюдается отклонений от принятых в обществе моральных устоев и тем выше оценка его нравственности окружающими. При соответствующем воспитании дети дошкольного возраста способны воспринимать сложные взаимоотношения между людьми. С возрастом дети становятся более наблюдательными и способны более объективно и точно оценивать поведение других людей. Они так же уже способны различать и обобщать этические идеи. Поэтому работа воспитателя по формированию у детей гуманного отношения к людям, ко всему живому должна быть целенаправленной, систематической. При этом нужно помнить о доступности сообщаемых ребенку сведений. Согласно исследованиям психологов, педагогов и ученых, дети дошкольного возраста имеют прекрасные возможности для нравственного воспитания. В разнообразных видах деятельности у детей успешно формируются способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к социальному окружению. У дошкольников складываются первые отношения в коллективе сверстников, которые под руководством педагогов приобретают доброжелательный характер. В работах К.Д. Ушинского, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского выделяется, что дети дошкольного возраста чувствуют доброту и справедливость со стороны взрослых и сверстников и становятся чувствительными к недоброжелательному отношению к ним. Как показали исследования российских психологов Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой и М. А. Васильевой, дети старшего дошкольного возраста (5-7лет) способны рассуждать и объяснять соответствующие причинно-следственные связи, если анализируемые связи не выходят за пределы зрительного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям создавать чрезвычайно оригинальные и связно развитые сюжеты. Воображение развивается положительно только в том случае, если проводится специальная работа по его активизации. Устойчивость, распределение и переключаемость внимания продолжают развиваться. Происходит переход от непроизвольного к произвольному вниманию. По мнению учёных, педагогов и психологов период старшего дошкольного возраста (5-7 лет) является с самым подходящим для развития нравственности. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, что очень важно в воспитании нравственных качеств старших дошкольников. Активно воспитываются самостоятельность, дисциплинированность, элементы ответственности и самоконтроля, а также ряд привычек культурного поведения, умение поддерживать доброжелательные, дружеские отношения со сверстниками, проявлять уважение и внимание к старшим. Развиваются основы социальных, патриотических и интернациональных чувств. Все это в целом является свидетельством успешного воспитания нравственных качеств. О развитии личности ребенка мы судим по изменениям во всей структуре психической деятельности, по смене ведущей деятельности, по изменению активности и появлению основных новообразований личности». В дошкольном возрасте начинают формироваться следующие качества:
В настоящее время в психолого-педагогической литературе, науке и практике накоплен большой опыт, раскрывающий характер и закономерности функционирования методов воспитания нравственных качеств. Классификация этих методов позволяет выделить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое, создавая тем самым условия для более целесообразного их использования, понимания целей и характерных особенностей, присущих отдельным методам. В работе по формированию нравственных качеств в старшем дошкольном возрасте необходимо активно применять разнообразные методы, способствующие развитию нравственного сознания. Это включает использование объяснений, предложений, стимулирование чувств и отношений, а также применение методов поощрения, стимулирования и привлечение образцового поведения. Не менее важными являются методы формирования нравственного поведения, такие как наставления, упражнения, групповая работа и проектная деятельность. Список литературы:
|