Конспект занятия по ФЦКМ «Что такое доброта?» в подготовительной группе
НОД в подготовительной группе по нравственному воспитанию «Что такое доброта?» — интегрированное
Выполнила: воспитатель Квитченко Ольга Михайловна МБДОУ Ойховский детский сад № 3 «Колокольчик» Красноярский край, Курагинский район
Цель: совершенствование нравственного представления детей о добре и зле, их важности в жизни людей.
Задачи
Образовательные:
- формировать умение детей оценивать поступки окружающих, понимать причины этих поступков, в том числе с опорой на сюжетные картинки
- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи
- активизировать словарь детей (добро, радость, счастье, забота, внимание)
- учить выбирать цветовую гамму, форму для отражения понятий добро и зло
- учить конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством обиды, злости
- содействовать посредствам музыки возникновению чувства доброты к близкому окружению
- подвести детей к пониманию доброты как основы взаимоотношений между людьми
- формировать представление о том, что доброта, есть проявление души
- формировать умение работать в коллективе.
Скачать конспект
Скачать презентацию
Развивающие:
- стимулировать развитие речевого общения, мыслительных способностей детей
- развивать умение наблюдать, выделять, сравнивать, анализировать
- способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей.
Воспитательные:
- воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребность в дружеских взаимоотношениях
- воспитывать стремление совершать добрые дела.
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально- коммуникативное, художественно- эстетическое.
Методы и приёмы:
Наглядные: иллюстративный материал, использование ИКТ
Словесные: чтение и обсуждение сказки «Ежиха-портниха», беседа, поощрение, словесные игры
Практические: работа в паре, дидактические игры
Формы работы:
Игровая.
Словарная работа: активизировать словарь по теме.
Предварительная работа.
Чтение детям сказок, обсуждение мультфильмов, беседы на нравственные темы, рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, обыгрывание ситуаций, составление детьми рассказов из личного опыта, прослушивание песен и стихов о добре и дружбе
Орг момент
|
Солнышко встало, пришел новый день Дорогие ребята, всем добрый день!
Сегодня к нам пожаловали гости.
Давайте улыбнемся и поздороваемся с ними.
|
Дети заходят в зал (Звучит музыка «Доброта» (минусовка из мультфильма «Фунтик и его друзья»)
|
Психологическое упражнение «Прикосновение к обиде»
|
Я желаю вам и доброго дня, и бережного отношения друг к другу.
А если с утра вы на кого-то обиделись или рассердились, или поссорились с кем-то, и вашему сердечку тяжело, то мы сейчас это исправим.
Представьте, что эти темные листочки - это обиды, ссоры, капризы, злость, плохое настроение. Возьмите и крепко сомните все плохое в комочек, бросьте в мешочек, я его закрою и спрячу.
|
Раздаю листочки чёрной бумаги.
|
Чтение сказки
|
Ребята, недавно я прочитала сказку Анны Лопатиной «Ежиха-портниха». Эту сказку я раньше никогда не слышала, она мне очень понравилась, и я предлагаю вам ее послушать. Хотите?
А вы знаете, кто такой портной? (Это человек, который шьет новую одежду или чинит старую).
Итак, сказка (на экране иллюстрации к сказке)
Жила-была в лесу ежиха-портниха. Ни минуты у нее спокойной не было: то зайцам шила новые шубки на зиму, то белкам шапочки. Даже кустам и деревьям помогала. Обдерет кто-нибудь кору, оборвет листья, - плачут деревья и кусты, зовут Ежиху. Она тут как тут, пришьет кору и листья на место, и все прирастает моментально. Видно, иголки и нитки у Ежихи были волшебные. Дело в том, что иголки она сама у себя брала: очень удобно, и никуда ходить не надо – иголки-то на спине! Однажды заказов у Ежихи было так много, что она просто с ног сбилась. Уже стемнело, когда Ежиха поспешила в овраг, где ее олениха с олененком ждали. Олененок пробегал сквозь колючие кусты и порвал свою шкурку. Мама-олениха очень волновалась за сыночка. Однако, увидев Ежиху, проговорила: - Уходи отсюда, неизвестный зверь, здесь мой сыночек лежит, у него шкурка порвана. Мы Ежиху-портниху ждем. Ежиха удивилась: - Ты что, олениха, я и есть Ежиха и спешу к вам. - Ой, извини, Ежиха, я обозналась, да ведь это немудрено. Я привыкла к ежам с иголками, а у тебя одна единственная иголка посреди спины торчит.
Тут только поняла Ежиха, что все свои иголки истратила, но переживать ей некогда было. Она выдернула последнюю иголку, и через минуту шкурка олененка была аккуратно зашита.
- Мама, - сказал олененок, - у меня больше не болит бок. А потом испуганно уставился на Ежиху: - Ой, это кто? Олениха сердито шикнула на него: - Это же Ежиха. Она тебе шкурку зашила. Вместо того чтобы глупости спрашивать, лучше спасибо ей скажи. - Но мама, я же не знал, что Ежихи такие голые бывают, я думал - они в иголках. Дальше Ежиха не слушала. Грустная, она выбралась из оврага, спряталась под деревом и тихо заплакала.
|
Дети сидят на стульях
На экране иллюстрации к сказке
|
Беседа по сказке
|
-Какой была Ежиха? (доброй)
В чем проявлялась ее доброта? (В поступках, делах)
-Почему она загрустила? (она осталась без иголок и уже не могла делать добрые дела)
- Ежиха отдала последнее, что у нее было, то есть она пожертвовала своими иголками ради других.
-Ребята, сказка грустная или весёлая? (грустная)
Вам жалко Ежиху?
|
|
Определение цели путешествия
|
В конце сказки автор пишет: так бы и сидела Ежиха под деревом, плакала, если бы не деревья да звери лесные. Они знали, что за добро добром платят. Побежали они в сказочную страну добра. Встретила их Фея добра и сказала: Если вы хотите, чтобы у Ежихи появились новые иголки, вам нужно выполнить мои задания и рассказать, что такое добро, в чем оно заключается?
А вы, ребята, хотели бы помочь Ежихе?
Тогда в путь, в Страну Добра!
Чтобы в неё попасть надо пройти в волшебную дверь (деревянные стойки, украшенные) дети проходят в ворота
|
Идут под музыку - песня «Дорогою добра»
|
Физминутка
|
И вот мы в Стране Добра. Все, кто сюда приходят, сначала, по указу феи, исполняют танец доброты
|
Танец под музыку Барбарики «Что такое доброта»
|
1. Дидактическая игра «Дерево доброты».
|
Первое задание Обозначено цифрой 1
Это дерево необыкновенное. Каждый листочек на дереве – это слово. Но, к сожалению, люди стали произносить слова, которые приносят грусть, разочарование, совершать поступки, которые приносят боль. И листья от этого потемнели. Чтобы восстановить их цвет, надо заменить плохие слова на хорошие.
Злой- добрый
Грустный- весёлый
Плакать- смеяться
Огорчать- радовать
Сломать- починить
Обидеть- пожалеть
Забрать- отдать
Ругать- хвалить
Враг- друг
Молодцы, ребята, старайтесь говорить как можно больше добрых слов. Есть такая пословица - доброе слово и кошке приятно
Вы помогли дереву стать прежним. За это фея доброты дает Ежихе несколько иголок.
|
Дети подходят к дереву
У Ежихи появляются иголки
|
2. Игра «Угадай сказочного героя».
|
Ищем задание под цифрой 2
- Да, непросто, оказывается, быть добрым, вежливым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только родители, воспитатели, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках добро всегда побеждает зло.
Для выполнения следующего задания разделитесь на пары. Возьмите картинки с изображением сказочных героев (карточки перевернуты). Оцените характер героя и подберите к его поступкам предмет (солнце, туча, цветок, огонь, молния, дом, радуга, избушка на курьих ножках)
(Кощей Бессмертный, Доктор Айболит, Старуха Шапокляк, Золушка,).
- Ребята, вы сумели оценить характер, поступки сказочных героев. Справились с заданием. И у Ежихи появилось еще несколько иголок.
|
Дети по желанию разделяются на пары, выбирают картинку
У Ежихи появляются иголки
|
Как бы я поступил?
|
Следующее задание №3
Добро и зло всегда идут рядом. Поэтому важно оценивать не только чужие поступки, но и свои.
Давайте посмотрим на картинки и расскажем, что на них изображено, и что бы вы сделали на месте детей.
Молодцы, ребята, я рада, что в подобных ситуациях вы не поступите так, как делают это дети на картинках. Всегда помните пословицу: «Жизнь дана на добрые дела».
|
Дети садятся на стулья.
На проекторе появляются
картинки-ситуации.
У Ежихи появляются иголки.
|
Музыка о добре
|
Задание №4
Хорошие поступки нам помогает совершать музыка.
- Как вы это сможете доказать? (Ответы детей)
Добрая, удивительная, она отвлекает от плохим мыслей, развевает горечь и боль.
Песню о доброте нам споет Юля.
|
Юля поет песню.
На экране видео – картинки о добре
|
Итог. Рефлексия
Возвращение
|
Посмотрите на Ежиху – на ней снова все иголки.
Что это значит? (Мы смогли выполнить все задания.)
Так в чем же заключается доброта? (В словах, в характере, в поступках, в музыке)
В народе говорят: «Делай добро, и оно к тебе обязательно вернется».
А нам пора возвращаться в группу.
А я хочу сказать, что мы смогли помочь Ежихе, потому что у нас есть особое добро. Это добро души, добро сердца. И поэтому черные бумажки исчезли, и превратились ….Посмотрите, во что они превратились. (Достаю мешочек с сердечками, раздаю их детям). Сердца эти не простые. В каждом большом сердце спрятаны маленькие сердца, как символ того, что мы можем подарить кому-то свое добро. (Дети по желанию дарят маленькие сердца гостям, друзьям).
Занятие окончено.
|
У Ежихи появляются все иголки
«Доброта» (минусовка из мультфильма «Фунтик и его друзья») Звучит музыка
|
|