Мини-музеи как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Кадникова Татьяна Георгиевна | |||
12.12.2023 09:12 | |||
Мини-музеи как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Кадникова Татьяна Георгиевна воспитатель, МАДОУ детский сад «Радость» комбинированного вида – СП детский сад №30. г. Нижний Тагил, Детство – это открытие мира: появление чувства сопричастности к своей семье, городу, стране. Доступно ли дошкольникам чувство патриотизма? Дети любят родителей — семью, родной город — свою малую Родину: это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. (рисунок 1) У каждого народа есть национальная память. Необходимо сохранять традиционные праздники, фольклор, художественные промыслы, декоративно-прикладное искусство, в которых бережно сохранены культурные достижения нашего народа. Формирование у детей интереса к русским народным традициям, умения различать их специфику, воспитание уважения к историческому наследию России – важные задачи воспитания и обучения на современном этапе. (рисунок 2)
В своей работе по патриотическому воспитанию активно использую метод музейной педагогики, который включает в себя элементы проектной и игровой деятельности, информационно-коммуникационные технологии. (рисунок 3) Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере дошкольного воспитания. Задача педагога воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающим, любовь к родной природе, семье, городу, Родине. Метод мини-музеев предполагает создание специально организованной предметно-пространственной средыкак средства формирования элементарных представлений дошкольников об окружающем мире, национальных традициях и особенностях. Многие родители убеждены, что дошкольнику еще рано посещать музеи, что ребёнку сложно воспринимать информацию на экскурсии. Именно тут на помощь приходят мини-музеи, созданные на базе дошкольного учреждения. Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Ребята могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, устраивать экскурсии для сотрудников и детей младшего возраста. В настоящих музеях трогать экспонаты нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! (рисунок 4) Такой музей можно посещать каждый день, самому менять и переставлять экспонаты, брать предметы в руки и рассматривать. Здесь ребенок – соавтор и творец экспозиции. Каждый мини-музей — результат совместной работы воспитателя, детей и родителей. В настоящее время мы с воспитанниками создаем в нашей группе мини-музей: «Русь деревянная», который включает в себя разделы — «Зимние праздники и традиции», «Деревянная посуда» и др. Ранее был создан мини-музей «Русская изба» посредством которого дети знакомились с русским народным бытом, традиционными ремёслами, народной игрушкой икостюмом. Данный музей включал в себя несколько разделов: «Печь-кормилица», «Русские праздники в пору осеннего равноденствия», «Традиции русского чаепития». Дети узнали о празднике «Осенины» (Праздник последнего снопа). Были проведены ярмарки «Покровская» и «Кузьминская», товар для которых был сделан руками детей. Детям очень понравилось облачаться в традиционный русский народный костюм: косоворотки и сарафаны! (рисунок 5) Во время знакомства с традициями русского чаепития было устроено чаепитие с настоящим самоваром, чашками и блюдцами. Ребята побывали в роли гостеприимной хозяйки, главы семейства, долгожданного гостя, узнали, кому в первую очередь подносилась кружка с ароматным чаем. (рисунок 6) В настоящее время дети погрузились в волшебный мир зимних традиционных праздников: Рождество, Колядки, Крещение. За каждым словом стоит многовековая история, которую детям предстоит узнать. Создание мини-музеев сформировало у детей и родителей потребность посещения музеев нашего города. Сколько интересных фактов истории — изобретений и изобретателей Нижнего Тагила- узнали дети в музее Черепановых. И не только дети, но и родители. Ребята с интересом смотрели театр теней, инсценирующий рождениенашего города в Краеведческом музее. Квест в музее природы и охраны окружающей средыпозволил не просто изучать и исследовать музейные экспонаты, но и играть с ними. Это еще один шаг к тому, что наши дети будут знать историю родного города, уважать традиции русского народа, в будущем станут настоящими патриотами своего Отечества, смогут сохранить то, что сберегли для них предки. Литература
|