Благотворительные акции как продуктивные организационно-педагогические формы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Ильина Олеся Сергеевна | |||
12.12.2023 09:00 | |||
Благотворительные акции как продуктивные организационно-педагогические формы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Ильина Олеся Сергеевна, педагог дополнительного образования по основам православной культуры МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №54» г. Курска Давая характеристику дошкольному возрасту, Д.Б. Эльконин выделяет "стремление ребёнка к самостоятельности", которое реализуется в идеальной форме совместной со взрослыми жизни — ролевой игре [1, с. 51. ]. Таким образом, игра выступает как ведущая форма реализации и развития субъектности ребёнка-дошкольника, как ведущая деятельность. Игру дополняют общение и продуктивная деятельность в разных ее видах, которые также выделяются в качестве характерных и существенных для дошкольного возраста [2]. Близкий взгляд на данный период детства представлен и в периодизации развития, предложенной В.И. Слободчиковым и Г.А. Цукерман [3]. В ней субъектность задана как основной вектор развития человека, а ребёнок-дошкольник характеризуется интенцией (коммуникативным намерением) к освоению "собственной отдельности и единичной самости" в рамках сложившейся общности со взрослыми при активном и самостоятельном поддержании этой общности.
Важно так же отметить концепцию Э.Эриксона [4], который характеризует данный период детства становлением у ребенка инициативности, а также процессами "подтверждения" на новом жизненном материале психологических завоеваний предыдущих возрастов — базисного доверия и самостоятельности. Причем успешное протекание этих процессов "второго плана" задаёт благоприятный психологический фон жизнедеятельности ребенка и выступает существенным условием нормального разрешения главной возрастной задачи. Важным средством решения этих задач в современном детском саду может стать духовно-нравственное воспитание в детском саду, которое должно быть направлено на развитие личностных качеств дошкольников, таких как: 1) когнитивные показатели, получаемые из внешнего мира; 2) эмоционально-волевая регуляция (желания), характеристики внутреннего мира; 3) деятельностные показатели (внешние характеристики). В деле духовно-нравственного воспитания детей-дошкольников очень важен поиск их наиболее результативных форм и методов, каковыми являются благотворительные акции. Благотворительность на Руси появилась с принятием христианства. Киевский князь Владимир личным примером заложил основу благотворительности в стране на многие века. Он постановил отдавать десятую часть доходов на содержание храмов, монастырей и больниц. Оказание помощи неимущим было продолжено представителями династии Романовых. Императрица Александра Фёдоровна (святая страстотерпица) известна как главная устроительница благотворительного базара в России, получившего название «День Белого Цветка». Впервые этот День был проведён в 1911 году для оказания помощи в лечении бедных туберкулёзных больных. Елена Васильева в поэме «Русская Голгофа» пишет: Дух праздности, безделья был в столице - О, как беспечно, праздно можно жить?!! Не по сердцу тот дух Императрице, - Всегда спешила бедным послужить! Из личных денег — сколько помогала! Бюджета не хватало на весь год! Приюты, лазареты содержала, И с нуждами к Ней шел и шел народ. Устраивала бедным мастерские, И строила больницы для детей, И слезы отирала в скорбь людские, И утешала вдов и матерей. Всех красотой душевной поражала, Чем силы зла невольно раздражала [5; С. 24. ]… В настоящее время в России, при попечении президента РФ В. В. Путина, развёрнута целая система волонтёрской и благотворительной работы. И благотворительная деятельность в последнее время органично вошла в систему не только общего, но и дошкольного образования. В данной статье нами приведён опыт определения показателей духовно-нравственного развития детей-дошкольников при организации и проведении социально-благотворительных акций в муниципальном бюджетном дошкольном учреждении «Детский сад комбинированного вида №54» г. Курска. Темы благотворительных акций фиксируются в годовом плане работы дошкольной организации на учебный год с опорой на Федеральный закон от 11. 08. 1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" [6]. В "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [7] признаётся право родителей участвовать в выборе форм, методов и содержания образования. Также утверждается право работников детских садов на профессиональное самоопределение и творческий поиск. В организации воспитательно-образовательного процесса не допустима жёсткая регламентации в пользу определения общих принципов реализации антропологического и аксиологического подходов: организации режима, построения развивающей среды и взаимодействия взрослых с ребенком. В программе духовно-нравственного воспитания определены базовые культурные содержания. Поэтому методисты и воспитатели свободны в своем педагогическом творчестве и индивидуальном подходе. Благотворительная работа выполняет функции сохранения и передачи культурных традиций общества, способствует активному духовно-нравственному развитию личности ребёнка дошкольного возраста, её гуманизации в процессе осуществления конкретного дела. Эта акция представляет собой процесс взаимодействия всех её участников с главной целью – оказание помощи на бескорыстной основе всем нуждающимся. Активными участниками акций являются воспитанники, родители и педагогический коллектив детского сада. Естественно, проведение акции оказывает влияние на всех причастных к благотворительному делу, формируя их личностные качества: общительность, открытость (доверие к людям); любовь к близким; бережное отношение к людям; доброжелательность; любовь к труду, уважение к людям труда и бережное отношение к результатам труда; трудолюбие; чувства привязанности и благодарности, послушание и правдивость; ответственность за слово и дело перед людьми (честь). Взаимодействие с семьями воспитанников создаёт условия для развития компетентности в вопросе регулирования взаимоотношений внутри каждой семьи. Социальными партнёрами нашего детского сада выступают:
Благотворительные акции в детском саду направлены на формирование представлений:
Организация совместной деятельности в рамках благотворительной акции важна для открытия мира духовно-нравственной культуры: приобщение к благодатной таинственной жизни Церкви. В ребёнке открываются высокие чувства: внимательность, душевная чуткость, чувствительность, милосердие. Родители своим примером способствуют укреплению таких качеств личности, как активность, самостоятельность, жизнерадостность, терпеливость. В нашем детском саду действуют следующие благотворительные акции: «Детский сад – детям из ДНР и ЛНР»; «Хвост трубой»; «Важные мелочи». Работа по проведению благотворительных акций включает три этапа:
Проанализировав подготовительную работу к акции «Хвост трубой» и изучив результаты анкетирования участников благого дела, можно говорить о развитии эмоциональных качеств личности, которые характерны для данной формы духовно-нравственного воспитания. Так, духовно-практические показатели: проявление высших (религиозных) чувств у ребёнка-дошкольника любви к Богу и вера в Его реальность, чувство красоты и мудрости созданного им мира – являются внешними характеристиками, тогда как чувство собственного достоинства (честность, самостоятельность и ответственность перед Богом – совесть), совестливость отражают внутренний эмоциональный мир ребёнка. С точки зрения социо-культурных показателей, заботливое и бережное отношение к рукотворному, растительному и животному миру проявляется у детей дошкольного возраста в отношении к окружающему миру как великому творению Господа. Благотворительная акция «Важные мелочи» проводится в нашем детском саду с 2020 года. Семьи наших воспитанников приняли активное участие в сборе пластиковых крышечек для реабилитации детей с ОВЗ в Курской области. На организационном этапе мы определили основные мотивационные показатели духовно-нравственного развития детей-дошкольников. Духовно-практические показатели включают: стремление к пониманию нравственных образцов, духовных значений и смыслов, подлинного назначения человеческой жизни; стремление подражать земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы как образцам; принятие Заповедей Божьих как универсальных нравственных законов в жизни каждого человека; стремление к послушанию и скромности. Социо-культурные показатели включают: приобщение к традициям православной духовной культуры и традиционному нравственному укладу жизни; желание трудиться на благо своего народа; стремление участвовать в общих делах. Социальные показатели включают: интерес, привязанность и потребность в общении; внимание к сверстникам и окружающим людям; стремление подражать старшим во взаимоотношениях с людьми; желание помогать близким; признание важности соблюдения духовных и нравственных правил общения и поведения; потребность в общении со взрослыми, общительность и умение считаться с интересами других. Психо-физиологические показатели включают: внимание и наблюдательность; открытость к окружающему миру, доверие. И здесь следует описать более подробно деятельностные показатели духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста, которые включают формирование рассуждения и самоанализа; включённость в духовную жизнь. Социо-культурные показатели включают: включенность в народную культуру; труд на общее благо; проявление трудолюбия; проявление ответственности; празднование в семье традиционных праздников; освоение детьми правил доброй, совестливой жизни; соблюдение моральных норм и правил: внимание, доверие, сочувствие, уважение и послушание, помощь родителям и другим людям; навыки доброжелательного и добродетельного поведения, способность к сопереживанию, сорадования и адекватному проявлению этих чувств; владение навыками общения со сверстниками и взрослыми; умение считаться с интересами других людей; проявление сочувствия, взаимопомощи и милосердия; навыки трудолюбия, привычки к занятиям, полезной деятельности, непраздному проведению времени. Психо-физиологические показатели включают: проявление терпеливости и организованности; навыки усидчивости и аккуратности в работе; умение доводить начатое дело до конца. Таким образом, участие детей дошкольного возраста в благотворительных акциях детского сада – это полноценный процесс приобщения к основам духовно-нравственной культуры в дошкольной образовательной организации. Привлечение родителей воспитанников к благому делу воссоздаёт начало соборности и способствует преодолению социального отчуждения в обществе. Заинтересованность педагогов в проведении благотворительных акций и их желание продолжать эту работу с социальными партнёрами организации, даёт уверенность в том, что это столь необходимая для духовно-нравственного развития детей работа будет продолжена. Список источников и литературы
|