Методики исследования формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Таценко Екатерина Владимировна | |||
02.12.2023 06:14 | |||
Методики исследования формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Таценко Екатерина Владимировна Воспитатель МДОУ «Детский сад № 23 с. Таврово» Формирование нравственных качеств является одной из важнейших проблем современного общества. Проблема воспитания нравственных качеств в подрастающем поколении не ослабевают вот уже на протяжении долгого времени, а в современном обществе приобретает особую актуальность из-за изменения приоритетов общественного сознания. Формирование нравственных качеств личности всегда являлось и является одной из важнейших проблем педагогической науки. Поскольку формирование нравственных качеств – это важная задача нравственного воспитания. Исходя из актуальности проблемы, в индивидуальной работе с детьми, предлагаем провести разработанные следующие методики исследования: - беседа с детьми о вежливости, рекомендованная Г.П. Лаврентьевой, с целью выявления представления детей о вежливости. Диагностическая методика «Беседа о вежливости»
Автор Г.П. Лаврентьева Цель: выяснить знают ли дети вежливые слова, осознают ли их смысл и необходимость употребления. Методика проведения Беседа о вежливости с каждым ребенком проводится индивидуально. В ходе беседы детям предлагается ответить на следующие вопросы:
Для оценки ответов детей используются следующие критерии: Высокий уровень: 6-7 баллов. Средний уровень: 4-5 балла. Низкий уровень: 0-3 балла. Каждый правильный ответ ребенка оценивается в один балл. По общему количеству полученных баллов: Высокий уровень от 42 до 49 баллов. Средний уровень: от 28 до 41 балла Низкий уровень: ниже 28 баллов - игра «Добрый тот, кто...» (авторы Н.Л. Проколиенко, В.К. Котырло) с целью выявления умения понимания детьми отдельного нравственного качества — доброты. Игра «Закончи предложение» Авторы Н.Л. Проколиенко, В.К. Котырло Цель игры: выявить понимание детьми отдельного нравственного качества — доброты. Методика проведения: Каждому ребенку предлагается закончить фразу: «Добрый тот, кто…» Критерии оценки: Высокий уровень — обобщенные представления о доброте. Средний уровень – объясняет понятие доброты через конкретные действия. Низкий уровень – неверное толкование понятия доброты. - методика «Закончи историю» (модифицированный вариант ситуаций Р.М. Калининой) с целью изучения понимания детьми таких нравственных норм, как доброта, щедрость, злость, жадность, справедливость. Методика «Закончи историю» (модифицированный вариант ситуаций Р.М. Калининой) Цель: изучение понимания детьми старшего дошкольного возраста таких нравственных норм, как доброта — злость, щедрость — жадность, трудолюбие — лень, правдивость — лживость. Предъявление задания. В индивидуальной беседе с ребенком ему предлагается продолжить каждую из предлагаемых историй, ответить на вопросы ( «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи»). После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке). История 1. У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал... Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему? После первой истории ребенку задаются вопросы: «Как ты думаешь, какое настроение было сначала у девочки? Почему? А потом оно изменилось? Почему?» История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему? История 3. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему? История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Петя ответил... Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему? Все ответы детей, по возможности дословно, фиксируются в протоколе. Обработка результатов. 4 баллов — ребенок не может оценить поступки детей. 5 баллов — ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее и плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует. 6 баллов — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку. 7 баллов — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
|