Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методики исследования формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Нравственное воспитание
Автор: Таценко Екатерина Владимировна   
02.12.2023 06:14

Методики исследования формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.Методики исследования формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Таценко Екатерина Владимировна Воспитатель МДОУ «Детский сад № 23 с. Таврово»

Формирование нравственных качеств является одной из важнейших проблем современного общества.

Проблема воспитания нравственных качеств в подрастающем поколении не ослабевают вот уже на протяжении долгого времени, а в современном обществе приобретает особую актуальность из-за изменения приоритетов общественного сознания.

Формирование нравственных качеств личности всегда являлось и является одной из важнейших проблем педагогической науки. Поскольку формирование нравственных качеств – это важная задача нравственного воспитания.

Исходя из актуальности проблемы, в индивидуальной работе с детьми, предлагаем провести разработанные следующие методики исследования:

- беседа с детьми о вежливости, рекомендованная Г.П. Лаврентьевой, с целью выявления представления детей о вежливости.

Диагностическая методика «Беседа о вежливости»

 

Автор Г.П. Лаврентьева

Цель: выяснить знают ли дети вежливые слова, осознают ли их смысл и необходимость употребления.

Методика проведения

Беседа о вежливости с каждым ребенком проводится индивидуально. В ходе беседы детям предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Какого человека называют вежливым?
  2. Знаешь ли ты вежливые слова? Какие?
  3. Какие слова мы говорим утром, когда приходим в детский сад и вечером, когда уходим домой.
  4. Когда мы говорим слова «пожалуйста», «спасибо»?
  5. Если ты кого-то обидел, что нужно сказать?
  6. Назови сказки, стихи, рассказы, в которых рассказывается о вежливости?
  7. Считаешь ли ты себя вежливым? Почему?

Для оценки ответов детей используются следующие критерии:

Высокий уровень: 6-7 баллов.

Средний уровень: 4-5 балла.

Низкий уровень: 0-3 балла.

Каждый правильный ответ ребенка оценивается в один балл.

По общему количеству полученных баллов:

Высокий уровень от 42 до 49 баллов.

Средний уровень: от 28 до 41 балла

Низкий уровень: ниже 28 баллов

- игра «Добрый тот, кто...» (авторы Н.Л. Проколиенко, В.К. Котырло) с целью выявления умения понимания детьми отдельного нравственного качества — доброты.

Игра «Закончи предложение»

Авторы Н.Л. Проколиенко, В.К. Котырло

Цель игры: выявить понимание детьми отдельного нравственного качества — доброты.

Методика проведения: Каждому ребенку предлагается закончить фразу: «Добрый тот, кто…»

Критерии оценки:

Высокий уровень — обобщенные представления о доброте.

Средний уровень – объясняет понятие доброты через конкретные действия.

Низкий уровень – неверное толкование понятия доброты.

- методика «Закончи историю» (модифицированный вариант ситуаций Р.М. Калининой) с целью изучения понимания детьми таких нравственных норм, как доброта, щедрость, злость, жадность, справедливость.

Методика «Закончи историю»

(модифицированный вариант ситуаций Р.М. Калининой)

Цель: изучение понимания детьми старшего дошкольного возраста таких нравственных норм, как доброта — злость, щедрость — жадность, трудолюбие — лень, правдивость — лживость.

Предъявление задания. В индивидуальной беседе с ребенком ему предлагается продолжить каждую из предлагаемых историй, ответить на вопросы ( «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи»). После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).

История 1. У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал... Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?

После первой истории ребенку задаются вопросы: «Как ты думаешь, какое настроение было сначала у девочки? Почему? А потом оно изменилось? Почему?»

История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История 3. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Петя ответил... Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Все ответы детей, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов.

4 баллов — ребенок не может оценить поступки детей.

5 баллов — ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее и плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

6 баллов — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

7 баллов — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год