Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование духовно-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста через музейные технологии
Нравственное воспитание
Автор: Парфенова Ирина Григорьевна   
23.10.2023 20:39

Формирование духовно-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста через музейные технологииФормирование духовно-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста через музейные технологии

Тематическое направление: «Успешные практики педагогической деятельности воспитателей в рамках реализации ФГОС ДО (сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей)»

И.Г. Парфенова, воспитатель дошкольного отделения БМАОУ СОШ №29 «Школа на твоем берегу», п. Старопышминск, г. Березовский Свердловской области

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию наш опыт работы на тему «Формирование духовно-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возрастачерез музейные технологии».

 

Скачать конспект

Важным направлением воспитания детей дошкольного возраста является формирование духовно-нравственных качеств. Такая работа проводится нами в тесной связи с патриотическим воспитанием детей, расширением представлений об истории и культуре России, ценностях народов, проживающих в нашей стране.

Выбор темы обоснован тем, что духовно-нравственные качества являются основой личности, любящей свою Родину и людей вокруг себя, уважающей историю и традиции нашей страны.

Вопросам духовно-нравственного воспитания уделяется большое внимание на государственном уровне. В 2022 году в России были утверждены Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. В своей работе мы руководствуемся данным документом. Также следует отметить, что с 2023 года в детских садах России вводится Федеральная образовательная программа дошкольного образования, в которой в качестве цели обозначено разностороннее развитие детей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

В связи с этим, данная тема является актуальной.

В настоящее время в практике дошкольного воспитания и образования существуют следующие проблемы и противоречия: основное внимание уделяется подготовке детей к школе, а знакомство с духовно-нравственными ценностями российского народа осуществляется, на наш взгляд, недостаточно. Поэтому необходимо усиление работы в данном направлении.

В своей работе в целях формирования духовно-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста мы решаем следующие основные задачи:

  1. расширять представления детей о народных промыслах народов России и Урала, предметах русского быта, народных традициях и фольклоре;
  2. воспитывать у детей любовь к традициям России;
  3. развивать у детей познавательный интерес.

В ходе работы мы применяем разнообразные формы, методы и приемы работы. Применяем игровой, словесный и наглядный метод. Среди эффективных форм приобщения к духовно-нравственным ценностям считаем организацию продуктивной деятельности детей (рисование, лепка и аппликация), в ходе которой дети знакомятся с традициями изобразительного народного творчества. Также эффективными формами работы считаем беседы с детьми, показ иллюстраций, приобщение детей к созданию музея о народном быте и культуре.

Для формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольников мы создаем следующие организационно-педагогические условия:

  1. создание разнообразной предметно-пространственной среды;
  2. применение форм и методов работы, вызывающих интерес у детей;
  3. активно вовлечение дошкольников в проектную деятельность.

Более подробно рассмотрим применение нами музейной педагогики, систему конкретных педагогических действий в данном направлении. В течение года дети знакомятся с культурой и народными традициями, принимают участие в проекте «Народные промыслы России и Урала», а итоговым продуктом этой деятельности является созданный нами вместе с детьми и родителями дошкольников мини-музей «Русский быт».

Необходимо отметить, что основной мотивацией деятельности детей является то, что дети создают отдельные экспонаты для музея и выставок, тем самым дети чувствуют свою причастность к общему важному делу – созданию музея. Дети вместе со своими родителями создают экспонаты для музея, а также дети проводят экскурсии в музее.

В процессе создания музея и знакомства детей с народными промыслами происходит интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие». Рассмотрим на конкретных примерах более подробно, как это происходит.

Большое внимание мы уделяем знакомству детей с народным декоративным творчеством. Например, дети познакомились с хохломской росписью. Дети узнали о том, какие цветовые решения и узоры характерны для этого вида росписи, а также об истории ее происхождения. Нами была организована продуктивная творческая деятельности детей. В частности, дошкольники под нашим руководством создавали рисунки с хохломской росписью. Кроме того, мы рассматривали с детьми альбом с марками, рассказали детям о том, для чего нужны марки, а потом дети сами создавали марки с хохломской росписью, которые клеили на конверты.

Отдельный блок занятий был посвящен знакомству детей с русским народным промыслом гжель. Дети расписывали гжелью самовар, чашки и блюдце. Также в этом стиле дети создали подарки для своих родителей.

Мы познакомили детей с жостовской росписью – народным художественным промыслом росписи кованых подносов. Дети узнали о том, что основной мотив этой росписи – цветочный букет. Дошкольники под нашим руководством расписывали поднос в этом стиле.

В процессе знакомства детей с народными промыслами мы не только расширяем представления дошкольников о художественном творчестве, но и обращаем внимание детей на красоту узоров, украшенные ими предметы быта, а также осуществляем патриотическое воспитание. Например, в ходе знакомства с городецкой росписью дети из узоров оформляли газету ко Дню Победы. Кроме того, дети самостоятельно создавали салфетки в стиле городецкой росписи, приклеивали изображения на салфетки.

Мы познакомили детей также с мезенской росписью по дереву. Дети узнали о том, что это тип росписи домашней утвари, а характерные цвета – красный и желтый.

По итогам знакомства детей с народными промыслами нами были организованы выставки детских работ отдельно по каждому виду художественной росписи. Кроме того, детские работы являются составной частью мини-музея, созданного в нашем детском саду. Осознание того, что дети создают не просто поделки и рисунки, а экспонаты для музея, придавало им дополнительную мотивацию к тому, чтобы узнавать новое, стараться выполнить работу качественно, аккуратно.

В течение всего года дети изучали русские народные промыслы, которые зародились в разных регионах России. Дети учились понимать отличительные особенности каждого вида росписи, а также создавать узоры самостоятельно и под нами руководством.

В работу по формированию у детей духовно-нравственных ценностей мы также включаем региональный компонент. Считаем, что дети должны также знать традиции и культуру, которые сформировались в нашем регионе. В связи с этим на май 2023 года запланировано знакомство детей с уральской росписью, которая известна по всей России. Дети не только узнают об особенностях этой росписи, но и сами распишут предметы быта в таком стиле. Выездное занятие состоится при поддержке родителей в музее деревянного зодчества в городе Нижняя Синячиха. Дети увидят оригинальную роспись, которую сохранил для нас М.Д. Самойлов. Надеемся, что такое выездное занятие оставит яркие впечатления у детей.

Важным элементом нашей работы по формированию у детей духовно-нравственных ценностей является мини-музей «Русский быт». Дети знакомятся с предметами народного быта, вместе с родителями участвуют в пополнении музея новыми экспонатами, а также проводят в музее экскурсии для других детей и взрослых (гостей музея).

Наш мини-музей стилизован под русскую избу. В музее представлены такие экспонаты, как макет русской печи, матрешки, лавка, прялка, самовар, расписанная в народных стилях посуда, народные куклы, народные костюмы, дымковские игрушки, глиняные горшки, детские работы и многое другое.

Одним из интересных экспонатов нашего музея являются инсталляции, созданные родителями дошкольников. В инсталляциях представлены сцены из русской народной жизни: в деревенской избе женщины прядут пряжу, вяжут лапти, изготавливают глиняные горшки на станке.

Рассмотрим подробнее, как дети проводят экскурсии для гостей музея.

Экскурсию проводят одновременно 7-8 детей, каждый рассказывает о выбранном экспонате. Экскурсия представляет собой своего рода театрализованное представление, так как дети в народных костюмах в ходе экскурсии поют песни, играют на народных музыкальных инструментах, загадывают загадки, рассказывают пословицы, угощают гостей пирожками, качают куклу в колыбели. Проведение экскурсий в таком формате вызывает большой интерес у самих детей, проводящих экскурсию, а также у гостей музея.

В ходе экскурсии дети рассказывают гостям о том, что избы добротные, теплые, резные, в них лавки расписные. В каждой избе есть красный угол – самое красивое место в доме, которое видно, когда заходишь в избу. В красный угол приглашают гостей на чай и пироги.

Во время экскурсии дошкольники загадывают гостям музея загадки о предметах народного быта, которые являются частью народной культуры. Например, «Выпускает жаркий пар древний чайник…» (самовар). Дети рассказывают о том, что за самоваром общалась вся крестьянская семья, пили чай с медом, блинами и пирогами. Дети узнали и рассказали, что самовар в народной традиции – это символ домашнего уюта, семейного покоя и добра.

Дети в ходе экскурсии рассказывают о таком занятии, как прядение. Загадывают загадку: «Что за барыня такая? В гребень шерсть она берет, Тонкой ниточкой пушистой Деткам пряжу отдает?» (прялка). Дети во время экскурсии рассказывают, что долгими зимними вечерами хозяйки пряли нити пряжи и вязали одежду.

В ходе экскурсии дошкольники показывают гостям напольную колыбельку из дерева, в которой мамы качали своих деток и пели колыбельные песни. Девочки качают колыбельку с куклой и поют «Баю-баюшки-баю…».

Дошкольники во время экскурсии знакомят гостей с народной посудой, в том числе с расписными ложками, загадывают загадки, рассказывают о традициях. Дети рассказывают о том, что в крестьянской семье у каждого члена семьи была своя деревянная ложка. Дети рассказывают поговорку ( «Запасливый гость без ложки не ходит») и под музыкальное сопровождение играют на расписных деревянных ложках.

Центральным элементом нашего мини-музея в детском саду является макет печи. Дети в ходе экскурсии рассказывают, что печка – это сердце дома, она кормила всю семью, обогревала дом, на ней спали маленькие детки и пожилые люди, на печке сушили одежду. Печку еще называют деревенской кормилицей. В завершение экскурсии дошкольники показывают, как в корыте рубили капусту и угощают гостей музея пирожками.

Рассмотрим результативность нашей педагогической деятельности по формированию у дошкольников духовно-нравственных ценностей личности. Чтобы оценить эффективность нашей работы по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, мы применяем следующие инструменты: проводим с детьми беседы и осуществляем наблюдение за деятельностью детей в ходе занятий и проведения экскурсий. В ходе оценки мы применяли следующие показатели: 1) интерес к народной культуре; 2) знания о традициях и народных промыслах; 3) патриотические чувства и любовь к своей стране и народной культуре. Каждый показатель оценивался по следующим критериям: высокий, средний или низкий уровень.

Первичная диагностика осуществлялась в сентябре 2022 года, повторная диагностика – в мае 2023 года. Результаты в конце учебного 2022-2023 года показали, что у детей значительно повысился уровень интереса к народной культуре (с 25% до 80%), сформированы широкие знания о традициях и народных промыслах (с 30% до 85%), дети проявляют любовь и уважительное отношение к традициям.

Таким образом, музейные технологии и знакомство детей с народными промыслами, бытом, народной культурой являются эффективным средством духовно-нравственного воспитания детей, воспитания патриотических чувств и любви к своей стране и народной культуре.

Спасибо за внимание!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год