Формирование духовно-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста через музейные технологии |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Парфенова Ирина Григорьевна | |||
23.10.2023 20:39 | |||
Формирование духовно-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста через музейные технологии Тематическое направление: «Успешные практики педагогической деятельности воспитателей в рамках реализации ФГОС ДО (сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей)» И.Г. Парфенова, воспитатель дошкольного отделения БМАОУ СОШ №29 «Школа на твоем берегу», п. Старопышминск, г. Березовский Свердловской области Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию наш опыт работы на тему «Формирование духовно-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возрастачерез музейные технологии».
Важным направлением воспитания детей дошкольного возраста является формирование духовно-нравственных качеств. Такая работа проводится нами в тесной связи с патриотическим воспитанием детей, расширением представлений об истории и культуре России, ценностях народов, проживающих в нашей стране. Выбор темы обоснован тем, что духовно-нравственные качества являются основой личности, любящей свою Родину и людей вокруг себя, уважающей историю и традиции нашей страны. Вопросам духовно-нравственного воспитания уделяется большое внимание на государственном уровне. В 2022 году в России были утверждены Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. В своей работе мы руководствуемся данным документом. Также следует отметить, что с 2023 года в детских садах России вводится Федеральная образовательная программа дошкольного образования, в которой в качестве цели обозначено разностороннее развитие детей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. В связи с этим, данная тема является актуальной. В настоящее время в практике дошкольного воспитания и образования существуют следующие проблемы и противоречия: основное внимание уделяется подготовке детей к школе, а знакомство с духовно-нравственными ценностями российского народа осуществляется, на наш взгляд, недостаточно. Поэтому необходимо усиление работы в данном направлении. В своей работе в целях формирования духовно-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста мы решаем следующие основные задачи:
В ходе работы мы применяем разнообразные формы, методы и приемы работы. Применяем игровой, словесный и наглядный метод. Среди эффективных форм приобщения к духовно-нравственным ценностям считаем организацию продуктивной деятельности детей (рисование, лепка и аппликация), в ходе которой дети знакомятся с традициями изобразительного народного творчества. Также эффективными формами работы считаем беседы с детьми, показ иллюстраций, приобщение детей к созданию музея о народном быте и культуре. Для формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольников мы создаем следующие организационно-педагогические условия:
Более подробно рассмотрим применение нами музейной педагогики, систему конкретных педагогических действий в данном направлении. В течение года дети знакомятся с культурой и народными традициями, принимают участие в проекте «Народные промыслы России и Урала», а итоговым продуктом этой деятельности является созданный нами вместе с детьми и родителями дошкольников мини-музей «Русский быт». Необходимо отметить, что основной мотивацией деятельности детей является то, что дети создают отдельные экспонаты для музея и выставок, тем самым дети чувствуют свою причастность к общему важному делу – созданию музея. Дети вместе со своими родителями создают экспонаты для музея, а также дети проводят экскурсии в музее. В процессе создания музея и знакомства детей с народными промыслами происходит интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие». Рассмотрим на конкретных примерах более подробно, как это происходит. Большое внимание мы уделяем знакомству детей с народным декоративным творчеством. Например, дети познакомились с хохломской росписью. Дети узнали о том, какие цветовые решения и узоры характерны для этого вида росписи, а также об истории ее происхождения. Нами была организована продуктивная творческая деятельности детей. В частности, дошкольники под нашим руководством создавали рисунки с хохломской росписью. Кроме того, мы рассматривали с детьми альбом с марками, рассказали детям о том, для чего нужны марки, а потом дети сами создавали марки с хохломской росписью, которые клеили на конверты. Отдельный блок занятий был посвящен знакомству детей с русским народным промыслом гжель. Дети расписывали гжелью самовар, чашки и блюдце. Также в этом стиле дети создали подарки для своих родителей. Мы познакомили детей с жостовской росписью – народным художественным промыслом росписи кованых подносов. Дети узнали о том, что основной мотив этой росписи – цветочный букет. Дошкольники под нашим руководством расписывали поднос в этом стиле. В процессе знакомства детей с народными промыслами мы не только расширяем представления дошкольников о художественном творчестве, но и обращаем внимание детей на красоту узоров, украшенные ими предметы быта, а также осуществляем патриотическое воспитание. Например, в ходе знакомства с городецкой росписью дети из узоров оформляли газету ко Дню Победы. Кроме того, дети самостоятельно создавали салфетки в стиле городецкой росписи, приклеивали изображения на салфетки. Мы познакомили детей также с мезенской росписью по дереву. Дети узнали о том, что это тип росписи домашней утвари, а характерные цвета – красный и желтый. По итогам знакомства детей с народными промыслами нами были организованы выставки детских работ отдельно по каждому виду художественной росписи. Кроме того, детские работы являются составной частью мини-музея, созданного в нашем детском саду. Осознание того, что дети создают не просто поделки и рисунки, а экспонаты для музея, придавало им дополнительную мотивацию к тому, чтобы узнавать новое, стараться выполнить работу качественно, аккуратно. В течение всего года дети изучали русские народные промыслы, которые зародились в разных регионах России. Дети учились понимать отличительные особенности каждого вида росписи, а также создавать узоры самостоятельно и под нами руководством. В работу по формированию у детей духовно-нравственных ценностей мы также включаем региональный компонент. Считаем, что дети должны также знать традиции и культуру, которые сформировались в нашем регионе. В связи с этим на май 2023 года запланировано знакомство детей с уральской росписью, которая известна по всей России. Дети не только узнают об особенностях этой росписи, но и сами распишут предметы быта в таком стиле. Выездное занятие состоится при поддержке родителей в музее деревянного зодчества в городе Нижняя Синячиха. Дети увидят оригинальную роспись, которую сохранил для нас М.Д. Самойлов. Надеемся, что такое выездное занятие оставит яркие впечатления у детей. Важным элементом нашей работы по формированию у детей духовно-нравственных ценностей является мини-музей «Русский быт». Дети знакомятся с предметами народного быта, вместе с родителями участвуют в пополнении музея новыми экспонатами, а также проводят в музее экскурсии для других детей и взрослых (гостей музея). Наш мини-музей стилизован под русскую избу. В музее представлены такие экспонаты, как макет русской печи, матрешки, лавка, прялка, самовар, расписанная в народных стилях посуда, народные куклы, народные костюмы, дымковские игрушки, глиняные горшки, детские работы и многое другое. Одним из интересных экспонатов нашего музея являются инсталляции, созданные родителями дошкольников. В инсталляциях представлены сцены из русской народной жизни: в деревенской избе женщины прядут пряжу, вяжут лапти, изготавливают глиняные горшки на станке. Рассмотрим подробнее, как дети проводят экскурсии для гостей музея. Экскурсию проводят одновременно 7-8 детей, каждый рассказывает о выбранном экспонате. Экскурсия представляет собой своего рода театрализованное представление, так как дети в народных костюмах в ходе экскурсии поют песни, играют на народных музыкальных инструментах, загадывают загадки, рассказывают пословицы, угощают гостей пирожками, качают куклу в колыбели. Проведение экскурсий в таком формате вызывает большой интерес у самих детей, проводящих экскурсию, а также у гостей музея. В ходе экскурсии дети рассказывают гостям о том, что избы добротные, теплые, резные, в них лавки расписные. В каждой избе есть красный угол – самое красивое место в доме, которое видно, когда заходишь в избу. В красный угол приглашают гостей на чай и пироги. Во время экскурсии дошкольники загадывают гостям музея загадки о предметах народного быта, которые являются частью народной культуры. Например, «Выпускает жаркий пар древний чайник…» (самовар). Дети рассказывают о том, что за самоваром общалась вся крестьянская семья, пили чай с медом, блинами и пирогами. Дети узнали и рассказали, что самовар в народной традиции – это символ домашнего уюта, семейного покоя и добра. Дети в ходе экскурсии рассказывают о таком занятии, как прядение. Загадывают загадку: «Что за барыня такая? В гребень шерсть она берет, Тонкой ниточкой пушистой Деткам пряжу отдает?» (прялка). Дети во время экскурсии рассказывают, что долгими зимними вечерами хозяйки пряли нити пряжи и вязали одежду. В ходе экскурсии дошкольники показывают гостям напольную колыбельку из дерева, в которой мамы качали своих деток и пели колыбельные песни. Девочки качают колыбельку с куклой и поют «Баю-баюшки-баю…». Дошкольники во время экскурсии знакомят гостей с народной посудой, в том числе с расписными ложками, загадывают загадки, рассказывают о традициях. Дети рассказывают о том, что в крестьянской семье у каждого члена семьи была своя деревянная ложка. Дети рассказывают поговорку ( «Запасливый гость без ложки не ходит») и под музыкальное сопровождение играют на расписных деревянных ложках. Центральным элементом нашего мини-музея в детском саду является макет печи. Дети в ходе экскурсии рассказывают, что печка – это сердце дома, она кормила всю семью, обогревала дом, на ней спали маленькие детки и пожилые люди, на печке сушили одежду. Печку еще называют деревенской кормилицей. В завершение экскурсии дошкольники показывают, как в корыте рубили капусту и угощают гостей музея пирожками. Рассмотрим результативность нашей педагогической деятельности по формированию у дошкольников духовно-нравственных ценностей личности. Чтобы оценить эффективность нашей работы по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, мы применяем следующие инструменты: проводим с детьми беседы и осуществляем наблюдение за деятельностью детей в ходе занятий и проведения экскурсий. В ходе оценки мы применяли следующие показатели: 1) интерес к народной культуре; 2) знания о традициях и народных промыслах; 3) патриотические чувства и любовь к своей стране и народной культуре. Каждый показатель оценивался по следующим критериям: высокий, средний или низкий уровень. Первичная диагностика осуществлялась в сентябре 2022 года, повторная диагностика – в мае 2023 года. Результаты в конце учебного 2022-2023 года показали, что у детей значительно повысился уровень интереса к народной культуре (с 25% до 80%), сформированы широкие знания о традициях и народных промыслах (с 30% до 85%), дети проявляют любовь и уважительное отношение к традициям. Таким образом, музейные технологии и знакомство детей с народными промыслами, бытом, народной культурой являются эффективным средством духовно-нравственного воспитания детей, воспитания патриотических чувств и любви к своей стране и народной культуре. Спасибо за внимание!
|