Нравственно патриотическое воспитание дошкольников через музыкально-творческую деятельность |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Шегай Вера Александровна | |||
10.01.2023 22:05 | |||
Нравственно патриотическое воспитание дошкольников через музыкально-творческую деятельность Проблемы нравственно-патриотического воспитания особо актуальны в условиях современности. Музыкальный руководитель тоже ведет работу по воспитанию нравственности и патриотических чувств в течение всего учебного года. На нас, педагогах, лежит важная роль в становлении личности каждого ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: проще говоря, дети начинают различать, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Музыкальное искусство – это очень эффективное средство воспитательного воздействия на ребенка. Как говорил Л. Бетховен: «Музыка способна высекать огонь из души человеческой», таким образом, с музыкальным руководителем всегда очень эффективный помощник – сама музыка. На ее основе мы должны воспитывать в детях добрые чувства, прививая нравственные качества. Весьма благородная и важная задача!
Любой человек в тех или иных поступках руководствуется своими внутренними духовными качествами, понятиями морали, этики. В дошкольном образовательном учреждении * самой первой ступени образования, мы, воспитывая нравственность в детях, стремимся к формированию у ребенка:
Патриотическое чувство не появляется само по себе, ниоткуда. Это результат длительного, целенаправленного воздействия на человека, начиная с самого раннего детства. Патриотизм идут рука об руку с нравственностью и то, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, и музыкальные занятия являются неотъемлемой частью в целостном образовательном процессе дошкольника. Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Народная музыка вызывает интерес у детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. В моей деятельности дети соприкасаются с музыкальным фольклором постоянно. Русская народная музыка зачастую имеет четкую структуру, квадратность, разнообразный регистровый окрас. Она легко воспринимается детским слухом и всегда имеет яркий эмоциональный отклик у детей. Оснащенность нашего музыкального зала различными музыкальными, шумовыми, в том числе и народными инструментами дает возможность знакомить детей с ними, рассказывать об их возникновении, приемах игры, особенностях звучания и т.д. С самого начала учебного года, при подготовке к осенним праздникам в старших, подготовительных группах зачастую берётся сценарий, опирающийся именно на фольклор: «Осенние вечёрки», «В гостях у Дуняши», «Муха-Цокотуха», «Ярмарка» и так далее. Цель проводимой работы – приобщить детей к истокам народной культуры, воспитывать патриотизм и духовность на основе народного фольклора. В народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, нравственные ценности, представление о добре, красоте, храбрости, правде, трудолюбии. Фольклор является богатейшим источником патриотического воспитания детей в условиях нынешней агрессивной пропаганды иностранного уклада жизни. Подобные народные праздники проводятся в течение всего учебного года: к примеру, масленица или пасха. Мероприятия, направленные на воспитание патриотических чувств у детей, такие как День народного единства, День российского флага или День России проводятся ежегодно. Детям рассказывают о нашей Родине, о ее великой истории, о ее государственных символах, о важности сплочения. Ведь только вместе, двигаясь в одном направлении, можно справиться с трудностями и преодолеть препятствия. Огромное внимание в патриотическом воспитании детей отводится празднованию Дня Победы и музыке, отражающей события Великой Отечественной войны, величие подвига российского солдата. Песни военной тематики легко запоминаются детьми, в основном они написаны в жанре марша, содержание их созвучно с желаниями ребят быть сильными и смелыми защитниками нашей Родины. Такие песни, марши пробуждают чувство гордости за свой народ, воспитывают в ребенке мужество и стойкость. Традиционно к празднованию Дня защитника Отечества и Дня Победы с детьми в детском саду подготавливаются литературно-музыкальные композиции, праздничные выступления с приглашением в детский сад ветеранов войны и труда, детей войны. Ребята старшего дошкольного возраста с большим интересом слушают серьёзные песни о войне, с удовольствием исполняют танцы на военные темы. Патриотические произведения помогают сформировать у ребят устойчивый интерес к армии, развивают чувство восхищения героями, желание подражать им, знакомят с особенностями военной службы в мирное время, формируют представления о воинском долге. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Наше дошкольное отделение функционирует не так давно, и дети даже старшего возраста, проходя адаптацию, скучают по маме, папе. Ставший не так давно популярным День матери, который празднуется в конце ноябре, тоже является очередной ступенькой на пути к нравственному развитию. Ведь весь музыкальный и литературный материал по этой теме, вызывает в детях бурный эмоциональный отклик, как говорится «до слез». Тут и педагоги нередко пускают слезинку. Праздник и подготовка к нему учат детей любить безусловно, учат добру, нежности, благодарности. Некоторые дети впервые знакомятся с такими понятиями как «семья», «родные», «уважение», «любовь». Весной, в международный женский день 8 марта мы говорим о любви не только к маме, но и к бабушке, и к старшей сестре, и к воспитательнице. Учить детей проявлять доброту не только к окружающим людям, но и животным, проявлять великодушие, жалость. Этой теме было посвящено мероприятие ко Дню доброты, которое прошло 13 ноября. За основу были взяты биография и деятельность Юрия Куклачева. Наш детский сад посещают дети разных национальностей, некоторые испытывают огромные сложности при интеграции в наше общество. Вопросам организации образовательного процесса с детьми –инофонами был посвящен региональный семинар, прошедший в нашем образовательном комплексе. И дошкольное отделение «Мечта» также приняли участие в этом семинаре. 16 ноября в международный день толерантности был проведен концерт, где участвовали дети разных национальностей и их родители. Они читали стихи, пели песни на родном языке, исполняли народные танцы. Особым украшением праздника стали национальные костюмы. Такими мероприятиями мы учим детей терпимости, великодушию, уважительно относиться к другим народностям и национальностям. А дети-инофоны, скучающие по Родине, получили возможность на минутку очутиться в привычной среде, услышать знакомые с детства язык, мелодии, напевы. Не могу не сказать о слушании музыки на занятиях, убеждена, что слушанию необходимо уделять время на каждом занятии, предпочтение отдаю именно русским композиторам. Нельзя не отметить тот факт, что русская культура дала огромное количество известных великих композиторов. Их произведения для детей имеют яркий художественный образ, понятный для детей, который они могут себе представить, нарисовать в воображении. Ведь уже давно доказано, что воображение очень тесно связано с такими психическими процессами, как мышление, память, внимание, восприятие. Чайковский, Мусоргский, Глинка, Гречанинов, Шостакович, Лядов – их музыка учит доброте, пониманию прекрасного в жизни, в природе, в искусстве. Она учит любить Родину, знать, осмысливать и ценить её историю, её достопримечательности и ценности. Она помогает формированию гармоничной личности человека. Её исполняли, исполняют и будут исполнять. Она передаётся из поколения в поколение, и в этом залог её будущности. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – это главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Не стоит забывать о том, что наши воспитанники сегодня – это будущее страны завтра.
|