Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация на тему: «Формирование нравственных качеств личности дошкольников посредством сказки».
Нравственное воспитание
Автор: Подгорная Маргарита Валентиновна   
14.12.2022 10:09

Консультация на тему: «Формирование нравственных качеств личности дошкольников посредством сказки».Консультация на тему: «Формирование нравственных качеств личности дошкольников посредством сказки».

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Эта народная мудрость взята за основу как воспитание моральных и нравственных качеств ребенка дошкольника.

В сказках ярко отражаются отношения между людьми. Герои сказок могут быть добрыми и злыми, но добро побеждает всегда. Поэтому именно сказка позволяет ввести ребёнка в круг взаимных человеческих реакций, которые в реальной жизни не заметны. Благодаря героям сказки, ребёнок учится сопереживать, сочувствовать, преодолевать препятствия, примерять на себя внутренние качества героев сказки, в результате формируется внутренний мир ребёнка.

Чтение художественных произведений в соответствии с возрастом ребят, с учётом доступности для их понимания и интересов предполагает: беседу, игровую деятельность.

Чтение занимает не более 10-15 минут, большие тексты разбиваются на небольшие части.

 

Важно при чтении сказки обратить внимание ребят на обстоятельства сложившиеся в сказке, характер героев, на возможность изменить сложившуюся ситуацию, применить полученный опыт в познавательных играх, сопоставить полученный урок в сказке с реальной жизнью.

Наблюдая за поведением детей – воспитатель обращает внимание на их нравственные качества, напоминает им о дружелюбии, взаимовыручки, скромности, справедливости и другое. Для закрепления понимания этих качеств воспитатель предлагает воспитанникам вспомнить знакомые сказки и их героев, или прочитать по выбору ребят. Например: в средней группе читается сказка «Теремок», за тем проводится беседа о дружном поведении героев (в ходе беседы показывается настольный театр, который помогает ребятам представить персонажей сказки). С помощью вопроса «Что было дальше?» дети домысливают, что могло быть, где они стали жить, как дружно строили новый теремок. В коне беседы сделается вывод: «Хорошо, когда все живут дружно.

В старших группах один из приемов – это выбор эпизодов из знакомых сказок, в которых герои совершают неблаговидные поступки (например, Аленушка из сказки «Гуси-лебеди» оставляет братца одного). Детям предлагается дать совет сказочным героям — как им нужно поступить в этой ситуации — и мотивировать свое предложение.

Проблемные беседы по окончанию чтения на основе таких вопросов: «Как должен был вести себя герой?», «Почему так надо было себя вести?», «К чему может привести такой поступок героя?», «К чему он привел?», «Как бы ты поступил на месте героя?» — способствуют пониманию у ребят мотивации поведения героев сказки. Таким образом, у ребенка формируется уверенность в моральных качествах через литературных героев, и постепенно переносятся на личные нравственные качества.

Задача педагога на основе сказочных героев ( «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и серый волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка») аргументировано и корректно подвести ребят к реальной действительности к тому, чтобы определить, что в их коллективе не так, что нужно исправить, почему сложилась та или иная ситуация в группе.

Приём вхождения в сказку способствует выработке собственного мнения и позиции ребёнка. Важно на примере героя показать, как надо поступить в данной ситуации и почему. Ребята начинают понимать, что прежде чем сказать или сделать, надо подумать, что за этим может последовать? Как обернётся этот поступок для себя и для других людей? Примеряя на себя образ героя сказки, ребёнок испытывает его настроение, переживание, мотивацию поведения.

Систематически проводимая работа способствуют развитию у дошкольников осознания нравственных норм общества; дети понимают смысл правильного поступка и объясняют необходимость такого поведения с позиции его значимости для других людей. Например, после чтения сказки «Цветик — семицветик», ребятам старшей группы было предложено сделать цветок для группы. Прикрепляя к цветку лепестки, дети рассказывают о положительных моментах в играх, о добрых поступках в течение дня.

Постепенно идет изменение в поведении ребят, они становится советчиками, активными собеседниками, способными объяснить морально-нравственное поведение в определённой жизненной ситуации.

Воспитатели на основе сказки их героев активизируют детей в игре, так как игра тоже способствует развитию моральных качеств воспитанников, здесь важна роль воспитателя, его акцентирование внимания детей на ситуации. Например, игра «Вежливый Волк» способствует обогащению словарного запаса вежливых слов детей младшего возраста. Сказочный персонаж – игрушка волка передается из рук в руки детей, дети здороваются с ним, спрашивают о его здоровье, его делах, настроении и так далее. В свою очередь Волк становится вежливым и внимательным, учится благодарить. Таким образом, с помощью персонажа, дети начинают понимать важность чуткого отношения к ближнему, совершать положительные поступки.

В игре «Путь к дому деда Всеведа», на пути путешественников встречаются разные ситуации, которые ребёнку необходимо преодолеть — дать правильный ответ, чтобы продолжить путь.

Игра «Микрофон правды» — способствует умению ребенка дать характеристику сказочному герою, подобрать карточку подходящую персонажу.

С помощью кубиков сочиняются сказки с разными новыми ситуациями, задача ребенка найти правильный моральный выбор.

Дидактическая игра «Ступеньки доброты» — способствует развитию логического мышления. Выбранный герой воспитанником, постепенно перемещается с нижней ступеньки на верхнюю, в том случае, если ему удается изменить окончание сказки, например, сказка «Колобок» заканчивается тем, что лиса подружилась с колобком. Ребята придумывают разнообразные ситуации, чтобы их персонаж занял самую верхнюю ступеньку, и был назван добрым героем.

«Викторина по сказкам» одна из любимых игр у ребят, которая также способствует развитию нравственных качеств.

Особое место занимает театрализованная деятельность. В детском саду используются разные виды театра (бибабо, настольный, пальчиковый…). Игры драматизации способствуют раскрытию внутреннего состояния ребенка, отношение к тому или иному герою. Понимая характер сказочного персонажа, ребята с помощью мимики, жеста, интонации стараются выразить его особенности: трусость, смелость, хвастовство, жадность и другое. Задача педагога способствовать не только артистическим способностям, но и воспитанию уважительного отношения к товарищам, доброжелательности, сопереживания, взаимопомощи, то есть социальные

отношения, которые эмоционально затрагивают ребенка.

Важно направить детей на осуществление переноса нравственного опыта героя ( «Сестрица Аленушка и братец Иванушка») в ситуации реальной жизни. Поэтому дошкольникам задаются вопросы: «Чему может научить тебя сказка?»; «Как сказка может помочь тебе в трудных случаях?».

Работа воспитателя направленная на формирование нравственных качеств личности дошкольников посредством сказки способствует развитию дружеских взаимоотношений между дошкольниками, умение проявлять сочувствие, заботу, доброту, а в дальнейшем умение разбираться в людях, корректно оценивать их поступки и проявлять смекалку, принимать самостоятельное решение.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ведерникова Н. М. Русская народная сказка. — М., 1975.
  2. Гусейнов А. А. Социальная природа нравственности. — М., 1974.
  3. Мухина В. С. Детская психология. — М., 1992.
  4. Померанцева Э. В. Русская народная сказка. — М., 1963.
  5. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович. — М., 1986.
  6. Субботский Е. В. Нравственное развитие дошкольника // Вопросы психологии. — 1983. — №4.
  7. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. — М., 1985.
  8. Якобсон С. Г., Прусс И. Последняя победа Буратино. — М., 1983.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год