Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка «Игровые ситуации как средство нравственного воспитания детей»
Нравственное воспитание
Автор: Лошкарёва Елена Владимировна   
19.08.2022 17:59

Методическая разработка «Игровые ситуации как средство нравственного воспитания детей»Методическая разработка «Игровые ситуации как средство нравственного воспитания детей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 71 г. Ельца «Румяные щечки» Лошкарёва Е.В. — воспитатель

Актуальность проблемы.

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста особенно актуальна в современном обществе. В нравственном воспитании современных детей явно обозначились негативные стороны: книги заменили планшеты и телефоны, место добрых и миловидных игрушек на полках заняли безобразные куклы и ужасные монстры. Герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не отличаются гуманностью и добротой. Во многих семьях материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о справедливости и доброте, милосердии и великодушии, гражданственности и патриотизме. Многие родители отдают предпочтение интеллектуальному и познавательному развитию, упуская из виду необходимость работы над развитием нравственных и духовных качеств ребенка. Часто родители не понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого — эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности.

 

Скачать конспект

Нравственное воспитание является одной из важнейших сторон общего развития ребенка. Нравственное воспитание – это воспитание, основанное на регулировании системы отношений человека и общества, формировании продуктивного отношения личности к людям, обществу, самому себе. Нравственное воспитание вводит ребенка в систему принятых в обществе норм, формирует опыт деятельности, позволяющий осознать разумность, объективность, необходимость тех или иных поступков, побуждает ребенка к добрым поступкам, формирует потребность личности сделать себя и окружающее жизненное пространство более совершенным (Загвязинский В.И., Закирова А.Ф., Строкова Т.А. и др.).

Многие отечественные педагоги и психологи пытаются ответить на такие вопросы как: можно ли научить ребенка быть добрым? С какого возраста начинать воспитывать в детях гуманное отношение к окружающим? Возможно ли вообще воспитание нравственных качеств, или они заложены природой и не подвержены педагогическим воздействиям? Исследователи отмечают, что мораль, как и остальные формы сознания, не даны человеку от рождения. Моральные качества приобретаются человеком в процессе его социального развития. Формирование нравственных качеств – длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов. Среди основных нравственных качеств дошкольников можно выделить: гуманность, коллективизм, гражданственность и патриотизм, ценностное. отношение к труду, диалогичность, доброту, вежливость, деликатность (Р. С. Буре, A.M. Виноградова, Л.Ф. Островская, Г.Н. Година, В.А. Горбачева, Т.С. Комарова, А.Д. Кошелева и др.).

На мой взгляд старший дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к воспитательным воздействиям, поэтому именно в дошкольном детстве надо уделять особое внимание развитию нравственных качеств у детей. Старшие дошкольники начинают понимать нравственную ценность норм и правил поведения для них самих и окружающих, у детей расширяется и углубляется знание об окружающем, продолжают формироваться навыки и привычки культурного поведения, уважительного отношения к взрослым, дружеских взаимоотношений, моральных представлений о добре и зле, дружбе, справедливости, честности, скромности и др. У детей в этом возрасте начинает складываться общественное мнение, на которое в известной мере может опереться воспитатель. К особенностям коллективных взаимоотношений относятся инициативность, способность к самоорганизации, к самооценке, к дружеской критике. К шести годам значительно возрастает способность дошкольников к сопереживанию сверстнику, стремление помочь другому или поделиться с ним (Ж. Пиаже). Приобретаемые нравственные качества в старшем дошкольном возрасте оказывают влияние на успешность учёбы, адаптацию в обществе, эмоциональное благополучие не только на сегодняшний день, но и его будущей взрослой жизни.

Дети дошкольного возраста, как правило, любят дружить, общаться, оказывать помощь, охотно вступают в контакты со взрослыми и сверстниками. Однако встречаются и такие дети, которым трудно наладить отношения с воспитателями и товарищами.

Это выражается: в недостаточном представлении о способах проявления помощи, поддержки, справедливости, в неспособности находить подход к партнёру по игре, адекватно демонстрировать свою симпатию к конкретному человеку; в неумении сопереживать в грусти и радоваться достижениям других людей, выражать свои чувства, мысли, ощущения. Тогда как именно в дошкольном возрасте закладываются основные этические нормы, укрепляются основы личности и отношение к другим людям, а к концу дошкольного возраста складываются определенные устойчивые представления ребёнка о себе.

Несмотря на то, что проблема нравственного воспитания дошкольников является одной из важнейших в условиях современного дошкольного образования, она по — прежнему остаётся малоисследованной.

Цель моей работы: изучить влияние игровых ситуаций на развитие нравственных качеств старших дошкольников и повысить уровень их нравственного воспитания. Работа состоит из трех этапов.

На первом этапе ставились следующие задачи:

  • выявить уровень знаний родителями задач и содержания нравственного развития детей
  • выявить уровень нравственного развития старших дошкольников
  • проанализировать развитие игры старших дошкольников

Для решения вышеперечисленных задач я использовала следующие методы:

  • анализ научной и методической литературы
  • анкетирование
  • наблюдение
  • беседа

-методики Балабановой Л.А. «диагностика уровня нравственного развития старших дошкольников» и Р.Р. Калининой «диагностика уровня сформированности игровых навыков у дошкольников.

В современное время одним из эффективных средств развития нравственных качеств дошкольников являются игровые ситуации. Поэтому помимо привычных средств развития нравственного воспитания было решено использовать игровые ситуации с нравственной направленностью.

Таким образом, развитие нравственных качеств детей будет более эффективным при следующих условиях:

  • включение игровых ситуаций с нравственной направленностью
  • подбор игр с нравственной направленностью
  • чтение художественных произведений нравственной тематики

- беседы нравственной направленности.

С целью организации целенаправленной работы по нравственному воспитанию детей в игровых ситуациях была проведена диагностика уровня нравственного развития старших дошкольников по методике Балабановой Л.А., в которой принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста.

Диагностика уровня нравственного развития старших дошкольников включает следующие показатели:

1. Когнитивная сфера: знание эмоциональных состояний и способов их передачи; знание норм и правил поведения в игровом и реальном взаимодействии; знание способов разрешения конфликтных ситуаций; осознание таких понятий, как чуткость, доброта, поддержка, справедливость, честность и др.

Эмоционально-чувственная сфера: интерес к взаимоотношениям со сверстниками, ответственное отношение к соблюдению правил и норм как в игре, так и в реальной жизни; проявление эмпатии (сочувствия, сопереживания к другому), толерантного отношения к сверстникам.

Поведенческая сфера: овладение способами взаимодействия, адекватного поведения в различных ситуациях; самостоятельность в выполнении этических норм и правил; активность, инициативность в нравственном поведении, умение адекватно оценивать себя и других в ситуации взаимодействия.

В зависимости от показателей сформулированы уровни нравственного развития детей:

низкий уровень: недостаточно знает об эмоциональных состояниях человека и способах их передачи; о нормах и правилах поведения в игровом и реальном взаимодействии; редко проявляет доброжелательность, симпатию, заботу, сочувствие в отношении с другими людьми; неадекватно оценивает свое поведение и сверстников.

средний уровень: сформированы представления об эмоциональных состояниях человека и способах передачи этих состояний с помощью мимики и пантомимики; о нормах и правилах поведения в игровом и реальном взаимодействии; о способах разрешения конфликтных ситуаций. Проявляет избирательный интерес к игровым взаимоотношениям со сверстниками; ситуативно проявляет сочувствие, стремление помочь. Не всегда проявляет самостоятельность в выполнении этических норм и правил; не владеет адекватной оценкой поведения своего и других в ситуации взаимодействия.

высокий уровень: сформированы представления об эмоциональных состояниях человека и способах передачи этих состояний с помощью мимики и пантомимики; о нормах и правилах поведения в игровом и реальном взаимодействии; о способах разрешения конфликтных ситуаций;

проявляет доброту, сочувствие, внимание, заботу по отношению к другим; умеет попросить о помощи и оказать ее; уважает желания других людей;

демонстрирует нравственную направленность поведения, самостоятельность в выполнении этических норм и правил; адекватно оценивает поведение свое и других.

По результатам диагностики 30% детей имеют высокий уровень нравственного развития, 56% детей показали средний уровень и низкий уровень у 14 % исследуемых. Таким образом, 70% старших дошкольников имели средний и низкий уровень нравственного развития, что подтвердило необходимость целенаправленной систематической работы в данном направлении.

Анкетирование родителей выявило недостаточное знание задач и содержания нравственного развития детей. Большинство отдают предпочтение интеллектуальному и познавательному развитию. Далеко не все представляют себе, каким образом воспитывать такие качества как самостоятельность, доброжелательность, честность, справедливость, чуткость, общительность, однако отмечают необходимость их развития.

Анализ игровой деятельности дошкольников позволил сделать вывод, о том, что большинство детей имеют средний уровень сформированности игровых навыков, ребята свободно вступают в ролевое взаимодействие с партнёром — сверстником, но игры детей не отличаются творческим развитием сюжета, бедны по содержанию, игровая тематика однообразна, в самостоятельных играх наблюдается многократная повторяемость сюжетов, без внесения детьми новых сюжетных линий, большую часть времени дети играют в сотовые телефоны, карманные приставки.

На втором этапе главной целью становится обогащение социального опыта и формирование нравственных представлений старших дошкольников.

С этой целью мною использованы:

  • чтение художественной литературы нравственной тематики
  • беседы нравственной направленности
  • игры нравственной направленности

- игровые ситуации нравственной направленности.

Произведения художественной литературы формируют у детей представлений о нравственных нормах. Художественные образы помогают раскрыть и оценить, как положительные, так и отрицательные стороны поступков. В ходе беседы о прочитанном дети сравнивают свои поступки с поступками персонажей, собственное ролевое поведение в игре с поведением героев; получают представление о различных формах проявления взаимопомощи:

  • помощь-совет ( «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волшебник изумрудного города»)
  • забота ( «Айболит»)
  • утешение ( «Царевна-лягушка»)
  • поддержка ( «Двенадцать месяцев», «Морозко», «Серая Шейка»)

- защита ( «Гуси – лебеди», «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса) и т.д.

В беседах по литературным произведениям дети получают возможность на основе конкретных поступков героев прийти к пониманию содержания понятий «помогать», «выручать», «дружить».

Такой метод, как беседа с нравственной направленностью, обсуждение с детьми игровых ситуаций и реальных поступков способствуют формированию представлений о правилах и нормах поведения, осознанию таких нравственных понятий как чуткость, доброта, смелость; разделение понятий честность и лживость, лень и трудолюбие, щедрость и жадность, сочувствие и равнодушие.

Подбирая игры, я использовала методические материалы Смирновой Е.О., Холмогоровой В.

Часть игр направлена на формирование умений правильно воспринимать друг друга, понимать движения, действия, слова. Наилучшим способом правильно понять друг друга является воспроизведение чужих слов или действий игры:

  • «Сломанный телефон»
  • «Зеркало»
  • «Где мы были…»
  • «Эхо»

- «Море волнуется раз…».

Игры, в которых дети говорят друг другу приятные слова, дают ласковые имена, стараются сделать что-то приятное для товарищей, являются эффективным средством объединения. Такие игры как:

  • «Добрые волшебники»
  • «Волшебные очки»
  • «Комплименты»
  • «Царевна Несмеяна»

- «Подарки».

Данные игры могут оказывать также коррекционное воздействие на детей, нарушающих правила поведения, испытывающих затруднения в общении со сверстниками.

Как средство уточнения, дополнения и закрепления представлений о нравственных нормах и правилах взаимоотношений между людьми мною использовались дидактические игры. Прежде всего, это словесные игры, в которых дети называют слова, обозначающие те или иные качества:

  • смелость-трусость, добрый – злой, щедрый – жадный и т.д. (игра «Скажи наоборот»)

- подбирают синонимы к словам: добрый, чуткий, заботливый и т.д. (игра «Скажи по-другому»).

Игры типа «Закончи предложение», «Добавь слово» упражняют детей в осознании правил и норм поведения.

Основное внимание в своей работе по повышению уровня нравственного воспитания старших дошкольников я уделила игровым ситуациям нравственной направленности. За основу взяла авторскую разработку Сушковой И.В. «Возможности образовательных ситуаций для детей дошкольного возраста»:

- Интеграция задач познавательного развития и развития умения совершать правильный нравственный выбор (Мама купила для тебя твое любимое пирожное тирамису. Ты еще не успел его съесть, как к вам зашел в гости вместе со своей бабушкой соседский ребенок, у родителей которого совсем маленькая зарплата и они никогда не покупаю своему сыну пирожные. Малыш смотрит на твое пирожное, которое ты держишь в руке и еще не успел откусить ни кусочка, тянет к нему руки. Как поступишь?)

- Интеграция задач нравственного развития и математического развития (обучение счету)

Дети пришли на физкультурное занятие. Они никак не могут построиться по росту – толкают друг друга, все время меняются местами. Тебе надо навести порядок и помочь каждому занять правильное место в ряду. Какое место, считая слева направо, занимает Катя? А Аня? А Данила? Нарисуй всех детей и наклей им на футболки их номера по порядку, считая слева направо. У Ани есть к тебе вопрос «Изменится ли ее порядковый номер, если посчитать не слева направо, а справа налево? Проверь.

- Интеграция задач познавательного развития (развитие представлений о животных и их названиях) и развития эмоционально-нравственной сферы

Детеныши животных потерялись в лесу и никак не могут найти своих мам – потеряли друг друга. Они очень испуганы и плачут. Помоги зайчонку, бельчонку и бурундучку найти своих мам. Расположи детенышей, каждого со своей мамой и успокой их.

- Интеграция задач познавательного развития (развитие представлений страноведческих знаний) и развития мотивационной сферы

Если человек, отказывается принять участие в сборе гуманитарной помощи для людей на Донбассе, где идет война, и не хочет ничем с ними поделиться, то что ты сделаешь. Почему?

- Интеграция задач этнокультурного развития (развитие представлений о национальностях и национальной культуре) и нравственного развития

Представь, что мальчик — кореец твоей группы детского сада пригласил тебя на день рождения и его мама угощает всех национальными кушаньями. Тебе совсем не понравился корейский острый салат. Как ты поступишь?

- Интеграция задач нравственного развития и развития представлений о способах взаимодействия

Ксюше надо пройти по узкому «мостику» и перейти «речку». Она боится, но ей очень нужно перейти на другую сторону, чтобы попасть домой. Каким способом ты можешь помочь ей? (подать руку и осторожно провести, поддерживая за руку; подстраховать; поддержать и успокоить словами). Сделай это. Помоги.

Игровые ситуации с нравственной направленностью, помогают детям получить новые знания, дают им практическую модель правильного поведения в обществе, что имеет большое значение для нравственного воспитания. Чередование таких игровых ситуаций с другими формами работы, способствуют формированию у старших дошкольников осознанно-правильного отношения к окружающим людям, помогают усвоить общественные нормы и ценности.

С целью определения эффективности проделанной работы на третьем этапе была проведена итоговая диагностика нравственного развития детей.

По результатам итоговой диагностики 35% детей показали высокий уровень нравственного развития, 53% имеют средний уровень и низкий уровень у 12 % исследуемых. Анализ результатов итоговой диагностики, наблюдение за взаимодействием детей в игровой деятельности и в повседневной жизни продемонстрировали высокий уровень проявления таких нравственных качеств, как отзывчивость, справедливость, чуткость, щедрость.

У детей сформировались устойчивые представления о нравственных нормах поведения; умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть; анализировать свои поступки и относить их к хорошим или плохим; наблюдается позитивная динамика в развитии самооценки; дети проявляют доброжелательное отношение к сверстникам, научились замечать достоинства товарищей, радоваться их успехам; дети стремятся к выполнению нравственных норм и правил в игровой деятельности и в реальной жизни, проявляют сочувствие, заботу, желание помочь, справедливость в разрешении различных ситуаций.

На заключительном (третьем) этапе работы было доказано, что использование игровых ситуаций с нравственной направленность повысило на 5% уровень нравственного развития детей. Таким образом, включение в образовательный процесс игровых ситуаций с нравственной направленностью является эффективным средством нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год