Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Социальный проект «Мы шагаем рядом по родному краю» (на основе краеведения)
Нравственное воспитание
Автор: Ионова Наталья Александровна   
28.05.2022 21:18

Социальный проект «Мы шагаем рядом по родному краю» (на основе краеведения)Социальный проект «Мы шагаем рядом по родному краю» (на основе краеведения)

Разработали и реализовали: педагог-психолог МБДОУ ДС№371 г Челябинска Советский район Ионова Н.А.

Совместно с педагогом- психологом Карповой Е.В. МБОУ С «К» ОШ №72 г. Челябинска. Курчатовский района Челябинск, 2020

Введение:

«Понимание природы, гуманное и бережное отношение к ней — один из элементов нравственности, частица мировоззрения»

К.Паустовский

Константин Паустовский сказал «Невежество делает человека равнодушным к миру, а равнодушие растет медленно, но необратимо. Все что человека интересует это личный комфорт и благосостояние. В детстве и юности мир существует для нас в ином качестве. В детстве горячее солнце, гуще трава, обильнее дожди, темнее небо и смертельно интересен каждый человек.»

 Скачать проект

Воспитание не равнодушие у детей это важное для дальнейшего существования общества. Поддержание интереса ко всему живому и неживому к каждому человеку.

Сущность неравнодушия- способность с интересом и симпатией и отзывчивости к относится к базисным характеристикам личности. Развития отзывчивости как способность помогать нуждающимся, бескорыстие и великодушие в отношении не только человека но и природы. Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы –воспитанию неравнодушия к природе в целом и толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями в обществе, навыки общения с детьми-инвалидами в частности.

Актуальность создания проекта

Следует отметить, что в современном обществе проблема неравнодушия и отзывчивости актуальна в сегодняшние время. Причина тому — большая информационная нагрузка, которой век, ритм жизни, социальные условия. Люди стали чаще думать только о себе, развивается эгоцентризм и норцестизм человечества. Проблемы других не интересны и ненужны. Часто люди относятся к ним со суждением. Именно поэтому человек стал более агрессивен и нетерпим к другим людям и даже социальным явлениям и животным и к природе в целом. В настоящий момент неравнодушие и отзывчивость сложно обнаружить у взрослого человека. И дети, смотря на своих родителей, тоже стали проявлять нетерпимость к окружающим, животному миру и к сверстникам. Нередко дети проявляют агрессию к более слабым, тем, кто не может дать отпор. Старшие дошкольники начинают проявлять свой негативизм и нетерпимость. Чаще всего можно наблюдать агрессивность, конфликтность, стремление утвердиться любым путем, появляется соперничество. Учитывая все особенности возраста сложно сформировать отзывчивое отношение к окружающим, а тем белее к детям с особенными потребностями и животным, это важная цель в воспитании будущего человека. Сам В.А. Сухомлинский сказал: «Мир движется вперед благодаря неравнодушным людям»

Именно поэтому актуальным становится разработка, и реализация социального проекта «Мы шагаем рядом по родному краю!»

Воспитание современного ребёнка и его эмоционально-нравственной сферы – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной и школьной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любому обществу нужна личность, имеющая четкие нравственные ориентиры и умение быть отзывчивым, неравнодушным к происходящему вокруг.

Данный проект нацелен на развитие отзывчивости и сопереживания в сознании воспитанников. Реализуется в рамках взаимодействия двух учреждений МБДОУ «Детский сад № 371 г. Челябинска» и МБОУ С «К» ОШ №72 г. Челябинска. Для реализации поставленной цели проводятся совместные тематические занятия на интернет платформе ZOOM.

Календарно-тематическое планирования проекта.

Дата совместных занятий

тема

15.10.20

«Животный мир- Родной край»

26.10.20

«Народная культура и традиции»

08.11.20

«Дружба» «День народного единства»

26.11.20

«Кто как готовится к зиме?»

24.12.20.

«Новогодние традиции»

21.01.21.

«В гостях у сказки» видео экскурсия по музею МБОУ С «К» ОШ №72 г. Челябинска.

11.02.21.

«Моя семья»(доброе отношение в семье и к пожилым членам семьи)

27.02.21.

«Город мастеров»(прикладное творчество)

04.03.21.

«Женский день»(стен газета «Моя Любимая Мамочка»)

11.03.21

«Миром правит доброта»(доброе отношения к животным)

25.03.21

«Встречаем птиц» «Приметы весны»

15.04.21

«Приведем в порядок планету» «День космонавтики»

06.05.21.

«День Победы»

20.05.21

«Как прекрасен мир природы!»

25.05.21

«Мы и лето»(заключительное занятие)

Также разрабатываются письменные консультации для родителей воспитанников по темам «Что такое равнодушие в семье?», «Что такое равнодушие?», «Как воспитать отзывчивость», «Как научить ребенка быть ответственным?», «Как воспитать доброту и уважение к животным?», «Как научить ребенка видеть красоту в окружающем мире?»

Федеральный государственный образовательный стандарт Российской Федерации определяет основные принципы реализации проекта:

  1. поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
  2. личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
  3. полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  4. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);
  5. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  6. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  7. сотрудничество Организации с семьей;
  8. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  9. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  10. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  11. учет этнокультурной ситуации развития детей.

Отражение гуматистического принципа в проекте означает:

— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным в начальной школе. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

Цель, задачи, ожидаемые результаты и продукты

Стратегическая цель: Создание благоприятных условий для формирование у воспитанников неравнодушия к окружающему миру и к людям в не зависимости от их состояния здоровья и возраста.

Задачи

  1. Развитие познавательной активности, расширение кругозора в рамках познания природы родного края.
  2. Формирование у воспитанников ценностных ориентиров связанных с уважением других людей вне зависимости от их состояния здоровья, возраста.
  3. Развивать эмоционально-волевую сферу воспитанников, умение правильно оценивать эмоциональное состояния человека.
  4. Формирование четких представлений о таких понятиях как, «Забота» «Дружба», «Отзывчивость» «Бережное отношение к живой и не живой природе 5. Воспитывать чувства отзывчивости к окружающему миру в том числе к миру природы и принятию другого человека.
  5. Повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания отзывчивости и неравнодушия у воспитанников.

Этапы реализации проекта программы

Сроки реализации проекта: с 01 сентября2020 по 25 мая 2021года

Цель: создание благоприятных условий для формирование у воспитанников чувства неравнодушия к окружающему миру и людям в независимости от их состояния здоровья и возраста.

Этапы:

  1. Подготовительно-проектировочный этап
  2. Практический этап
  3. Обобщающе — результативный этап

План мероприятий

1 этап — Подготовительно-проектировочный этап

  1. Заключение договора о сотрудничестве между учреждениями-участниками проекта.
  2. Изучение научной литературы по данной теме.
  3. Разработка тематических занятий
  4. этап — Практический этап
  5. Диагностика толерантного отношения к детям с особыми педагогическими потребностями у воспитанников МБДОУ ДС
  6. Проведение тематических занятий с воспитанниками. (15занятий)
  7. Проведения семинара-практикума для педагогов
  8. Распространение информационных буклетов для родителей.
  9. этап — Обобщающе — результативный этап
  10. Итоговая диагностика толерантного отношения к детям с особыми педагогическими потребностями у воспитанников МБДОУ ДС
  11. Анкетирование педагогов и родителей по вопросу «Формирование чувства отзывчивости»
  12. Проведение итогового обобщающего занятия для воспитанников.

Ресурсное обеспечение программы

Нормативно-правовые ресурсы

  1. Всемирная конвенция о правах ребенка.
  2. Закон РФ «Об образовании»
  3. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» от 5.07. 2001
  4. УСТАВ ДОУ
  5. СанПиНы 2.4. 1. 2660-10
  6. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
  7. Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 01. 12. 2007 № 309-ФЗ
  8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23. 11. 2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Кадровые ресурсы

Для работы в проекте привлекаются педагоги-воспитатели МБДОУ «Детский сад № 371 г. Челябинска», социальные педагоги и педагог дополнительного образования МБУ «».

Учебно-методические ресурсы:

Фонд методического кабинета:

  • библиотека;
  • игротека;
  • аудиотека;
  • фонотека.

Продукт реализации проекта

  1. Презентация проекта
  2. Рекомендации для родителей и педагогов
  3. Методические разработки занятий

Отзыв руководителя

В период с 01 сентября 2020 по 25 мая 2021года педагогом-психологом МБДОУ «Детский сад № 371 г. Челябинска» Натальей Александровной Ионовой совместно с МБОУ С «К» ОШ №72 г. Челябинска. реализовывался социальный проект «Мы шагаем рядом по родному краю»

В рамках проекта Наталья Александровна провела цикл мероприятий направленных на развитие познавательной активности у воспитанников в рамках краеведения, а также по формированию чувство отзывчивости у воспитанников детского сада, а также оказала консультативную помощь педагогам и родителям воспитанников. Продуктом проектной деятельности также стали наглядные материалы для родителей и педагогов.

Данный проект стал важной составляющей в работе педагогического коллектива по такому социально-значимому направлению как формирование познавательного интереса к природе родного края, а так же развития чувства отзывчивости по отношению друг к другу, к детям с ограниченными возможностями здоровья, к детям-инвалидам, привлечения внимания родителей и педагогов к вопросам воспитания отзывчивости воспитанников.

Описание процесса выполнения

Первично при реализации проекта был заключен договор о сотрудничестве между учреждениями МБДОУ «Детский сад № 371 г. Челябинска» и МБУ «». Далее были разработаны и проведены тематические занятия для воспитанников: в период с 01. 09. 2020 по 25. 05. 2021. Проведен семинар-практикум для педагогов МБДОУ. Распространены информационные буклеты для родителей МБДОУ и МБОУ С «К» ОШ №72 г. Челябинска. На завершающем этапе проекта было проведено анкетирование педагогов и родителей для выяснения эффективности информационно-просветительской работы. Информированность педагогов и родителей по воспитанию чувства отзывчивости повысилась, повышение интереса к Родному краю. Значительная часть, проанкетированных показали высокий уровень заинтересованности. По итогам выполнена презентация проекта.

Выводы

Проект стал мощным импульсом к развитию творческой инициативы педагогических коллективов двух учреждений, занимающиеся проблемами детства. Так же необходимо проект дал возможность опробывать взаимодействие между детьми через информационную платформу ZOOM Проект вызвал неподдельный интерес как воспитанников так и их родителей. У детей сформировались четкие представления о Родном крае о понятии дружба, отзывчивость, бережном отношении к живой природе. Дети ДОУ старшего дошкольного возраста познакомились с понятием особенные дети. Так же дети получили четкие представления о значении взаимопомощи и доброжелательном отношении к людям в не зависимости от состояния здоровья и возраста. Родители и педагоги осознали значимость нравственного воспитания и эмоционально-личностного развития детей.

В целом проект с детьми, родителями и педагогами, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только сформировать у детей начальные ценностные ориентиры, но в дальнейшем послужит основой развитие социального интеллекта и эмоционального интеллекта каждого члена общества, от ребенка к взрослому.

Литература

  1. Клепцова Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, к диагностика и коррекция-М., 2005.
  2. Формирование терпимого отношения к людям у детей дошкольного возраста/ Под ред. В.Г. Маралова. -Вологда. 2005г
  3. Как научить ребенка быть внимательным и терпимым к людям: Пособие для воспитателей ДОУ и детских психологов/Авт-сост. В.Г. Маралов. -М. Арктик 2009
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год