Программа комплексных мероприятий по духовно — нравственному воспитанию «Мы будущее России» |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Молчанова Ирина Александровна | |||
07.04.2022 11:31 | |||
Программа комплексных мероприятий по духовно — нравственному воспитанию «Мы будущее России» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 46 «Жемчужина» г. Южно-Сахалинска Рассчитана для детей дошкольного возраста 5 – 7 лет срок реализации программы — 2 года И. А. Молчанова – ст. воспитатель Сахалинская область г.Южно – Сахалинск. Южно – Сахалинской и Курильской епархии Русской Православной Церкви. В современном мире на сегодняшний день все больше идет уклон на духовное возрождение России и проблема воспитания духовно, психически и телесно здоровых детей стоит особенно остро. Специалистами отмечается снижение многих показателей качества жизни современных детей, в том числе, и дошкольного возраста в сфере нравственного и духовного здоровья. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Искажения в развитии личности особенно опасны в дошкольном возрасте, когда закладывается способность различать «добро» и «зло», складываются нравственные эталоны, постигается духовная культура своего народа. Оказавшись без должного воспитания, в отрыве от духовно-нравственной культуры, высшие сферы личности ребенка-дошкольника, его мировоззрение заполняются суррогатным содержанием виртуального мира, заблуждениями взрослых и мистикой (как говорит Русская Православная Церковь). Очевидно, что преодоление этого кризиса и в жизни общества, и в жизни отдельных людей возможны только при восстановлении подлинных духовных основ бытия нашего народа, при формировании подлинно нравственных граждан. И этого можно достигнуть силой православия, которая показывает нам приоритет духовных ценностей над материальными благами и назначение человека. Духовность понимается как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг. И это должно стать нормами нашей жизни, и жизни детей. Поэтому необходимо укрепление взаимодействия светской и церковной систем образования по духовно нравственному воспитанию и образованию граждан. Пояснительная записка. Православная педагогика обогащает педагогику цельностью миропонимания, направляя воспитание на развитие гармоничной личности. Это доказывает особую значимость и актуальность православия в духовно-нравственном образовании и воспитании детей. А воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сформулирован национальный воспитательный идеал – государственный заказ в образовании. Одной из главных его составляющих является «укорененность (личности) в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Речь идет не просто о знакомстве с традициями и даже не о приобщении к ним, а именно об укорененности как онтологической характеристике личности в пространстве культуры. Методологической основой духовно- нравственной организации нашего детского сада является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, где отмечается, что «традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Актуальным направлением и педагогическая целесообразность будут заключаться в решении задач воспитания духовно-нравственной культуры детей, которые в настоящее время являются актуальнымидля системы дошкольного образования. Данная программа комплексных мероприятий – это поиск новых подходов нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании и развитии у детей духовности и нравственности. Материалы могут использоваться в практике работы дошкольной образовательной организации, они будут интересны старшим воспитателям, педагогам дополнительного образования, молодым специалистам, семьям воспитанников. Тип программы мероприятий: образовательная. Программа по своей направленности является светской и имеет интегрированный характер, который обеспечивает ее взаимосвязь с основными направлениями воспитания и обучения детей дошкольного возраста: формированием экологического мышление, краеведением, основами логического мышления, экологией межличностных отношений, художественно – эстетическим и патриотическим воспитанием родной речью, здоровым образом жизни. Первыми, кто передает знания и культурные традиции новому поколению, являются семья и дошкольное образовательное учреждение. Но противоречие состоит втом, что не все педагоги образовательных учреждений в работе с духовно-нравственным уклоном готовыпрофессионально отражать результаты своей работы с детьми и семьями воспитанников. Поэтому наша задача помочь воспитателям дошкольных учреждений работать в правильном направлении с духовно-нравственным уклоном. Они станут более подготовленными в этом направлении, смогут реализоваться в профессиональном плане, направить весь свой потенциал на воспитание детей в духе преемственности поколений, уважения православных ценностей и семейных традиций, что будет способствовать укреплению и приобретению опыта общения в православной среде. Все это создаст условия для традиционного религиозно-культурного понимания мира и человека, где есть место совершенству, нравственности, общим ценностям и мирному настроению сердца, без чего невозможно здоровое воспитание современных детей. Цель программы: сохранение духовно – нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям культуры, изучение истории, культуры, природно – экологического своеобразия Сахалинской области, России, стремление возродить традиции семейного воспитания. В целях воспитания духовно обогащенной личности в МАДОУ №46 «Жемчужина» города Южно-Сахалинска ведется инновационная деятельность по проблеме сотрудничества дошкольного учреждения с семьей в приобщении детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры в рамках духовно-нравственного воспитании. В нашем детском саду духовно-нравственное воспитание является приоритетным направлением, поэтому мы стараемся создать все необходимые условия, чтобы дети прикоснулись к азам православной культуры. Мы повышаем духовно-нравственный потенциал педагогов, заинтересовываем родителей в духовной жизни ребенка. Воспитательная система по этому направлению обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач и проходит через все формы работы с детьми. Основной идеей работы является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия. Задачи программы мероприятий: Обучающим компонентом программы является:
Развивающим компонентом будет:
Воспитывающий компонент предполагает следующее:
Принципы отбора содержания мероприятий. Научность и каноничность. Сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью. Многоуровневость. Показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей. Организация работы педагогических кадров. Для успешного достижения целей в деятельности ДОУ необходимо стремление педагогов работать эффективно. В результате внедрения в работу воспитателей достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта возникло немало новых форм повышения профессионального мастерства педагогов. Поэтому был разработан проект по повышению профессиональной компетенции педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, цель которого создать систему работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через повышение педагогического мастерства педагогов ДОУ. В реализации проекта помогли различные методические мероприятия: На начальном (первом) этапе:
Экспресс-консультация помогла активизировать педагогов, еще больше заинтересовать их проблемой духовно-нравственного воспитания. На втором этапе: 1. Семинары, семинары-практикумы: «Тематическое планирование занятий: по ознакомлению детей с родным краем; по ознакомлению детей с Родиной, защитниками отечества; по ознакомлению детей с русским народным творчеством, проектирование культурно-образовательной среды ДОУ» Семинарские занятия помогли воспитателям более глубоко вникнуть в суть методики работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, определить наиболее эффективные методы и приемы. 2. Консультации: «Схема реализации проекта через разные виды деятельности» ( «Моя малая Родина» (семья, дом, детский сад); «Россия-Родина моя»; «Мой город и область, в котором я живу»; «Работа с семьей», «Обряды и традиции); «Педагогическая диагностика». Консультации пополнили недостающей информацией теоретические и практические знания педагогов, а также расширили, углубили и систематизировали их. 3. Деловые игры. Деловые игры вызывали желание у педагогов действовать, способствовали совершенствованию их умения разрешать реальные проблемы, формированию профессионального творческого мышления, что в результате позволило им самореализоваться. 4. Неделя педагогического мастерства. На неделе педагогического мастерства опытные педагоги проводили открытые показы, воспитатели на практике могли познакомиться с эффективными формами работы с детьми, наиболее интересными методами и приемами обучения. Это позволило им соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу. 5. Работа творческих микрогрупп. Работа творческой группы оказалась продуктивной. Организуя поисковую деятельность, воспитателям пришлось освоить новые педагогические концепции, изучить современные взгляды на духовно-нравственное воспитание детей, проявить собственное творчество, ощутить ответственность за общее дело. Результат этой деятельности – разработка перспективно-тематических планов, подбор конспектов занятий, тематики бесед и экскурсий по темам. 6. Мастер-классы. Мастер-классы проводили опытные педагоги с целью обучения педагогов методам и приемам работы с детьми. Открытый показ дал возможность установить тесный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы. 7. Наставничество. 8. Просмотр видеозаписей коллегами из других детских садов, с последующим обсуждением и оценкой. 9. Социально-педагогические тренинги. 10. Ролевые игры с инсценировкой возможных ситуаций. Подобные игры помогли развить умение педагогов встраивать любую ситуацию в образовательный процесс, используя ее для решения задач развития ребенка. На заключительном этапе: педагогическая диагностика профессионального мастерства педагогов. С этой целью использовались карты диагностики профессионального мастерства, где рассматривался уровень профессиональной подготовки, профессиональные умения, результаты педагогической деятельности, личностные качества педагога. Педагогическая диагностика показала, что выбранная модель методической службы для реализации проекта позволила обеспечить рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога. Созданная модель методической службы, систематизация имеющейся литературы помогла повышению профессиональной компетентности педагогов: осознанию актуальности проблемы гражданского воспитания и организации предметно-развивающей среды, сформированности эффективных способов работы с детьми и взаимодействия с родителями. В нашем дошкольном учреждении используются самые разнообразные формы и методы работы с педагогами в вопросах духовно — нравственного, патриотического воспитания. Вся работа ведется по трем направлениям: 1) Самообразование педагогов:
2) Взаимодействие с родителями:
3) Совместная деятельность с детьми:
В нашем детском саду работает музей по духовно-нравственному воспитанию «Русская изба», который посещают все дети ДОУ (Приложение). Управление деятельностью ДОУ по данному направлению осуществляется по трем блокам:
Организация методической работы с кадрами направлена на решение следующих задач:
|