Создание детских мультфильмов как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Карпова Дарья Михайловна | |||
02.04.2022 03:51 | |||
Создание детских мультфильмов как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста Филиал МБОУ Устьинской СОШ начальная школа-детский сад Моршанского района Тамбовской области Педагогическая статья Подготовила: Карпова Дарья Михайловна воспитатель В наше время мы всё чаще и чаще сталкиваемся с детской жестокостью, агрессивностью как по отношению друг к другу, так и по отношению к близким людям. Современные дети не могут построить дружеские отношения, договориться друг с другом о совместных действиях в игре и быту, что свидетельствует о низком уровне нравственной воспитанности, которое способствует качественному изменению личности. Поэтому нравственное воспитание детей становится приоритетной проблемой современного общества.
В Законе РФ ФЗ-273 "Об образовании в РФ" подчёркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих нравственную и религиозную терпимость"[5]. Таким образом, перед образовательными организациями ставится задача воспитать нравственную личность, которая будет способна самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Период дошкольного детства считается наиболее благоприятным для нравственного развития ребёнка. Особое внимание заслуживает старший дошкольный возраст, который является самым подходящим для формирования нравственной воспитанности личности, т.к. в этот возрастной период происходят изменения в психическом, физическом и социальном аспектах развития личности. Педагоги в своей работе могут использовать разнообразные формы, методы и средства нравственного воспитания дошкольников. Мы в своей работе использовали метод организации коллективной деятельности в процессе создания детских мультфильмов нравственного содержания. Данный процесс не только формирует нравственную воспитанность детей, но и способствует становлению у дошкольников осознанного отношения к выбору и оценки качества потребляемой ими мультпродукции, развивает познавательную активность, логическое мышление, художественно-творческие способности, образно-художественное восприятие мира, расширяет кругозор, воспитывает интерес, внимание, общую культуру, умение договариваться и распределять роли в совместной работе. Создание мультфильма начинается с придумывания детьми сюжета будущего мультфильма совместно с воспитателем. После этого дети рисуют раскадровку (последовательность рисунков, определяющих монтажные планы), выбирают технику создания мультфильма (пластилиновый, кукольный, рисованный и др.), изготавливают декорации и персонажей. Съёмка готовых персонажей происходит в соответствии с задуманным сюжетом, при этом дошкольники распределяют роли, каждый отвечает за свою работу. Последним этапом изготовления мультфильмов является монтаж и озвучивание. Монтаж производится взрослым на компьютере в специальной программе, например, Киностудия Windows, дети в этом процессе наблюдатели. Нами был намечен план работы по нравственному воспитанию посредством собственной мультипликации, в котором нашли отражение следующие нравственные темы: добро, дружба, труд, природа, честность, справедливость, грусть и радость и т.д. Каждая тема заканчивалась съёмкой, монтажом и озвучиванием мультфильма. Готовый продукт демонстрировался детям других групп и родителям участников процесса создания мультфильмов. Прежде чем создать мультфильм по той или иной теме, мы проводили предварительную работу: этические беседы, викторины, игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры, создавали альбомы, организовывали просмотры мультфильмов, сюжетных картинок, чтение книг с последующим их обсуждением. Только после этого приступали к процессу создания мультфильма. На первых занятиях дети познакомились с процессом создания мультфильмов, с профессиями мультипликаторов, с техниками мультипликации, с этапами и технологиями изготовления мультфильма, с правилами составления сюжета. На последующих занятиях дети уже на практике воплощали процесс создания мультфильма и пробовали себя в ролях сценариста, художника и режиссёра. В процессе создания мультфильма дети познакомились с эмоциями человека, различными поступками людей, правилами вежливого отношения к окружающим, заботой о животных, с понятиями честность, храбрость, смелость, добро, зло, оценивали различные виды поступков, высказывали своё мнение, как бы они поступили в этих ситуациях. Результатами нашей работы стали изготовление мультфильмов: "Дружба нам всего дороже", "Грустный и радостный день", "Вежливый медвежонок", "Что нам стоит дом построить?" "Жили-были, правда и ложь", "Добрые дела". Завершающим является мультфильм "Самое заветное желание" по мотивам сказки В. Катаева "Цветик-семицветик". Таким образом, участие детей в создании собственных мультфильмов нравственного содержания способствует расширению кругозора, формированию нравственных чувств, качеств, умений и навыков поведения, помогает осваивать способность к различию добра и зла, долга и справедливости, формированию умения взаимодействовать с окружающими людьми, обучают детей согласовывать свои действия, способствуют накоплению морального опыта. Список литературы
|