«Создание современного пространства в ДОО по духовно-нравственному воспитанию: центры по духовно-нравственному развитию». |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Шевцова Дина Владимировна Шубная Виктория Фёдоровна Немна Светлана Александровна | |||
06.04.2021 21:32 | |||
«Создание современного пространства в ДОО по духовно-нравственному воспитанию: центры по духовно-нравственному развитию». Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный компонент всего дальнейшего образования. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс целенаправленного развития духовной сферы человека, как внешней, так и внутренней. В процессе духовно-нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении. Духовно-нравственное воспитание непосредственно влияет на телесное развитие ребенка и определяет зрелость психофизиологической личности. У дошкольника формируются представления о доступных его пониманию конкретных фактах общественной жизни, поэтому именно с дошкольного возраста необходимо начинать духовно-нравственное воспитание. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания так же заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Таким образом, в настоящее время основной целью дошкольного воспитания является целостное духовно-нравственное развитие личности ребенка. Исходя из цели, формулируются задачи:
Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее. Духовно-нравственный компонент в образовательной программе МДОУ представлен Программой духовно-нравственной направленности «Живой родник» разработанной на основе программы «Православная культура для малышей» Л.Л. Шевченко и учебно-методический комплект для дошкольников «Добрый мир». Цель программы определяется как развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей, с учетом возрастных особенностей детей, и представлен вариативными видами деятельности, с учётом регионального компонента (на основе собственных разработок). Образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию и развитию дошкольников осуществляется в соответствии с комплексным планом мероприятий по художественно-эстетическому и духовно-нравственному воспитанию. Все мероприятия направлены на совершенствование системы духовно-нравственного воспитания детей, развития их творческих способностей и формирование духовно-нравственных качеств личности. В группах оформлены православные и патриотические уголки для детей. Россия, Родина, родной край… до боли знакомые каждому человеку слова. Содержание уголков представлено православной литературой для детей, раскрасками, педагогами подобраны детские православные журналы, православные календари для детей, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой, оформлены альбомы различной тематики: ( «Храмы Белгородского района», «Дорога к Храму», «Святые места России», «Православные святые»). Опираясь на положительный опыт, рекомендуются следующие формы работы:
- просмотр слайд — фильмов, фильмов, использование аудио записей и технических средств обучения и др. Если ребенок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение подвигом, подъем от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрел «эмоциональный опыт», который будет иметь большое значение для его дальнейшего развития. Список используемой литературы
Методическое пособие М. Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011.
|