Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
Нравственное воспитание
Автор: Шульгина Елена Владимировна Овчинникова Наталья Валерьевна   
01.04.2021 08:26

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

  • Воспитатель Шульгина Елена Владимировна
  • Воспитатель Овчинникова Наталья Валерьевна

БДОУ «Детский сад № 236»

Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи, осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности, а в этом конечно на наш взгляд поможет игра. Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь важной и актуальной в наше время является использование игры в целях всестороннего развития личности ребенка.

 

Само понятие «ролевая игра» рассматривается в толковом словаре как форма моделирования ребенком, прежде всего социальных отношений и может быть представлена как свободная импровизация, не подчиненная жестам и правилам. Понятие сюжет в «Большой энциклопедии Кирилла и Мифодия» трактуется как способ развертывания событий, последовательность и мотивация, пространственно — временная динамика изображаемого. Cюжетно-ролевая игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. В структуре игры, как деятельности можно выделить следующие элементы: мотив, сюжет, игровое действие, игровая роль, воображаемая ситуация, игровой материал.

В своей практике мы стараемся больше уделять время сюжетно-ролевым играм, потому что что дети играют мало и примитивно, уровень отображения действительности в игре не всегда соответствует их возрастным возможностям, в играх детей в настоящее время наблюдается много негатива, дети отображают неумение вести себя в обществе, жестокость, неуважение к старшим. В детском саду нельзя работать не играя, так как ребенок- человек играющий. Иногда смотришь на детей, которых играть не учили: игрушек полно, играй — не хочу. А дети не знают на чем остановиться, не оказалось среди них лидера, который смог бы организовать игру. Но если им помочь распределить роли, подсказать сюжет, то они и заиграют. И тогда в следующий раз им легче развернуть игровую ситуацию.

Со своими воспитанниками мы проводили следующие сюжетно-ролевые игры с целью воспитания нравственных качеств:

  • «Семья». Данная игра воспитывает у детей качества, свойственные будущим родителям (чуткость, способность к сопереживанию, развивает умение замечать душевное состояние другого человека, заботиться о людях);
  • «Летчики», «Космонавты», «Детский сад», «Дорога». Эти игры воспитывают у детей нравственно-волевые качества, готовят их к труду, Роль, исполняемая ребенком в игре, побуждает его вести себя так, как и ведет себя в жизни настоящий летчик, шофер. Взаимодействие с партнером мобилизует весь нравственный опыт ребенка;
  • «Школа». Эта игра готовит ребенка к обучению в школе. Ребенок примеряет на себя новую социальную роль школьника — прилежного ученика, учит строить взаимоотношения с окружающими;
  • «Больница». Игра воспитывает сочувствие, симпатию, жалость, внимательное отношение к другим людям, вежливость;
  • «Магазин». Данная игра воспитывает культуру поведения в общественных местах, помогает закрепить нравственные привычки говорить спасибо, пожалуйста, воспитывает дружеские взаимоотношения и другие игры.

Для нравственного воспитания дошкольников особенно важны сюжетно-образные игрушки: куклы, мишки, Чебурашка, Буратино. Не следует иметь специально игрушки для мальчиков и девочек. Всем детям одинаково нужны куклы, транспорт, конструктор. Дети могут использовать игрушки – заместители. Например, песок превращается в кашу, кубик в утюг и конструктор в торт.

На основе выделенных педагогами и психологами положений о роли игры в жизни дошкольника, можно сделать вывод, что игра, тогда становится важным средством духовно-нравственного воспитания, когда в совместных действиях дети переживают радость успеха или горечь неудач. В игре дети переживают настоящие чувства, на основе которых рождаются товарищество, дружба, коллективизм, взаимопомощь, сопереживание.

Список литературы:

  1. Поддьяков Н.Н. Нравственное воспитание дошкольника. — М., 2000. 68с.
  2. Азбука нравственного воспитания под ред. И.А. Каирова. — М.; «Про-свещение» 2005-320с.
  3. Изучение развития и поведения детей. / Под ред. Л.П. Липпситт, Ч.К. Спайкер. – М., 2006. 37с.
  4. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. / Под ред. Т.А. Ре-пиной. – М., 2006. 56с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год