ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Шульгина Елена Владимировна Овчинникова Наталья Валерьевна | |||
01.04.2021 08:26 | |||
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
БДОУ «Детский сад № 236» Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи, осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности, а в этом конечно на наш взгляд поможет игра. Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь важной и актуальной в наше время является использование игры в целях всестороннего развития личности ребенка.
Само понятие «ролевая игра» рассматривается в толковом словаре как форма моделирования ребенком, прежде всего социальных отношений и может быть представлена как свободная импровизация, не подчиненная жестам и правилам. Понятие сюжет в «Большой энциклопедии Кирилла и Мифодия» трактуется как способ развертывания событий, последовательность и мотивация, пространственно — временная динамика изображаемого. Cюжетно-ролевая игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. В структуре игры, как деятельности можно выделить следующие элементы: мотив, сюжет, игровое действие, игровая роль, воображаемая ситуация, игровой материал. В своей практике мы стараемся больше уделять время сюжетно-ролевым играм, потому что что дети играют мало и примитивно, уровень отображения действительности в игре не всегда соответствует их возрастным возможностям, в играх детей в настоящее время наблюдается много негатива, дети отображают неумение вести себя в обществе, жестокость, неуважение к старшим. В детском саду нельзя работать не играя, так как ребенок- человек играющий. Иногда смотришь на детей, которых играть не учили: игрушек полно, играй — не хочу. А дети не знают на чем остановиться, не оказалось среди них лидера, который смог бы организовать игру. Но если им помочь распределить роли, подсказать сюжет, то они и заиграют. И тогда в следующий раз им легче развернуть игровую ситуацию. Со своими воспитанниками мы проводили следующие сюжетно-ролевые игры с целью воспитания нравственных качеств:
Для нравственного воспитания дошкольников особенно важны сюжетно-образные игрушки: куклы, мишки, Чебурашка, Буратино. Не следует иметь специально игрушки для мальчиков и девочек. Всем детям одинаково нужны куклы, транспорт, конструктор. Дети могут использовать игрушки – заместители. Например, песок превращается в кашу, кубик в утюг и конструктор в торт. На основе выделенных педагогами и психологами положений о роли игры в жизни дошкольника, можно сделать вывод, что игра, тогда становится важным средством духовно-нравственного воспитания, когда в совместных действиях дети переживают радость успеха или горечь неудач. В игре дети переживают настоящие чувства, на основе которых рождаются товарищество, дружба, коллективизм, взаимопомощь, сопереживание. Список литературы:
|