Духовно-нравственное воспитание современных дошкольников. |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Воловикова О.А., Телегина Н.В. | |||
18.12.2020 15:54 | |||
Духовно-нравственное воспитание современных дошкольников.
воспитатели МАДОУ «Солнышко» п. Чернянка Белгородской области В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Слово Божие спокон веков звучало на Руси как-то по — особенному. Недаром Русь часто называли Святой. Тогда ещё не существовало такой организационной системы дошкольного образования, которую мы имеем сегодня. А религиозное самосознание формировалось в таком нежном возрасте только в семье. Кстати, во времена советской власти именно бабушка в семье давала ребёнку азы Православия и молилась за ребёнка и его родителей. И в данный момент, на опыте познав разрушительные последствия атеизма, поворачиваясь лицом к не проходящим духовным идеалам, мы обязаны сохранить и передать Божественный огонь Православия следующим поколениям. Именно первые шаги духовного воспитания дошкольников – это радость приобщения к Православным традициям нашего народа.
Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир. Проблему духовно- нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”. Известно, что основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура — это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры — праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается. Церковные праздники всегда были особо почитаемые русским народом. Православные праздники – это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта — всего без чего мы – не полны, не цельные. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. В связи с этим целью духовно-нравственного воспитания дошкольников является воспитание человека, обладающего такими высокими духовными и нравственными качествами, как трудолюбие, честь, совестливость, любовь к Отечеству, преданность семейному очагу. Содержание духовно-нравственного воспитания в народной педагогике включает в себя воспитательный опыт народа, его педагогические воззрения, идеи, традиции в области воспитания. Для того чтобы духовно-нравственное воспитание было успешным, необходима системная организация на всех его уровнях. Организация духовно-нравственного воспитания предусматривает разработку нормативно-правового сопровождения, создания оптимальной системы подготовки и переподготовки педагогов, взаимодействие социальных институтов: образовательное учреждение, семья, социальные институты, церковь и т. д. Самым же важным звеном организационной работы является построение практической воспитательной работы, что предполагает разработку соответствующих форм и методов. И здесь, видимо, самый сложный участок работы, потому что именно на уровне форм и методов содержание воспитания становится реальным живым воспитанием. Каждый возрастной период имеет свое особое значение для духовно-нравственного развития ребенка. В силу этого духовно-нравственное воспитание должно быть системно организовано в детском саду в виде постоянных занятий, различных мероприятий, праздников. Особую проблему сегодня представляет оптимальное содержание воспитания для детских садов. Видимо, такое содержание должно строиться из трех важнейших компонентов. Во-первых, основу содержания духовно-нравственного воспитания в детских садах составляет православная культура, а ее главной содержательной линией являются православные праздники, как нечто по-настоящему доступное для ребенка этого возраста. Во-вторых, народное творчество: песни, пословицы, поговорки и т. д., но прежде всего сказка. Фольклор особенно важен в силу его нравственной определенности, а потому соответствия возрастным особенностям дошкольника. В-третьих, природный календарь, который понятен и доступен ребенку. Содержание духовно-нравственного воспитания предполагает и разработку учебно-методических материалов и технологий, соответствующих этому возрасту. Основной задачей духовно-нравственного воспитания является формирование и развитие составляющих сфер личности: духовно-практической, социокультурной, социальной, психофизиологической. Развитие каждой сферы происходит через развитие нравственного сознания, формирование нравственной позиции и выбора нравственного поведения. Система духовно-нравственного воспитания помогает заинтересовать и привлечь к партнёрскому сотрудничеству семьи дошкольников, с целью развить у ребёнка уважение к обществу, традициям семьи, родного края, Отечества, т. е. неразрывной цепочки общечеловеческих духовно-нравственных ценностей. В рамках духовно-нравственного воспитания необходимо знакомить детей с профессиями пап, мам, дедушек, бабушек, с династиями, со значимостью добросовестного отношения к любому делу, с мастерством, уважаемым в обществе, социуме. В детском саду целенаправленно идет процесс приобщения детей к труду, а также предлагается понаблюдать за профессиональной деятельностью взрослых во время экскурсий, целевых прогулок, просмотра видеороликов, рассмотреть форменную одежду, приборы или специальные атрибуты, знаки отличия. Содержание духовно-нравственного воспитания детей и родителей ориентируется на сферу православной культуры. Поэтому нужно постоянно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на педагогов, инициирующих процессы духовно-нравственного воспитания детей и родителей. Педагог, имея дело с детскими душами, должен постоянно совершенствовать собственный духовный мир, чтобы всегда и во всем быть идеалом "человечности" для своих воспитанников, созидателем важнейших ценностей жизни: Истины, Добра, Красоты. Один из талантливых и глубоких педагогов, представителей педагогики Русского Зарубежья священник Александр Ельчанинов писал: "Нельзя врачевать чужие души,"помогать людям", не излечив себя, приводить в порядок чужое душевное хозяйство с хаосом в собственной душе, нести мир другим, не имея его в себе».
|