Статья «Эмоционально-нравственное развитие ребенка в образовательной организации» |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Апичина Елена Викторовна Чернявская Ирина Владимировна Мушинская Наталия Владимировна | |||
27.09.2020 10:22 | |||
Статья «Эмоционально-нравственное развитие ребенка в образовательной организации» В настоящее время интерес к эмоционально-нравственному развитию ребенка в образовательной организации стремительно растет. В условиях, обновляющихся в нашей стране социальных отношений, демократизации и свободы общества, исключительно важно, чтобы сама личность ребенка стремилась быть эмоционально-нравственной. В этой ситуации особенно актуально эмоционально -развитие подрастающего поколения в условиях дошкольных образовательных организаций, так как педагоги образовательной организации способны в различных видах деятельности развивать эмоционально-нравственные качества личности ребенка: сопереживание и сочувствие; эмоциональную отзывчивость; стремление помочь другому; стремление поступать «хорошо» или «плохо»; стремление соблюдать правила нормы и поведения. Ключевые слова: личность, нравственные качества, нравственные потребности, нравственные убеждения, нравственные привычки и поступки, эмоции и чувства, эмоционально-нравственное развитие.
Проблема эмоционально-нравственного развития личности ребенка имеет большую социальную значимость, а эмоционально-нравственное совершенствование общества и личности ребенка может быть отнесено к категории общечеловеческих, общенаучных и вечных [2]. Период детства – это самый благоприятный период для эмоционально-нравственного развития личности ребенка, так как именно в этом возрасте происходит интенсивное личностное развитие, которое включает компоненты эмоционально-нравственного развития: осознание и реализацию принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения, эмпатию, эмоциональную отзывчивость, сострадание, сопереживание, сочувствие соучастие, стремление помочь другому [1]. Исследователь Т. М. Грабенко [4] полагает, что эмоционально-нравственное развитие — это процесс, который включает в себя нравственные потребности (стремление соблюдать нормы и морали, принятые в обществе), нравственные убеждения (активное положительное отношение к общечеловеческим нравственным ценностям), нравственные привычки (потребность к совершению нравственных поступков) и поступки (поступки совершаемое с соблюдением норм и морали, принятых в обществе), нравственные эмоции (эмоции одобрения, осуждения, удовлетворения, радости, сомнения, гнева, стыда, сочувствия) и нравственные чувства (чувства справедливости, долга, чести, совести, достоинства и т. д.). Эмоционально-нравственное развитие детей осуществляется как процесс, состоящий из формирования и разрешения различных противоречий [3]. Цели, задачи и содержание эмоционально — нравственного развития личности ребенка в дошкольной образовательной организации обозначены в Федеральных государственных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) [6]. Педагоги дошкольных образовательных организаций стремиться создать различные условия для эмоционально-нравственного развития личности ребенка:
Основным педагогическим условием эмоционально-нравственного развития личности ребенка в дошкольной образовательной организации являются различные специальные программы. Ю. С. Вечканова [3] предлагает использовать для эмоционально-нравственного развития личности ребенка программу «Сказка как основа эмоционально-нравственного развития личности ребенка». Цель программы: эмоционально-нравственное развития личности ребенка посредством использования сказки. Задачи программы:
Примерное тематическое планирование по программе Ю. С. Вечканова «Сказка ложь да в ней намёк добрым молодцам урок» [3] следующее: Занятие 1. Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Задачи: активизировать эмоциональную сферу детей; осознание и реализацию принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения; закреплять умение оценивать поступки героев, составлять их характеристики; воспитывать любовь, бережное отношение к близким людям. Развиваемые эмоционально-нравственные качества личности ребенка: эмпатию, эмоциональную отзывчивость, сострадание, сопереживание, сочувствие соучастие, стремление помочь другому. Занятие 2. Сказка «Иван-Царевич и Серый Волк» Задачи: активизировать эмоциональную сферу детей; осознание и реализацию принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения; показать особенности семейных и общечеловеческих взаимоотношений, выручки и взаимопомощи; развивать эмоциональную отзывчивость, сострадание, сопереживание, сочувствие соучастие, стремление помочь другому. Развиваемые эмоционально-нравственные качества личности ребенка: любовь к ближним, забота о старших и младших; справедливость, милосердие. Занятие 3. Сказка «Иван-Царевич и Серый Волк» Задачи: активизировать эмоциональную сферу детей; осознание и реализацию принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения; воспитывать добрые отношения в семье, в кругу друзей, к людям. Развиваемые эмоционально-нравственные качества личности ребенка: любовь к ближним, забота о старших и младших; справедливость, милосердие. Занятие 4. Сказка «Сивка-Бурка» Задачи: активизировать эмоциональную сферу детей; осознание и реализацию принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения; ознакомить детей с такими эмоционально-нравственными категориями как послушание, милосердие, ответственность за порученные дела; воспитывать ответственность за свои поступки. Развиваемые эмоционально-нравственные качества личности ребенка: послушание, милосердие, ответственность за порученные дела, преодоление трудностей на пользу общего дела. Занятие 5. Сказка «Царевна- лягушка» Задачи: активизировать эмоциональную сферу детей; осознание и реализацию принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения; активизация эмоционального восприятия детей; воспитание ответственности за своих близких и друзей. Развиваемые эмоционально-нравственные качества личности ребенка: справедливость, милосердие, любовь к природе, стремление защищать ее и оберегать Занятие 6. Сказка «Крошечка- Хаврошечка» Развиваемые эмоционально-нравственные качества личности ребенка: нормы и правила поведения, эмпатия, эмоциональное сострадание, сопереживание, сочувствие соучастие, стремление помочь другому; воспитывать чуткость, отзывчивость, умение отличать эмоционально- нравственные качества от физических. Развиваемые эмоционально-нравственные качества личности ребенка: доброе отношение к людям, уважение и забота о старших. Занятие 7. Сказка «Летучий корабль» Задачи: активизировать эмоциональную сферу детей; осознание и реализацию принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения; воспитывать жизнерадостное отношение к окружающему миру, чувство дружбы. Развиваемые эмоционально-нравственные качества личности ребенка: ответственность за свои поступки, уважение и забота о старших Занятие 7. Сказка «Каша из топора» Задачи: активизировать эмоциональную сферу детей; осознание и реализацию принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения; воспитывать милосердие, сочувствие к окружающим. Развиваемые эмоционально-нравственные качества личности ребенка: справедливость, милосердие, целеустремленность, эмпатия, эмоциональная отзывчивость, сострадание, сопереживание, сочувствие соучастие, стремление помочь другому. Занятие 9. Сказка «Морозко» Развиваемые эмоционально-нравственные качества личности ребенка: справедливость, милосердие, честь; любовь к ближним, забота о старших и младших; целеустремленность. Развиваемые эмоционально-нравственные качества личности ребенка: ответственность за свои поступки, справедливость, милосердие. Занятие 10. Сказка «Самое дорогое» Задачи: активизировать эмоциональную сферу детей; осознание и реализацию принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения, эмпатию, эмоциональную отзывчивость, сострадание, сопереживание, сочувствие соучастие, стремление помочь другому. Развиваемые эмоционально-нравственные качества личности ребенка: справедливость, милосердие, честь; эмпатия, эмоциональная отзывчивость. Таким образом, эмоционально-нравственное развитие — это процесс, который включает в себя нравственные потребности, нравственные убеждения, нравственные привычки и поступки, нравственные эмоции и нравственные чувства. Дошкольная образовательная организация становиться первым институтом эмоционально-нравственное развития личности ребенка. Педагоги создают различные условия для эмоционально-нравственного развития личности ребенка. Одним из основных условий эмоционально-нравственного развития личности ребенка в дошкольной образовательной организации являются различные специальные программы, например, программа Ю. С. Вечканова предлагает использовать для эмоционально-нравственного развития личности ребенка программу «Сказка как основа эмоционально-нравственного развития личности ребенка». Цель программы: эмоционально-нравственное развития личности ребенка посредством использования сказки. Данная программа развивает следующие компоненты эмоционально-нравственного развития личности ребенка: эмпатия, эмоциональная отзывчивость, сострадание, сопереживание, сочувствие соучастие, стремление помочь другому, стремление поступать «хорошо» или «плохо», стремление соблюдать правила нормы и поведения. Список литературы
|